«Зеркалящие» дети
Замечали, как ваш ребенок – дошкольник или ученик начальной школы – «зеркалит», то есть путает местами, неправильно пишет цифры и буквы? Некоторых родителей умиляет, когда их дитя вместо слова «молоко» произносит «комоло» или когда все цифры, им написанные, смотрят в другую сторону. Однако, как утверждают дефектологи, такие «странности» нарушения речи, развитые сегодня у 80 процентов детей, свидетельствуют о нарушенном межполушарном взаимодействии. И если не устранить их еще в детском саду, то ребенка ожидают трудности в учебе.
Жертвы детской дисграфии
Нарушений устной и письменной речи насчитываются десятки видов. Основные это дисграфия – нарушение при написании слов и цифр и дислексия – нарушение при чтении, когда ребенок, даже видя текст, неправильно произносит слова.
– Все дислексии и дисграфии основаны на одном – образ, созданный в голове ребенка, никак не ассоциируется с написанием слова, – говорит дефектолог городского детско-юношеского центра «Доверие» Оксана Ерусланова. – При чтении ребенок может додумать окончания, а при написании допускать огромное множество пропусков букв, искажений, замен. Вместо «молоко» он пишет «моколо» или «комоло». Или напишет правильно, а прочитает наоборот.
Дислексия и дисграфия делятся на виды. Существует, например, оптическая дисграфия, когда ребенок путает написание похожих букв – «л» и «м», «о» и «а», в этом случае он при написании не видит различий между этими буквами, они кажутся ему одинаковыми. Есть дисграфия, связанная со звукопроизношением, когда дети неправильно произносят слова, путают окончания. Еще одна распространенная проблема – зеркальное отражение букв и цифр при написании. Например, цифру «3» «зеркалящие» дети пишут в другую сторону. «Тройки», «пятерки», «шестерки» и «девятки» – постоянные жертвы детской дисграфии. Иногда ребенок путает местами двузначные цифры – называет цифру «36», а пишет «63».
Сначала выучите звуки
По мнению специалистов, причины подобных нарушений разнообразны – существуют наследственные и приобретенные дисграфии. Допустим, если хоть один родитель в семье страдает талалихией, или, попросту говоря, тараторит, ребенок обязательно будет дисграфиком. Ведь малыши не умеют быстро воспринимать и усваивать речь взрослых. Очень часто дисграфиями страдают скрытые левши, которых на Западе считают особо одаренными детьми, так как у них доминирует творческое правое полушарие мозга. Однако, как считает дефектолог Оксана Ерусланова, чаще всего нарушения речи у детей связаны с ошибками родителей.
– Все процессы становления речи должны идти друг за другом, последовательно, – говорит дефектолог. – И обучение правильной речи в раннем детстве должно начинаться со звуков. Пока ребенок не начал правильно выговаривать все звуки, нельзя начинать обучение чтению и написанию. А родители почему-то гораздо больше значения придают чтению, а не произношению. Они гордятся, когда их четырехлетний ребенок уже умеет читать. При этом он вполне может не слышать каких-то гласных. Ведь буквы вторичны, это просто письменное обозначение звуков. Ко мне часто приходят родители с жалобой, что ребенок неправильно пишет. Выясняется, что, конечно же, сначала он неправильно произносил звуки, потом неправильно читал, а сейчас, естественно, неправильно пишет.
Речь искажает мышление
Вообще, «зеркалят» и неправильно пишут буквы почти все дошкольники. Но в норме в начальной школе эти нарушения должны пройти или остаться в минимальных количествах – две-три «путающиеся» буквы или цифры. Если же ребенок и в школе продолжает неправильно писать от пяти до девяти букв или цифр, специалисты считают это нарушением речи, которое надо исправлять. Именно поэтому еще в детских садах детскую речь стараются скорректировать специалисты – логопеды и дефектологи.
– Специалист должен помочь ребенку определиться, где право-лево, верх-низ, – поясняет логопед городского детско-юношеского центра «Доверие» Ольга Бубякина. – Очень часто нарушения речи связаны с пространственной ориентацией. Поэтому в дошкольном возрасте актуальны занятия по развитию пространственных представлений, а также по развитию мелкой моторики. В идеале эти занятия хорошо бы продолжать и в 1 – 4-х классах, но, к сожалению, ставка дефектолога в школах не предусмотрена. Родители, обнаружив у ребенка проблему, обращаются в такие центры, как наш. Но наших специалистов катастрофически не хватает, и образуется длинная очередь. Ведь проблема дисграфий и дислексий становится все более массовой.
Специалисты утверждают, что речь ребенка – «зеркало» ошибок родителей. Например, курение, алкоголь, лекарственные препараты, отсутствие витаминов, токсикоз, болезни во время беременности, а также родовые травмы первым делом отражаются именно на речи ребенка. Казалось бы, ну что такого, пусть себе «зеркалит» буквы и цифры. Главное – жив, здоров, а все остальное приложится. Но, к сожалению, практика показывает, что остальное к «зеркалящему» ребенку как раз и не прикладывается.
– Неисправленные дисграфия и дислексия часто закрепляются на всю жизнь, искажают мышление, – говорит Оксана Ерусланова. – Например, замечено, что именно дисграфикам во время школьного обучения требуется постоянная помощь репетиторов. При самостоятельных занятиях их успеваемость снижается.
Сначала русский, потом английский
По мнению специалистов, если каких-то нарушений при беременности, родах и первых месяцах жизни ребенка избежать сложно, то с самого рождения родители должны заниматься его речью. И начинать надо со звуков.
– Во-первых, с ребенком надо постоянно разговаривать, читать стихи, поговорки, он должен слышать речь, – считает Ольга Бубякина. – И, во-вторых, необходимо все время произносить звуки – имитировать птиц, животных, льющуюся воду, дующий ветер. Есть много игр, развивающих фонематический слух ребенка. А вот учить его в раннем возрасте читать и писать, как уже говорилось выше, не стоит. По мнению специалистов, негативно отражается на речи ребенка и модное сейчас раннее обучение иностранному языку, что, впрочем, понятно: в английском, французском, немецком совершенно другая артикуляция, другое звукопроизношение. Нередки случаи, когда дети, изучающие иностранный язык раньше своего родного, выше «тройки» в школе по русскому языку потом получить не могут.
Вообще, логопеды, которые ежедневно сталкиваются с речевыми недочетами детей, считают, что опережающее развитие ребенка в раннем детстве в результате… тормозит его. Всему свое время. В детском саду дети должны научиться произносить звуки, слова, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, ориентироваться в пространстве. И тогда в начальной школе ребенок, который развивался соответственно своему возрасту, легко и без всяких проблем научится читать, писать и считать.
Комментарии