09:22
среда,
24 апреля 2024 г.
3.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 сентября 2009

Умная драка в белых штанах

Бразильское боевое искусство капоэйра приживается на волжских берегах. Юноши и девушки становятся на резиновое покрытие ярославского стадиона «Спартаковец» и под музыку традиционных бразильских инструментов начинают делать красивые движения со стойками на руках и акробатическими прыжками. Белые штаны, загорелая кожа вздувается бугорками мышц: капоэйра действует подобно гипнозу. Зрители и не догадываются, что разрешается правилами этой борьбы.Африка + БразилияКапоэйра – это афро­бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы. Темп поединка задают традиционные бразильские музыкальные инструменты. Согласно одной из версий, достаточно распространенной, капоэйра была боевым искусством, которое маскировалось под танец, чтобы надсмотрщики не смогли его различить. Однако это маловероятно: с 1814 года, когда африканскую культуру стали истреблять, другие формы африканского танца запрещались наравне с капоэйрой, так что маскировать ее не было смысла.

Другая версия гласит: племя Mucupe из восточной Анголы имело некий инициирующий ритуал, когда девушки официально становились женщинами. По этому случаю молодые воины организовывали «N’golo», что означает «Танец зебр», то есть сражение­танец воинов. В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается, танец в сочетании с некоторыми другими традициями африканских племен и лег в основу капоэйры.

Из паркура в капоэйру

Одному из первых ярославцев, начавших заниматься капоэйрой, когда она только стартовала в декабре 2008 года, – 19 лет. Евгений Цветков учится в градостроительном колледже. Занимался немного кудо, легкой атлетикой, паркуром. И его знакомые по паркуру сказали, что есть бразильское боевое искусство, где очень активно применяются акробатические элементы.

Паркур — искусство рационального преодоления городских препятствий, и потому «подтянуть» акробатическую составляющую своего мастерства Евгению очень хотелось. Пришел на первое занятие, народу было немного. Спустя несколько месяцев понял, что акробатика в бразильском боевом искусстве и все эти прыжки весьма специфичны. Во­первых, они скрытые.

– Нет широкого размаха, амплитуды, по которой понятно, что человек собирается делать и где он окажется через мгновение, – рассказывает Евгений. – Действительно, красивый, эффектный прыжок хорош для шоу, кино, а в реальности после него прыгающего ожидает в точке приземления нога противника.

Во­-вторых, акробатика – это скорее «понты», как роза в зубах у танцующих танго. Прыжки не являются главной частью боевого искусства. Когда Женя это понял, то было уже поздно. Его затянуло так, что паркур ушел на долгосрочный перекур. А кому это может не понравиться? Красивые движения под ритмичную музыку, вокруг стоят коллеги и хлопают в такт музыке, чтобы соревнующиеся более четко чувствовали ритм.

Музыка в стиле боя

Ведущий поединка – беримбау – задает ритм, и бойцы в такт его музыки начинают двигаться, делать обманные движения, атаковать и защищаться. Считается, что все ритмы боя произошли от медленного ритма «Ангола», применяющегося, когда капоэйристы расположены максимально близко к земле. Под музыку сразу видно, правильно ли спортсмен двигается. Точно ли делает тот или иной элемент. Ведь если он не до конца его освоил, то скорость его выполнения будет медленной и он выпадет из ритма. Ярославцы используют в основном два ритма: бенгела и режионал. Первый – медленный, поэтому в нем больше сложных элементов и финтов. И в то же время он звучит дольше и требуется большая физическая готовность, чтобы его выдержать. Это как быстрое отжимание и медленное, где последнее значительно труднее.

Для любителей быстрого боя больше подходит ритм режионал, где движения попроще, скорость побыстрее, есть акробатические элементы и прыжковые удары.

– Первое время ритм не слышал. Все усилия уходили на то, чтобы запомнить правильность движения рук и ног и не сбиться с основного хода. Занятий через пятнадцать­двадцать, когда элементы уже доведены до автоматизма, начинаешь слышать музыку, – рассказывает Евгений, который сейчас уже может двигаться в ритме капоэйры под музыку современных дискотек. Надевает наушники, включает любимый «клубнячок» и вперед.

Кстати, аудиотехника в Ярославле является непременным участником боя, ведь в роли беримбау выступает обычный магнитофон или СД­проигрыватель. Обычно поединок музыколюбивые бразильцы сопровождают игрой на трех инструментах: беримбау (традиционный капоэйрский музыкальный инструмент), атабаки (высокий барабан), пандейру (бубен). Для полноты ощущений в эту песню можно вплетать бразильские колокольчики и погремушки.

