12:42
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 марта 2010

Как куется победа?

Сегодняшние спортивные победы немыслимы без новых технологий, которые ежегодно внедряются во всю систему подготовки спортсменов – от спортивной науки до спортивных комплексов и снаряжения. Так происходит во всем мире, но наша страна пока отстает, что и проявилось в неудаче российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере. О причинах этого поражения рассуждают начальник управления по физкультуре и спорту мэрии Ярославля Сергей ЧУРСИНОВ, тренер-методист хоккейной команды «Локомотив» Евгений СИДОРОВ и преподаватель ЯрГУ им. Демидова специалист по спортивной психологии Татьяна ОГОРОДОВА.Психология – не таблетка – После того как наша сборная по хоккею проиграла канадской сборной в Ванкувере, многие говорили, что спортсмены перегорели эмоционально. Как и Евгений Плющенко, который выходил на лед после нескольких поражений наших лыжников. Может быть, действительно наша сборная попала в какую­то психологическую яму?

Евгений СИДОРОВ: – У каждой победы есть четыре основные составляющие – физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка спортсменов. Причем психологическая подготовка – самая главная. Это как переключение скоростей в машине. Если у вас не будет первой скорости, а в спорте это физическая подготовка, вы не сможете поехать. Но если у вас не будет четвертой скорости, а в спорте это психологическая подготовка, то вы не сможете разогнаться. Что касается психологической ямы в Ванкувере, то на ум приходит такая аналогия: вы, например, сможете пройти по канату на высоте 30 метров? Нет? А вот канатоходец может. Значит, есть технологии, позволяющие отрегулировать свое психоэмоциональное состояние.

– Если оперировать этими образами, то наши спортсмены не смогли разогнаться в Ванкувере?

Евгений СИДОРОВ: – Нет, наше поражение в Ванкувере имеет целый комплекс причин. Отсутствует государственная стратегическая программа развития, какая существовала в советское время. Тогда было обязательным составление планов по развитию разных видов спорта. А потом все это пустили на самотек. Исчезла также вертикаль в подготовке спортсменов – от дет­ского спорта до национальных сборных в каждом виде спорта. После развала СССР у нас произошел разрыв преемственности, когда мастера спорта уехали на Запад, и молодым спортсменам и тренерам учиться было уже не у кого. Это основные причины поражения российской сборной в Ванкувере.

А вот как готовилась к Олимпиаде Канада. В 2003 году, когда Ванкувер объявили следующей столицей Олимпийских игр, канадцы приняли сразу две государственные программы. По первой программе они семь лет готовили молодых спортсменов из юниорских и молодежных сборных. К каждому спортсмену подбирались разные специалисты, в том числе и спортивный психолог. И мы видим результат такой подготовки. Канадцы поставили план завоевать 35 медалей – и завоевали 31 медаль. Вторая программа предполагала подведение научной базы под спортивную подготовку. То есть пять­шесть университетов изучали самые различные ее аспекты – физиологию, реабилитацию, технические возможности.
– Получается, что подготовка спортсменов на современном этапе заключается в увеличении их ресурса, а не выжимании его?

Евгений СИДОРОВ: – Спорт отличается от любого другого вида деятельности тем, что спортсмен, выходя на старт, должен работать на максимуме своих возможностей. И чтобы вывести себя на этот уровень, нужен целый комплекс мер, в том числе и психологическая подготовка.

– Поставлена ли у нас психологическая работа со спортсменами? Востребовано ли это направление в российском спорте?

Евгений СИДОРОВ: – В 2008 году нас с Татьяной Огородовой пригласили поработать со спортсменами молодежной сборной по хоккею. К тому моменту у нас была программа психологической подготовки хоккеистов, в течение года она была опробована на ярославской хоккейной команде «Локомотив». Оказалось, что у игроков крайне высока потребность в регулировании своего психоэмоционального состояния. Ведь у хоккеистов существуют проблемы при переходе из детских команд в молодежные и из молодежных – во взрослые. Из­за того что молодые ребята не умеют регулировать свое психоэмоциональное состояние, всегда терялось очень много классных игроков. Поэтому у молодых спортсменов, когда мы там работали, была огромная потребность в индивидуальных консультациях. А на сборах свободное время – только от ужина до отбоя. И за два дня Татьяна Вячеславовна провела 15 индивидуальных консультаций! Ребята стояли в очередь. А ведь это были лучшие игроки страны в своем возрасте.

Татьяна ОГОРОДОВА: – До сих пор мне звонят ребята из разных городов России и советуются. А вообще, в командных видах спорта, в отличие от индивидуальных, ставится задача формирования команды. Чтобы быть хорошей командой, ребята должны знать, понимать и уметь прощать друг друга. Все они играют в разных клубах, на сборы приезжают всего на неделю­две. Там у них возникают конфликты, страшная конкуренция, потому что неизвестно, кого возьмут в сборную. А как они переживают неудачу! Не спят до трех часов ночи, постоянно прокручивают в голове свой проигрыш, а утром снова на тренировку. При этом существуют программы релаксации. Психологу надо открыть ребят друг для друга, чтобы они смогли решать общие задачи, а не каждый свою. 

– Значит, потребность в психологической подготовке испытывают спортсмены, но официально этому направлению внимание не уделяется?

Татьяна ОГОРОДОВА: – В индивидуальных видах спорта психологи работают. Но можно по пальцам пересчитать психологов, которые профессионально работают в командных видах спорта. Да, реально потребность в спортивных психологах существует. В прошлом году в Ярославле мы проводили семинар, посвященный психологическому сопровождению ребят из детско­юношеских спортивных школ. В нем участвовали 25 директоров городских СДЮШОР, и все они на наш запрос ответили, что школе очень нужен психолог. Однако ставок психологов в школах нет. И даже если бы они появились, очень трудно сразу найти психологов на эти места. В Ярославле нет такого направления, как спортивная психология. Мы начали развивать это направление по собственной инициативе, когда появились запросы со стороны тренеров и директоров школ.

Евгений СИДОРОВ: – После туринской Олимпиады Вячеслав Фетисов, который возглавлял тогда Госкомспорт, сказал, что должна быть создана ассоциация спортивных психологов и что на Олимпиаду в Пекине надо подготовить 40 психологов. Ассоциация создана, но 40 психологов в Пекин так и не поехали. Или другой пример. В 2008 году в Казани молодежная сборная России по хоккею, уверенно вышедшая в финал, неожиданно проиграла канадской сборной со счетом 8:0. Третьяк тогда заявил, что команда попала в психологическую яму и спортсменам необходима психологическая подготовка к соревнованиям высокого уровня. И даже на ванкуверской Олимпиаде была заметна разница между настроем наших и канадских хоккеистов: канадцы буквально выскакивали на лед, а наши выходили на поле без подъема.

– А тренеры заинтересованы в работе психолога?

Евгений СИДОРОВ: – В большинстве своем, как выходцы из советского спорта, они относятся к психологии несерьезно. Но некоторые понимают, что это важное направление. Помните, наш «Локомотив» неизменно выигрывал, когда команду вел Вуйтек? Так вот он специально получил психологическое образование. Но обычно тренер просто хочет, чтобы психолог поговорил с ребятами и настрой у них появился волшебным образом. Так не бывает. Психолог – это не таблетка. Психологическая подготовка спортсменов – это очень сложная, долгая, системная работа.

Ярославль – кузница спортивных кадров

– Сергей Дмитриевич, наш город готов ковать спортивные кадры для спорта высоких достижений?

Сергей ЧУРСИНОВ: – Ярославль всегда был кузницей спортивных кадров. И даже сейчас, когда в большом спорте ощущаются пробелы, мы продолжаем готовить спортсменов. В нашем городе развивается 85 видов спорта, в том числе футбол, хоккей, волейбол, плавание, настольный теннис, акробатика, триатлон. И почти в каждом виде спорта у нас есть достижения и призеры международных соревнований. В нашем городе достаточно много спортсменов высокого класса. Просто удивительно, что ярославцев не было в Ванкувере. Я уверен, что в сочинской Олимпиаде ярославцы будут участвовать обязательно.

Развиваем мы и детский спорт. Сегодня в городе действует 30 спортивных школ, учащиеся которых занимаются в физкультурно­спортивных комплексах бесплатно, за счет средств городского бюджета. Половина школ развивает сразу несколько видов спорта. Любительский спорт тоже не отстает. В последние четыре года мы выстроили двенадцать ФОКов и ледовых дворцов, одиннадцать футбольных мини­полей. Но и этого недостаточно, хотя количество ярославцев, занимающихся спортом, увеличилось на 20 тысяч человек, и сегодня активно занимаются спортом 89 тысяч человек.
Но есть и проблемы, которые мешают двигаться вперед. Например, не хватает профессиональных спортивных баз. В ближайшее время Ярославская область сможет вывести на должный уровень только лыжную базу в Подолино. Но это уже немало, если учесть, какие проблемы испытывают сегодня местные бюджеты.

– В чем, по­вашему, причина провала нашей сборной на Олимпиаде в Ванкувере?

Сергей ЧУРСИНОВ: – Конечно, надо менять всю систему спортивной подготовки, начиная с детских садов, школ и спортивных школ. Сейчас, например, в Ярославле, кроме нашего управления и областного департамента по физкультуре и спорту, практически никто не организует спартакиады и другие спортивные соревнования. А в советское время существовало 8 спортклубов, на каждом предприятии был свой клуб. Восстановление спортивной отрасли – это дело государства. Думаю, что из ванкуверской неудачи будут сделаны выводы. Надо, чтобы в школы пришли молодые учителя физкультуры. Сейчас все наши тренеры – люди, которым более 40 лет. Требует развития и спортивная наука. Так что работы впереди невпроворот. 

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать