02:26
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 февраля 2021

Как слепить чемпиона, не склеив ласты?

– Везет тому, кто сам везет. Терпение и труд – вот и весь секрет воспитания чемпионов, – убеждена тренер по подводному спорту Елена Аргунова. За 15 лет Елена Сергеевна воспитала трех мастеров спорта международного класса и около 30 мастеров спорта. Ее главная гордость 19-летняя Екатерина Михайлушкина – двукратная победительница Всемирных игр, 10-кратная чемпионка Европы, рекордсменка мира.
– Елена Сергеевна, когда видишь на вашей подопечной Екатерине Михайлушкиной увесистый комплект медалей, невольно проникаешься уважением. Сколько же их?

– Точно не скажу, но одних золотых более ста!

– Получить звание заслуженного мастера спорта международного класса в 15 лет дорогого стоит…

– Да, на данный момент Екатерина самая молодая обладательница этого высочайшего звания в России по нашему виду спорта. Сейчас я готовлю ее к чемпионату мира, который состоится в июле в Томске. Постараемся побить на 200 метрах мировой рекорд Валерии Барановской из Таганрога. К слову, одна Катина мечта уже сбылась – в 2019 году на чемпионате Европы в греческой Янине на дистанции 100 метров она с результатом 38,06 перебила рекорд китаянки (38,09).

– Это большая тренерская удача – встретить такого человека...

– Безусловно. Для спортсмена же главное – доверять тренеру на 100 процентов, не отступать перед трудностями и вместе, рука об руку идти к намеченной цели.

– Но так бывает далеко не всегда...

– Увы. Была у меня одна перспективная спортсменка. Девочка переехала в Ярославль с мамой и сестренкой из Новосибирска. Там вообще тяжелая история: отец ушел из семьи, потом умер отчим... Так вот эта девочка занималась художественной гимнастикой, но потом получила компрессионный перелом позвоночника, и врачи порекомендовали плавание. В Новосибирске есть Центр водных видов спорта, однако моноласту там практически не тренируют, отдавая предпочтение классическим ластам. Нет и утренних тренировок. А у нас есть. Через 5 лет тренировок со мной девочка дважды, в 2018 и 2019 годах, становилась победительницей Первенства России. И вдруг... перешла к другому тренеру. А потом и вовсе бросила спорт.

– Жаль. Что же случилось?

– Да ничего. Просто девочка перестала бороться. Меж тем спортсмену надо думать не только о себе, но и о человеке, который его сделал чемпионом. Иначе выходит: ты его пестуешь, вкладываешь в него, а ему раз – и надоело, он развернулся и ушел.

– Выходит, тренеру труднее, чем спортсмену?

– Получается так. Взять те же соревнования: спортсмен встает, выплескивает все свои эмоции на дистанции и – получится не получится – идет дальше. Он только за себя переживает, а тренер за всех. И это при том, что он все свои эмоции обязан держать при себе, просто не вправе их показывать.

– Известно, что первым мастером спорта, которого вы воспитали, был ваш сын Виталий Грачев, мастер спорта международного класса, победитель Первенства мира и Европы, рекордсмен мира.

– Да. Виталию уже 26, он недавно с отличием окончил магистратуру факультета физвоспитания ЯГПУ имени Ушинского. Работает тренером вместе со мной.

– Неужели с ним проблем не возникало?!

– Да что вы! Было трудно и ему, и мне. Это же вечный удел детей тренеров и состоявшихся спортсменов – к ним всегда повышенное внимание. Сын сначала занимался и плаванием, и современными танцами. Потом к танцам охладел. В подростковом возрасте увлекся паркуром, по крышам прыгал. А тут еще развод с его отцом! В общем, иногда даже с тренировок его выгоняла! Но мы это пережили. И в 18 лет сын сказал мне: «Спасибо, мама, что ты так сурово меня воспитывала!» Ему никакие проступки не прощались, всегда попадало больше всех. Но доверие между нами всегда было. Без него, повторюсь, никак.

– Но и вы в свое время добились немалых успехов...