Но зато ярославские капоэйристы учат песни на португальском языке, и уже сейчас некоторые из них могут с десяток сопровождающих бой песен исполнить.

Помимо музыкальности капоэйра отличается от большинства видов единоборств тем, что можно бить куда угодно. В голову, пах, по суставам. В соревнованиях по капоэйре разрешено использовать все, что под руку подвернется. На одном турнире игрок упал на стол судьи, схватил ножницы и тут же всадил их в печень противника. И ничего ему за это не было. Если в других видах спорта есть защитная амуниция чуть ли не на все тело, то в «бразильском карате» ничего телоохранного не предусмотрено, кроме капы во рту. Из всей формы – только белые штаны. Дерутся бойцы без обуви. Если судить по технике капоэйры, то в ней в основном идет работа ногами. И большинство ударов приходится в голову или ноги. Если каратист направляет свой удар в определенную точку, стараясь нанести ей как можно больший вред, то «бразилец» ударит по ноге, чтобы противник упал и своим весом отбил себе все, что только можно. Поэтому в технике капоэйры руки не для драки, зато на них очень часто опираются, когда делают какой­нибудь хитрый удар ногами.

Еще капоэйристы поражают постоянным движением и прикованностью взгляда к сопернику. Причем смотреть могут из любых даже самых неэстетичных положений. И красивые амплитудные движения, учитывающие передвижения противника. Если удар наносится, то он идет по широкой дуге, которая захватывает начальное положение противника и точку, где он может быть через пару секунд.

Бой для женщин

Новым видом спорта занимаются в основном студенты. Но приходили люди с разной подготовкой. Были гимнасты, боксеры, айкидошники, каратисты, тайские боксеры, даже танцоры. Но если у гимнастов хорошо получались сальто, фляки, то это же и было их слабым местом. Они так красиво и размашисто делали акробатику, что противник «читал» все их комбинации заранее.

У представителей других единоборств, особенно если ими долго занимались, уже въелась в подкорку техника прежнего вида спорта. Очень трудно переучиваться. А танцоры прекрасно делали основной шаг капоэйры – джингу, но совсем были слабы в бою. Могли, увлекшись танцевальной частью, повернуться спиной к противнику. Лучше всего дается бразильское искусство тем, кто раньше ничего не пробовал.

И как ни странно, очень хорошо капоэйра идет у женщин.

– Они хитрее мужчин. А сила в нашем виде не главное. Мужчина размахнется, а женщина уклонится от удара и легкой подсечкой посадит его на попу. На последнем первенстве нашей школы Ficag победителем стала девушка, – объяснил Евгений.

Кстати, ярославцы выступали в Москве на соревнованиях и Евгений Цветков дошел до полуфинала, что очень хорошо для человека, который занимался на тот момент всего четыре месяца. Остальные ярославцы дошли до четвертьфиналов.

Сейчас это направление развивается в Бразилии, Германии, Чехии, Белоруссии. В России в направлении «Фикаж» работают в Москве, Ярославле, Тамбове, Череповце. Нашему городу очень повезло с близостью к Москве. Регулярно наши «бразильцы» ездят учиться в Москву, а столичные гости приезжают к нам с мастер­классами.

Есть у капоэйристов традиция, когда мастер дает имя новичку, с которым он проходит потом всю капоэйрскую жизнь. Такое происходит одни­два раза в год на батизаде (большом съезде школы). Недавно два ярославца прошли батизаду в Москве и получили бразильские прозвища. Один стал Фофао (Туча), а второй Пегифринго (Короткие штаны).

Поле боя – город

Капоэйристы зимой тренировались в спортзале училища культуры, а летом отрабатывали свою технику на стадионе «Спартаковец». На открытом воздухе даже удобнее, поскольку надо приучать ноги к жесткому покрытию. На матах тренироваться удобно, но не благоразумно. Привыкнешь к мягкому, а потом на более твердой поверхности все ноги обдерешь. И для капоэйристов летом местом тренировки может стать любой участок города.

Пробовал Евгений побиться со своим однокашником, который занимался карате. Женя победил. Капоэйристы считают, что каждый спорт годится для разного психологического типа людей. Тому, кому надо быстро и эффективно научиться постоять за себя, лучше идти в кудо, карате, тайский бокс. А капойэра – это прежде всего игра умов, а не мускулов. Выигрывает тот, кто лучше думает. И капоэйра для тех, кто хочет тренироваться весело, интересно, но постоять за себя вы тоже научитесь, поскольку капоэйра – та же самая драка, только умная!

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать