12:48
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 ноября 2010

Все началось с «Маскарада»

В Ярославле в самом разгаре XI международный Волковский фестиваль. В этом году он второй раз проходит под девизом «Русская драматургия на языках мира». Начался фестиваль традиционно, так же, как и все предыдущие 11 лет – с вручения премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова.


Лауреатами в 2010 году стали Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел», Хакасский национальный театр кукол «Сказка» и художественный руководитель – директор Казанского академического русского большого драматического театра Александр Славутский. По традиции фестиваль открылся спектаклем одного из свежеиспеченных лауреатов.
Имя режиссера­постановщика спектакля «Маскарад» театра «Красный факел» Тимофея Кулябина ярославскому зрителю хорошо знакомо. Именно он весной этого года на сцене Волковского давал «Кармен» – спектакль довольно авангардный и явно на любителя постановочных экспериментов. У тех, кто в первый фестивальный день пришел на «Маскарад», вероятно, было дежавю – уж очень похоже на «Кармен». Режиссер­постановщик новеллу французского писателя воплотил теми же средствами, что и пьесу русского поэта. Те же огромные, утомляющие паузы между репликами, которые, по идее, должны нагнетать ужас, а на деле лишь создают атмосферу ужасной скуки. Танец в «Маскараде» до боли напоминает пляски работниц сигарной фабрики из «Кармен» – те же изгибающиеся, похотливо­сексуальные движения.

Отличия в деталях. Если в «Кармен» в костюмах персонажей акцент делается на «цвете испанской страсти и корриды» – красном, то в русском «Маскараде» герои одеты в черно­белые тона. Главный герой Арбенин напоминает одновременно Мефистофеля и пахана с зоны. Князь Звездич, спокойный малый, вдруг впадает в какие­то танцевальные конвульсии. На этом фоне Нина кажется существом из иного спектакля – такого спокойного, классического, традиционного. Наверное, этот контраст и призван подчеркнуть разницу между миром «маскерада» – лживым и циничным и чистой, незаслуженно обвиненной Ниной.
Сцена – это некое пространство, там вращается мостик из ниоткуда в никуда, превращаясь то в дом Арбениных, то в дуэльную площадку. Гипертрофированные звуки, стуки, напоминающие биение сердца… Спектакль изобилует подобного рода «фишками», «приемами», «находками». Порой даже слишком…
Фестиваль продолжается спектаклями, поставленными в Казани, Абакане, Перми. Волковский театр представит на суд зрителя два спектакля – это премьеры прошлого сезона «Екатерина Ивановна» и «Три сестры».
За «языки мира», на которых играют фестивальные спектакли в этом году, «отвечают» венгерский и корейский. Театр из города Дебрецен в понедельник и вторник показал две постановки – «Парикмахершу» и «Человека крылатого» по произведениям российских писателей. А в предпоследний день фестиваля, 6 ноября, театр из Кореи покажет свое видение «Крейцеровой сонаты» по произведению Льва Толстого.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать