02:02
вторник,
3 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 июля 2014

Затянули зеленый пояс

Корреспондент «Городских новостей» разобрался, какие нормативы действуют при вырубке деревьев в городе, и помогают ли они сохранить зеленое убранство Ярославля.   

 Санитары-строители
   Выпиливаются и вырубаются деревья в Ярославле практически круглогодично. А вот посадок новых вместо тех, что исчезают, горожане практически не видят. Разве что в сквере в Мукомольном переулке произошла история со счастливым исключением из этого правила – правда, и общественный резонанс порубки там был особенный.
   Гораздо чаще, однако, бывает по-другому. Сначала жители начинают бить тревогу по поводу начавшейся где-то вырубки. Агентство по муниципальному заказу ЖКХ города Ярославля утверждает, что вырубаются только старые и больные деревья (так называемая санитарная порубка). А спустя время участок, на котором запланирована застройка, освобождается от растительности целиком. К примеру, по такой же схеме развивались события, из-за которых в редакцию «Городских новостей» обратились жители Красноперекопского района, возмущенные вырубкой рощи за домом по улице Бахвалова, 9б.

   – Если участок земли находится в собственности физического или юридического лица, то ему принадлежат и зеленые насаждения на этом участке, однако это не означает, что он может ими свободно распоряжаться, – рассказала Людмила Павлова, заместитель начальника отдела по благоустройству ДГХ мэрии Ярославля. – Если есть разрешение на строительство на этом участке какого-то объекта, то организация должна обратиться с заявлением в наш департамент. Мы (как правило, вместе с представителями Агентства по муниципальному заказу ЖКХ) выходим на место и составляем так называемую перечетную ведомость. В ней указываются все деревья, которые составляют зеленый фонд Ярославля. За вырубку каждого такого дерева владелец должен перечислить определенную сумму, равную так называемой восстановительной стоимости дерева, в бюджет города – ее определяют наши специалисты исходя из состояния растения. Обычно на участке обнаруживаются деревья в аварийном состоянии. За вырубку таких деревьев деньги не взыскиваются.

Береза дороже тополя
   Кстати, восстановительная стоимость определяется по очень хитрой формуле, в которой присутствуют более десяти разных параметров: порода дерева, его возраст, место произрастания. И жизнь молодой березки может быть оценена выше, чем тополя, который дотянулся практически до неба.  

   Получается, что такая порубка осуществляется в два этапа – сначала санитарная, а потом, когда деньги за здоровые деревья поступают в бюджет города, ДГХ выносит распоряжение о сносе  всех остальных зеленых насаждений.
   В этом смысле все делается абсолютно по закону. Правда, купюры хотя и бывают зеленого цвета, фотосинтезом заниматься решительно не желают. Да и вид их радует скорее в бюджете, чем на улице.
   Когда дело касается жилых кварталов, ситуация несколько компенсируется активностью новоселов, которые сами воссоздают зеленые насаждения около своих домов. Если же разговор идет о строительстве недвижимости коммерческой, перспективы зеленых насаждений выглядят не так радужно.
   Естественно, городской бюджет тонким ручейком восстановительной стоимости не наполнить. По словам депутата муниципалитета заведующей кафедрой зоологии естественно-географического факультета ЯГПУ Елены Анашкиной, за все время работы депутатов шестого созыва вопрос о том, чтобы часть денег, вырученных за снос зеленых насаждений, пустить на их восстановление, даже не обсуждался.
   Конечно, есть и другой подход к вопросу. Постановление мэрии Ярославля от семнадцатого июня 2010 года № 2409 не зря называется «Положение о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля».

Компенсации в натуре
   Со сносом у нас хорошо дело обстоит – а что получается с пересадкой? Регламентируется она в первую очередь пунктом 3.6 упомянутого постановления, который гласит: «Оплата восстановительной стоимости не освобождает субъектов, по инициативе которых производится снос (пересадка) зеленых насаждений, от выполнения работ по озеленению, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию или ремонт объектов». То есть если в Генеральном плане города подразумеваются зеленые насаждения после строительства того или иного объекта, то собственник земельного участка обязан их воссоздать. Или даже создать заново, если их не было прежде.

   А вот нормы, которая бы обязывала собственников высаживать деревья вместо спиленных, в законе нет.
   – На самом деле, даже если бы такая норма существовала, состояние законодательной базы не позволяет считать, что это решило бы вопрос полностью, – считает Елена Николаевна Анашкина. – Каждое дерево, высаженное в городе, нужно охранять, за ним надо ухаживать, оно должно быть расположено так, чтобы не создавать трудностей для горожан.  Необходимо также помнить, что компенсация должна быть адекватной – вряд ли жителей Красноперекопского района утешит факт, что вместо ста деревьев, которых они лишились, в Заволжском районе будет высажено двести. Все эти факторы нужно не просто учитывать при компенсационном озеленении – они должны быть прописаны в соответствующих законах. В противном случае сама идея такого озеленения может легко превратиться в профанацию.

   Отчасти ситуацию уравновешивает решение муниципалитета Ярославля от 30.01.2004 (с изменениями от 02.08.2013) «Об утверждении правил благоустройства города Ярославля». Там говорится хотя бы о том, как сохранять уже имеющиеся зеленые насаждения. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация – штраф за порубку в лесу, где компенсировать вред от него гораздо проще и дешевле, в десять раз выше, чем за аналогичное правонарушение, допущенное в городе. А у нас ведь даже каждый куст сегодня наперечет.
Анатолий КОНОНЕЦ

Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать