06:25
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 сентября 2011

Здоровье + успех = счастье

У школьников и студентов начался новый учебный год. Это время всегда по-особенному волнительное, ведь даже если ваш ребенок идет в восьмой или девятый класс, он всегда задает себе вопрос: «А что ждет меня впереди?» Что уж говорить о первоклашках, которые с этого года будут учиться по новым образовательным стандартам. Как родителям помочь детям справиться с учебной нагрузкой, адаптироваться в новом коллективе и остаться здоровым и сильным – об этом мы говорим с Ириной КРУПЕННИКОВОЙ, кандидатом психологических наук, педагогом-психологом ГОУ ЯО «Центр помощи детям».

– Ирина Валентиновна, все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. Но существует мнение, что счастливым себя чувствует только успешный ребенок. Это так?
– Я бы разграничила эти два понятия – счастливый и успешный. Понятие «успешный» измеряется вполне конкретными социальными стереотипами. Более того, когда мы говорим о человеке как об успешном, то невольно сравниваем его с другими людьми, как бы оценивая, что у него получается, а что нет. У каждой семьи свои понятия об успешности, и это тоже надо учитывать.

– Однако новые образовательные стандарты в начальной школе подразумевают воспитание именно успешного человека…
– На мой взгляд, это не совсем так. Главное – раскрыть личность ребенка и при этом сделать все, чтобы он не был ведомым, а хотел получать знания и понимал, зачем ему это надо.

– Но в этом­-то и сложность – довести до сознания ребенка, что учиться надо. Во многих семьях возникают конфликты родителей и детей, малыши испытывают психологический дискомфорт, начинают болеть…
– Учебная мотивация формируется только в школе, в процессе учебной деятельности. И самый важный этап – обучение в начальной школе. Родители сколько угодно могут говорить, что учиться надо, но эти слова останутся пустым звуком, если ребенку на уроках будет неинтересно…
Мотивация, в том числе и к учебе, – вещь очень сложная. Ребенку (да и всем нам) куда приятнее находиться в поле «хочу», чем в поле «надо». Но учеба – это почти всегда «надо», отсюда и определенный дискомфорт.
Многие вещи из тех, что мы делаем, являются социальными, поскольку мы живем в обществе и вынуждены зачастую подчиняться слову «надо». Поэтому, говоря о мотивации, мы понимаем: первоначально ребенок делает то, что ему говорит взрослый, потому что он ему доверяет, и лишь затем в его сознании формируется внутренний отклик. И это самое доверие очень важно, без него не получится ничего.
Когда ваш ребенок идет в первый класс, он делает это потому, что этого хотите вы, вы говорите ему, что в школу ходить надо, так как без определенных знаний вы не сможете работать, а значит, не сможете жить. И ребенок вам верит и принимает то, что вы ему говорите. Такая внешняя форма принятия очень необходима, и это само по себе весьма позитивное явление. Но это лишь первый шаг.
Второй шаг малыш сделает, когда обнаружит, что ходить в школу для него действительно важно, потому что именно там он узнал, как живут люди в далекой Африке. Все, его зацепило. Дальше будет легче.

– Вы согласны с теми специалистами, которые утверждают, что «успешный ребенок – здоровый ребенок»?
– А что в вашем понимании успех? В моем понимании это означает одно: мои потребности не слишком превышают мои возможности.
Типичный пример. Родители отдали ребенка в элитную школу. Там он на фоне других ребят выглядит середнячком. Он успешен или нет? Ведь мы знаем, что в обычной школе он сможет получать более высокие отметки и будет уже не троечником, а почти отличником. Что делать? Уходить в другую школу, где учиться проще? Но разве это правильно? А может быть, лучше остаться, потому что окружение, в котором он сейчас находится, заставляет его тянуться к более высокой планке?
Однако этот рецепт хорош не для всех детей: у одних более высокая стрессовая устойчивость, у других – менее. Если ваш малыш переживает, что он хуже, чем его одноклассники, если он страдает от этого, нельзя делать вид, что ничего не происходит. Этот дискомфорт может очень тяжело отразиться на здоровье ребенка.

– А не лучше ли воспитать в нем стрессоустойчивость?
– Лучше, но для этого в семье должны царить мир, покой и порядок, а родители с раннего детства должны приучать ребенка к самостоятельности. И не методом постоянных нравоучений и одергиваний, а методом побуждения к открытиям, чтобы малышу было интересно узнать и сделать что­-то новое самому. В такой семье чаще хвалят и подбадривают ребенка.
А оказавшись в школе в ситуации, когда надо «дотянуться до планки», дети из дружных семей это переживут намного легче, ведь они знают, что к ним всегда придут на помощь старшие. К тому же это потрясающий опыт преодоления трудностей.

– А если родители в какой-­то момент сдадутся и переведут ребенка в обычную школу?
– Если ребенок уже не младший школьник, то такое решение лучше обсудить с ним. В противном случае все может закончиться весьма печально, ребенок в знак протеста вообще перестанет учиться. Так что этот шаг обязательно надо оговаривать с ним.

– Очень часто мамы и папы жалуются на своих детей: мол, их ничего не интересует, уроки сделать и то не заставишь. Но ведь причина может крыться и в другом – ребенок просто не может учить. Как понять, ленится он или ему действительно сложно «грызть гранит науки»?
– Ребенку интересно чем-­то заниматься, в том числе и учиться, когда его родители – люди по­настоящему увлеченные, они все время в поиске, им все интересно. Вы не сможете заставить своего сына полюбить книгу, если сами не любите читать. Однако, если вы видите, что ваш малыш стал вялым или, наоборот, агрессивным, с трудом усваивает новый материал, быстро устает, обратитесь к специалисту. Лишь он сможет точно определить не только уровень развития ребенка, его способности, но даже уровень его работоспособности.

– А как воспитать в ребенке самостоятельность?
– Есть одно простое правило – не стремитесь помогать своим детям, если они вас об этом не просят. Мудрый родитель не будет стараться делать все за ребенка. Он попытается объяснить, как это надо сделать. Иногда может помочь собственный пример. Расскажите, что когда вы были маленьким, тоже очень сложно было сделать то­-то и то­-то. Пусть ваш малыш знает, что и вы когда-­то переживали трудности.
Еще один совет. Говорите со своим ребенком, показывайте, что вам небезразлично, как у него идут дела в школе. Побуждайте его к новым открытиям.

– Ирина Валентиновна, взрослые понимают, что сложности надо преодолевать, большинство из нас к этому готовы, а вот многие дети зачастую болезненно реагируют на препятствия, возникающие на их пути…
– Если вы видите, что ребенок долго переживает неприятности, это повод для решительных действий. Помогите ему, не можете сами – обратитесь к специалисту. Вам надо понять, насколько прочен ресурс, которым обладает ваше дитя, чтобы преодолеть возникшие трудности. Здесь настрой семьи очень важен, ни в коем случае не впадайте в панику! Лучше заверьте ребенка, что у него все получится, что все вместе вы справитесь с любыми невзгодами.

– Как вести себя детям в ситуации конфликта? Если у ребенка не складываются отношения с учителями или одноклассниками?
– Лучше попытаться еще раз найти общий язык с «противоположной стороной». Ведь в жизни и вам, и вашим детям все равно придется это делать, поэтому надо уметь договариваться. Что касается отношений с одноклассниками, то надо помнить: дети, особенно маленькие, с трудом умеют находить друг с другом общий язык, им в этом помочь могут только взрослые. Пригласите ребят из класса к себе в гости, поговорите с ними, потом поиграйте вместе. Общению, как и математике, тоже надо учиться, поэтому постарайтесь создать для этого все условия. Но самое главное – любите своего ребенка, научитесь принимать его таким, какой он есть.

Родителям надо непременно обратиться к специалисту, если:
– у ребенка появились навязчивые движения (грызет ногти, теребит что-то, кусает губы и т.п.);
– ребенок плохо спит, плохо засыпает, просыпается в слезах;
– ребенок стал плаксивым или проявляет агрессию, которой раньше не наблюдалось;
– ребенок болеет чаще, чем обычно;
– у ребенка неожиданно стали проявляться аллергические реакции;
– ребенок жалуется на слабость и головные боли.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать