11:27
четверг,
25 апреля 2024 г.
11.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 июля 2011

Жизнь на плоту

Плоты – первое транспортное средство, освоенное человеком. А сплав леса по рекам – древнейший промысел в России: лес на продажу и для строительных работ сплавляли еще в XIV – XV веках. Но и в наши дни, когда плоты больше не используются в экономике, они не забыты и активно осваиваются в спортивном туризме.

Историческое ремесло
– История сплавов на плотах – одна из древнейших в истории человечества, насчитывающая не одно тысячелетие, – рассказывает руководитель центра практической психологии «Эйдос», инструктор по спортивному туризму, любитель и пропагандист сплавов на плотах Юрий Петухов. – Первые рисунки с людьми, переправляющимися через реку при помощи этого плавсредства, были найдены в Китае – им 4 тысячи лет до нашей эры. В России, богатой реками, сплавы на плотах были национальным ремеслом. А наша Волга, и в частности город Рыбинск, вообще считались родиной сплавов.
Почему именно Волга? По словам Юрия Петухова, далеко не все реки удобны для сплавов – для этого занятия подходят неширокие водоемы с небыстрым течением и пологими берегами. Волга как раз отвечает всем этим требованиям. А Рыбинск был центром сплава, именно здесь три большие реки – Волга, Молога и Шексна – соединялись в одну и начиналась «большая вода». С верхних складов – то есть из лесных зон области – лес бревнами сплавляли до Рыбинска по довольно узкой верхней Волге. А в Рыбинске большие бревна связывали в плоты и сплавляли их дальше, до пунктов назначения. Обычно по северным рекам лес отправлялся до Архангельска, где его охотно покупали шведы и англичане.
Когда­то профессия плотовика была престижной. А на реках с сильным течением еще и опасной – у сплавщика плоты и до километра длиной. На изгибах рек он должен был настолько грамотно управлять длинным плотом, чтобы, огибая повороты, не снести целые селения, расположенные по берегам.
– Сплавы имели и историческое значение, – считает Юрий Анатольевич. – Даже военные действия не обходились без них. Как без плотов армии форсировать реки? Как переправлять на другой берег военное снаряжение? Сейчас в этих целях всего за несколько минут возводят специальные понтонные мосты. А вот казаки Ермака всегда имели при себе топоры, чтобы за несколько часов срубить лес, соорудить плоты и переправить на другой берег реки конницу.

Спортивный туризм
Сегодня сплавы на плотах изменили свое назначение. С 60­хгодов прошлого века они начали использоваться в спортивном туризме. В 80 – 90­х годах плоты вышли из моды – туристы увлеклись сплавами на байдарках и катамаранах. Но время не стоит на месте, и сегодня мода на плоты возвращается. Изменилась и технология их изготовления – сейчас делают надувные плоты, которые полностью безопасны на водах.
На таком плоту могут разместиться до 20 – 30 человек, а большие резиновые гондолы, сделанные из прорезиненного капрона или прочных полимерных материалов, не дают ему переворачиваться и сильно накреняться. По мнению Юрия Петухова, плоты опять используются для активного отдыха потому, что дают больше возможностей, чем байдарки и катамараны. Если в байдарке человек находится близко к борту и сидит все время сырой и в одной позе, то на плоту он находится далеко от воды, может передвигаться, ловить рыбу – хоть танцевать.
– Плот в отличие от других плавучих средств устойчив, его трудно перевернуть даже большой волне, – говорит Юрий Анатольевич. – Он легко преодолевает пороги высотой в два­три метра. Кроме того, сейчас существует большое количество технологий строительства плотов. Ивановцы, например, используют древние технологии – деревянные части плота они делают из елки, которую срубают зимой и выдерживают на морозе, отчего дерево приобретает особую прочность. А связывают их между собой вицами – еловыми прутьями, сплетенными в веревку. И плот получается без единого гвоздя.
Сам Юрий Петухов тоже использует уникальную технологию – его деревянные плоты размещаются на огромных гондолах из особо прочной резины. Правда, он использует свои три плота не для экстремальных океанских путешествий, а для спортивного отдыха на небольших реках Ярославской, Вологодской, Костромской областей.
– На плоту можно жить, – рассказывает Юрий Петухов. – Можно развести костер, приготовить пищу. Пенсионеры здесь сушат грибы, ягоды, делают варенье. Дети рядом с ними купаются, плавают в спасжилетах, а на плоту занимаются за столом. Сплавщикам можно не бояться, что кто­то утонет или отстанет – вытащить человека из воды на плот можно всего за несколько секунд. Обычно мы ходим по маленьким речкам, а на ночь останавливаемся на красивых лесных полянках, которые выбираем по пути.
– Этот вид туризма подходит для самых разных аудиторий, – считает заместитель начальника управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля Юрий Кулешов. – На плотах легко сплавляются пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, дети самого разного возраста. Поэтому сплавы можно считать социальным видом туризма – короткие, трехдневные или недельные, спокойные путешествия по красивым местам хорошо переносятся любыми группами людей.
...Мечта Юрия Петухова – пройти древними путями сплава до Архангельска. По его расчетам, этот путь займет два месяца. Опытный турист хочет пройти его на трех плотах с подростками. Ведь сплав – это еще и прекрасная школа взросления.


кстати
На современных плотах спортсмены преодолевают огромные расстояния. Первым пересек Атлантику на базальтовом плоту известный путешественник Тур Хейердал в 60-х годах. Российские туристы и путешественники плавают на плотах по океанам регулярно: новосибирцы в 2008 году пересекали Индийский океан – за шесть дней они прошли семь тысяч км. Ивановские туристы в 2006 году на плоту путешествовали по Арктике: когда заканчивалась вода, ивановцы скользили на плотах прямо по льду.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать