22:56
суббота,
8 февраля 2025 г.
Температура
НУ И ПОГОДА
С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 октября 2014

Зажечь огонь в душе ребенка

Учитель не профессия, а образ жизни. С  этим тезисом завуч по учебно­-воспитательной работе школы №36, преподаватель русского языка и литературы Елена Владимировна Синотина согласна полностью, и вся ее жизнь – яркое тому доказательство.   

 

Мы встретились с педагогом в ее небольшом школьном кабинете, и с первых же минут общения стало понятно, что Елена  Владимировна великолепный рассказчик, которому несложно заинтересовать собеседника и удерживать его внимание долгое время. Особая спокойная манера речи, приятный тембр голоса, полное владение материалом, умение донести свою мысль до собеседника,  подкрепить ее яркими примерами – все  выдает в ней Учителя с большой буквы.
    По ее признанию, стать учителем она мечтала  с детства, поэтому сомнений не было – документы выпускница Елена подала на факультет русского языка,  литературы и мировой художественной культуры Ярославского педагогического университета. Помочь с выбором специальности помогла учитель Ольга Валентиновна Данилова, которая однозначно видела свою ученицу только филологом.

    К тому же Елена по натуре активистка. В школе занималась организационной работой, была председателем совета отряда, возглавляла культурно-массовый сектор, вела шефскую работу, внеклассные мероприятия – сказки, огоньки, конкурсы – все было на ней.
    Да и сегодня, спустя 20 лет педагогической деятельности, Елена Владимировна темпы не снижает. Остается только удивляться, как ей удается совмещать пятнадцать часов учебной  нагрузки, внеклассные занятия театрального кружка, обязанности завуча, работу методистом в городском центре развития образования и участие в педагогических конкурсах разного уровня. Достаточно сказать, что дважды Елена Синотина номинировалась и побеждала во всероссийском конкурсе лучших учителей России в рамках национального приоритетного проекта «Образование».

   – Я использую выражение «играющий тренер» – нужно понимать суть происходящего, а не только руководить.  В 2007 году, участвуя в конкурсе впервые, я поняла, насколько важно уметь представить свой опыт как стройную систему, правильно оформить документы. И предложила в городском центре развития образования организовать курсы повышения для педагогов, которые  хотят выйти на серьезный уровень, – рассказывает Елена Владимировна. –  Для педагога очень важно умение описывать свой опыт, анализировать его и делать профессиональные выводы. Это дополнительная профессиональная компетенция учителя.

   По мнению Синотиной, преподавание – интересный, глубокий процесс.
   –  Приходишь в школу с хорошим багажом знаний и понимаешь, что живая методика отличается от академической, которая дается в институте. Даже имея готовый план, иногда урок перекраиваешь в зависимости от конкретной ситуации. В этом  самая главная сложность, с которой сталкивается учитель на конкурсе профессионального мастерства, когда ему нужно подготовить урок для детей незнакомого класса. Он не сможет спрогнозировать ответы учеников, поэтому от учителя требуется  умение импровизировать, – считает педагог. – Мы преподаем гуманитарную науку и более свободны в выборе подходов к анализу текста, в выводах, к которым должны прийти.  Мы  пробуем, например, читая «Грозу», сопоставить мнения разных критиков. Тогда ученики понимают, что художественный текст раздвигает горизонты, из него можно извлечь нравственный опыт,  почерпнуть дополнительную информацию об историко-культурных традициях. И каждое новое поколение будет открывать в нем что-то свое. Важно, чтобы учитель умел ставить текст в современную социокультурную ситуацию, извлекать из него максимум того, что интересно современным детям. Русская литература всегда обладала большим интеллектуальным, нравственным, духовным потенциалом. Наша задача на уроках – постараться вычерпать те самые нравственные смыслы, которые заложены в произведении, но посмотреть на это с точки зрения современности.

   По мнению Елены Владимировны, педагогу нужно чувствовать детей,  живо реагировать на современность и пытаться привнести это в свою образовательную практику,  по-другому не может быть. Текст, написанный в девятнадцатом веке, по-иному читается в двадцатом и уж тем более в двадцать первом.
   – Сейчас много говорят о том, что растет нечитающее поколение, но это не так. Ребята читают, в том же нелюбимом многими родителями Интернете. Изменились объем, содержание, способы передачи информации, и, соответственно, стала другой модель чтения,   –  уверена педагог. – Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Я вынуждена согласиться с тем, что текст на урок можно приносить на планшете или в электронной книге. При этом у меня есть условие – быстро находить требуемый эпизод. Мы живем в мире текстов, которые представлены в разном формате, и поэтому приходится мириться, что классика прочитывается с технического средства. Но я сама остаюсь приверженцем книги в традиционном формате.

   Во время нашего разговора мы коснулись и вопроса о натаскивании учеников к ЕГЭ. К сожалению, в наши дни во многих школах именно это ставится во главу угла.
   –  Найти школу, где этого нет, сейчас невозможно. К сожалению,  она стала сферой услуг, и образовательные потребности детей и их семей, особенно в старших классах, сводятся к тому,  чтобы учитель обеспечил высокий балл на ЕГЭ, и  уровень педагога определяется этим. Особенно если говорим о русском языке, –  считает Елена Владимировна. – Можно ли соединить натаскивание и преподавание?  Конечно! Нужно не натаскивать на формат заданий, а обучать конкретным умениям – работать с текстом, с языковым материалом. Чтобы ребенок, выполняя задание, умел сам конструировать способ его решения. Главное, чтобы он понял: учиться интересно, а для этого нужно искать пути, методики, современные ходы. Задача учителя – сохранить в  учениках желание узнавать новое, читать и говорить. Можно прекрасных, умных детей превратить в молчунов, а в среднем по уровню классе пробудить желание развиваться. Сегодняшние дети не будут говорить на уроке, если им неинтересно, и наша задача – тронуть их душу, создать условия, чтобы они захотели раскрыться. Если мне скучно и неинтересно, значит, и моим ребятам тоже. Я не хочу и не умею так работать.
Наталья ВИНОГРАДОВА
Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Наталья ВИНОГРАДОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать