Жизнь, посвященная сыну
Воспитание ребенка – большой труд. Многие женщины – многодетные, одинокие, воспитывающие детей-инвалидов – заслуживают звания матери-героини. Такова и Вера Павловна Крук, которая посвятила себя тому, чтобы ее ребенок, инвалид детства, мог жить полноценно. И ей это удалось – сегодня, когда Сергею уже 35, мало кто скажет, что у него ДЦП.
Страшный диагноз
Вера Крук родилась и выросла в небольшом шахтерском поселке под Тулой. По окончании статистического техникума она попала по распределению на судостроительный завод, где ей суждено было проработать
26 лет. Здесь вышла замуж и родила ребенка.
Поначалу жизнь не предвещала особых сложностей – Вера, веселая и энергичная, всегда была душой компании, верной женой, отличной хозяйкой и хорошим специалистом. Даже беременность протекала у нее спокойно, без токсикозов и нервных срывов.
Трудности начались, можно сказать, на пустом месте и оказались судьбоносными.
– В роддом я поступила 20-го
числа, роды планировались на 21-е, а в результате ребенок появился на свет только 24-го, – вспоминает Вера Павловна. – Врачи все время сменялись, вечерняя смена уверяла, что рожу утром, а утренняя – что вечером. А сам момент родов пришелся на пересменок, и 40 минут рядом со мной никого не было.
В результате ребенок, родившись, даже не закричал. Веру на 10-й день перевели из роддома в патологию новорожденных. Врачи выходили Сережу, и первый крик он издал только через две недели. После того как Вера выписалась домой, началась настоящая борьба за жизнь ребенка. Мальчик не держал голову до шести месяцев, в девять месяцев еще не сидел, у него была сильная кривошея, косоглазие, и при ходьбе он подволакивал ногу...
Смыслом жизни Веры стала помощь сыну. В Ярославле нужных специалистов не нашлось, и в поисках квалифицированной помощи мама с сыном исколесили всю страну – диагноз ДЦП поставили только в Киеве, когда Сереже было уже около 5 лет. Лечились в Киеве, Москве, Цхалтубо, Одессе. В Москве почти прописались – благо медицина в советское время была бесплатная, а железнодорожные билеты дешевые.
– Я смотрю на нынешнее состояние медицины и думаю: «Если уж мне суждено было родить такого ребенка, то слава Богу, что это произошло не сейчас, а в советское время, когда еще можно было лечить его на мою зарплату инженера в 120 рублей, – говорит Вера Павловна. – Сейчас я бы уже не смогла оплатить не только поездки, но и само лечение.
Переквалифицировалась в медики
Когда Сереже исполнилось 12 лет, из семьи ушел муж. Ему надоело, что жена постоянно занята сыном. Отношения разладились давно, и Вера почти не огорчилась разводу. Теперь она спокойно могла посвятить себя ребенку.
Лечение было трудным – приходилось постоянно делать уколы, массаж, гимнастику. А ведь у Сергея еще не самый тяжелый случай! Вера выучилась на медсестру, освоила все возможные методы реабилитации, в том числе и нетрадиционные – такие, как рефлексотерапия, снятие головной боли руками. Ее медицинским познаниям удивлялись даже врачи. Вера посадила сына на велосипед, делала массаж и специальные упражнения, развивающие мелкую моторику, исправляла косоглазие специальными упражнениями. Даже играла с мальчиком в футбол! И все это ежедневно, несмотря на 8-часовой рабочий день, плохую погоду, постоянные поездки. Единственное, что упустила Вера, – это речь сына. Хотя она и показывала его лучшим врачам страны, Сергей так и не смог заговорить хорошо.
– Известный московский психоневролог сказала: «Таких детей надо сначала научить писать буквы, а читать потом», – рассказывает Вера Павловна. – Но в другой московской клинике сына научили сначала читать и нарушили весь процесс обучения...
Конечно, речь можно исправить в любом возрасте, но этим надо упорно заниматься. И теперь сам Сергей должен проявить для этого волю – он уже взрослый человек.
Сейчас, когда сын вырос, Вера Павловна уверена, что даже самый сложный детский церебральный паралич можно значительно облегчить, а то и вылечить полностью. И основное здесь – не делать все за ребенка, а заставить его действовать самостоятельно.
Путешествует и играет в шахматы
Сергей учился в школах-интернатах Санкт-Петербурга, Иванова, Костромы. Обучался он и на дому, и в обычной школе. Учиться Сережа любил, и если педагоги проявляли к нему жалость, стараясь особо не нагружать, мог и пожаловаться директору школы. Одноклассники любили парня за его ум, легкий характер, улыбчивость. Девчонки по-матерински опекали, помогали. До сих пор Сергей постоянно встречается с одноклассниками.
Он научился хорошо играть в шахматы – играл даже с самим Спасским, когда тот приезжал в Ярославль. Шахматы вообще одно из любимых занятий Сергея. Он даже вступил в Международную шахматную федерацию и играет на международных шахматных турнирах. Умеет он и многое другое: вместе с мамой ремонтирует квартиру, научился класть плитку, делать полки. Сергей с Верой Павловной – активные участники общества инвалидов Кировского района – прекрасный ландшафтный дизайн рядом с этим офисом создан в том числе и их руками. А еще Сергей прекрасно готовит, печет блинчики и пирожки.
Ну а самое главное, чему научила сына Вера Павловна, – активность. Каждый месяц расписан в семье Крук наперед – дни рождения, праздники в обществе инвалидов, КВНы, походы в театры, туристические поездки. Мама с сыном объездили всю Ярославскую область, почти всю Россию и даже выезжали в страны СНГ. Самое последнее путешествие – в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Согласитесь, такому активному образу жизни может позавидовать и здоровый человек!
Сергеей вполне работоспособен, активен, самостоятелен. И глядя на него, Вера Павловна даже не понимает, как ей удалось в одиночку, без всякой помощи поднять сына. Наверное, она просто очень хотела видеть его здоровым и счастливым. О трудностях сегодня можно только вспоминать, а в настоящем Вера Павловна желает для сына личного счастья. И тогда она будет вправе считать, что жизнь наградила ее за труд матери.
Комментарии