– Карьеру завершила в 30 лет. Выиграла чемпионат России в 2005 году и в том же году в составе сборной страны стала четвертой на чемпионате Европы в Сан-Марино. Далее еще три года, 2006, 2007, 2008, защищала честь Центрального спортивного клуба армии.

– Плавание в моноласте способом «дельфин» выглядит очень зрелищно. По телу пловца словно проходит волна, а сам он напоминает грациозную русалку. Или русала…

– История подводного спорта сама по себе очень интересная. В 1933 году француз Луи де Кардин в военных целях изобрел первые ласты для передвижения в воде. В 1962 году инженер Паригорий Суетин, по совместительству инструктор подводного спорта, изготовил первую в мире моноласту, которая чем-то напоминала хвост русалки, так как начиналась от талии подводного пловца и оканчивалась спаренными обычными ластами. Эта моноласта предназначалась для съемок любительского фильма «Девочка и море». В 1968 году тренер по подводному спорту Борис Поротов изготовил первую скоростную моноласту из резины. А в начале нового тысячелетия появилась моноласта нового поколения, автором которой был Евгений Андронов.

– А сами вы почему выбрали плавание?

– Я в детстве часто болела, и мама возила меня на море. Однажды полезла купаться, а был небольшой шторм. Пришлось выплывать. Вот так и втянулась… Первый тренер научила меня работать. Я не понимала, как можно было не прийти на тренировку, а начиналась она в 5.45. За 21 год я пропустила тренировку только три раза.

– И сейчас наверняка стараетесь поддерживать себя в форме?

– Раз в неделю плаваю, 4 раза в неделю хожу в зал, делаю упражнения на пресс, мышцы спины, ноги, приседаю.

– Как вы пережили пандемию?

- Похудела на 8 килограммов.

– Из-за стресса?

– Да, депрессия сильнейшая была, чемпионат России должен был состояться в майские праздники, ребята были, что называется, «на хорошем ходу», а с 23 марта бассейн закрыли. Было очень тяжело, я ничего с собой поделать не могла. И чтобы как-то выйти из этого состояния, мы с мамой и собакой уезжали в Тверицкий бор и там гуляли по 20 километров.

– Карантин сказался на подготовке?

– Разумеется. Ведь мы, по сути дела, 2,5 месяца занимались только физкультурой, «скакали по лестницам». Пришлось форсировать подготовку очень сильно, не просто расплываться и «наплавывать», а сразу включаться в жесткую работу. Мы не могли позволить себе проиграть! 15 июня возобновились плавательные тренировки в «Авроре» за Волгой, с 13 июля перешли в «Лазурный». А в конце сентября, к счастью, состоялся чемпионат России в Петербурге. Результаты показали достойные.

– Как вы считаете, в городе достаточно бассейнов?

– Нет. В Ярославле всего один бассейн с 50-метровой дистанцией. Это «Лазурный». А ведь у нас одна из лучших в стране школ подводного спорта! Очень хотелось бы проводить в нашем городе соревнования самого высокого уровня, но для этого нужна электроника. А это десятки миллионов рублей. Ремонт бассейна – сотни. Чем вкладывать такие деньги, не лучше ли построить новый бассейн мирового, олимпийского класса? На данный момент у классических пловцов «вышка» – это чемпионат и первенство области. А у нас без электроники – это первенство России среди младших юношей и девушек 12 – 13 лет и всероссийские соревнования. И то на них не особо хотят ехать. Без электроники мастера спорта не присваивают.

– С вашими знаниями и опытом вы могли бы открыть частную школу плавания. Реально ли это?

– Думаю, пока нет. Здесь надо рассчитывать только на себя, государство в этом вряд ли поможет. Еще мне жаль родителей. Им и так трудно финансово. Иногда мои воспитанники растут в неполных семьях. Ту же Катю Михайлушкину растит одна мама. Что тут скажешь... Ответственность хромает у мужчин. И опять же: проводить мастер-классы за деньги – это надо совсем другое мышление иметь, чем у меня.
Автор: Анастасия Соловьева
Городские новости, №13

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать