Врач империи льда
Наш земляк, врач Константин Ефремов вернулся в Ярославль из 57-й арктической экспедиции. Накануне празднования тысячелетия Ярославля мэрия города организовала в честь этого знаменательного события экспедицию ярославцев в Антарктиду.Но так получилось, что среди желающих поехать на южный полюс не было ни одного врача. Молодой доктор Константин Ефремов узнал про юбилейную арктическую экспедицию и, получив дополнительные медицинские специальности, через год отправился зимовать на станцию.
Он уехал в Антарктиду осенью 2011 года. В конце марта-начале апреля научно-исследовательское судно «Академик Федоров» взяло полярников на борт, и наш земляк-приключенец возвращается в родной Ярославль. Вот рассказ полярника «из первых рук».
Ничья земля
Наша станция «Новолазаревская» (70050’46» ю.ш. 11050’50» в.д.) расположена на крайней юго-восточной оконечности оазиса Ширмахера на Земле Королевы Мод (Восточная Антарктида), примерно в 80 км от берега Южного океана (моря Лазарева).
Помимо научных исследований одной из главных задач, стоящих перед восьмью российскими действующими научными полярными зимовочными станциями, является негласное геополитическое закрепление территорий Антарктиды за нашей страной.
Согласно международному договору материк Антарктида не принадлежит ни одному из государств. Но все прекрасно понимают, что эта «ничья земля» с каждым годом все сильнее притягивает к себе взоры ведущих мировых держав. И дело здесь не только в научном интересе, но и в огромных запасах нетронутых природных ресурсов. Наша страна располагает пятью научно-исследовательскими станциями и тремя сезонно-полевыми базами – это намного больше, чем закреплено за другими государствами. К примеру, США владеют тремя станциями, Индия и Китай — двумя. А Германия и множество других стран имеют только по одной.
Обманчивое солнце
Погода весь сезон по антарктическим меркам стояла поразительно теплая: от -5 до +4, ветров почти не было. Именно в это время Антарктида балует своим специфическим летом. Антарктическое лето приходит вместе с установлением полярного дня. Это время, когда солнце не заходит за горизонт, а безустанно кружит над «белой пустыней», безжалостно растапливая огромные массивы снега. Кстати, соблюдая православные традиции, практически весь зимовочный состав совершил на праздник Крещения заплыв в ближайших вскрывшихся озерах. Горячее солнце ласково согревало задубевшие от ледяной воды тела отважных полярников. Хотя ласковость антарктического солнышка обманчива. Наше светило в этих широтах обладает повышенной радио-активностью, и даже обычная прогулка на открытом воздухе без солнцезащитных очков чревата ожогами сетчатки глаз.
Туристический рай
Отличительная черта нашей станции от всех других действующих российских антарктических баз – наличие аэродрома для довольно крупных самолетов типа Ил-76 или американских «Геркулесов». Так что посетить Антарктиду, или «белую пустыню», как ее называют иностранцы, может себе позволить почти любой желающий, заказавший билет стоимостью 10000 долларов в один конец. В наше время различные туристические фирмы продают путевки стоимостью от 40000 долларов. Наличие собственных воздушных ворот накладывает свой отпечаток на жизнь нашей станции в сезонный период. Никто из других полярников не видит столько иностранных туристов из разных уголков мира, атакующих белый материк. Французские, английские и российские альпинисты приезжают покорять горные вершины знаменитого массива Вольтат, высота которого достигает 3000 м. Много так называемых бейсджамперов (смелых людей, прыгающих с горных вершин, парящих в небе, подобно птицам). Вообще, побережье Антарктиды летом, в туристический сезон, на разных круизных кораблях посещают около 50 тысяч человек в год. В глубь континента устремляются около 5000 человек, а зимой остаются только работники международных научных станций, это около 1200 человек.
Недалеко от границ «Новолазаревской» расположен туристический комплекс. Его русская баня занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая южная отдельно стоящая баня. Правда, помывочная нашей станции еще южнее, но, видимо, она не отдельно стоящая, а то бы тоже попала в знаменитый перечень. Недалеко от индусской станции расположилась сезонная туристическая «база Патрика». Ее основатель, англичанин, проживающий в ЮАР, старается усердно конкурировать в области туристического бизнеса с нашей стороной. И, надо сказать, дается ему это нелегко. Условия для туристов на его базе куда аскетичнее, бани в классическом понимании вообще нет. Поэтому его туристы любят посещать наш «Оазис». Да оно и понятно: теплее и веселее. А на память о пребывании в «лагере Патрика» английский коммерсант придумал в загранпаспорте ставить символические антарктические визы, уверяя, что это безопасно. Своим документом я лично рисковать не стал. Уж очень хотелось вернуться домой без происшествий и конфликтов с таможней.
Комментарии