13:17
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 апреля 2011

Моторы Страдивари

Многие мальчишки Советского Союза в детстве мечтали стать космонавтами или летчиками. Такие ребята, будучи школьниками, изготавливали модели самолетов. У кого-то это увлечение осталось и во взрослом возрасте. Но одно дело собрать модель, а совсем другое – заставить ее полететь, как настоящий самолет.

Один из тех, кому это удалось, – руководитель ярославского авиамодельного кружка, председатель федерации авиамодельного спорта области Александр Дроздов (на снимках). Сегодня Александр Иванович передает свое мастерство молодому поколению и одновременно продолжает добиваться хороших результатов на международной арене: в апреле он выиграл этап Кубка мира, проходивший в Финляндии.

Рассекая воздух
Увлечение моделями началось у Александра Дроздова в 1959 году. Ему тогда было всего 9 лет. На аэродром Карачиха маленького Сашу впервые привел отец. Вид огромных машин, рассекающих воздух, настолько поразил мальчика, что он сразу же захотел стать причастным к авиации.
– А потом в Ярославль приехал известный в Советском Союзе инженер Вячеслав Дмитриев. В ДК «Резинотехника», сейчас ДК «Гамма», Вячеслав Владимирович вел авиамодельный кружок. Реактивная авиация тогда только набирала обороты, выглядело это все на редкость романтично. Поэтому мальчишек в кружок записалось много, – вспоминает Дроздов.
Уже через месяц была готова первая модель. Она, к сожалению, не сохранилась, но о том, с каким трудом и желанием был изготовлен тот самолетик, Александр Иванович помнит до сих пор.

Презентовали моторчик
В 1960м Александр Дроздов принял участие в своих первых соревнованиях – в те годы авиамодельный спорт был очень популярен. А потом Юрий Гагарин совершил первый полет в космос и мгновенно стал кумиром для миллионов советских мальчишек. Модели на какое­то время отошли на второй план, уступив место ракетам, желанию полететь в космос.
Однако тепло неба для некоторых юношей все­таки оказалось ближе холодного космоса.
– В середине 60х я перешел в другой кружок, более продвинутый. Он находился тогда на Революционной улице. После занятий у Вячеслава Владимировича Дмитриева мне там заниматься было уже не так интересно, хотелось совершенствоваться, – рассказывает Александр Иванович. – В новом кружке преподаватели увидели, что у меня есть способности, и помогали чем могли.
А помощь действительно была необходима. Ведь это сейчас можно пойти в магазин и купить все, что нужно для изготовления модели. А тогда и элементарный моторчик был большой редкостью. Учителя из своих запасов выделили один юному таланту.

Без обеда, зато в мастерской
Вскоре Дроздов стал чемпионом области, получил первый взрослый разряд. В 1967 году Александра призвали в армию, однако это, как ни странно, не стало препятствием для продолжения занятий любимым делом. Несмотря на то что служить пришлось в далеком Спасске, одном из городов Приморского края, Александру повезло – он попал на службу в ШМАС (школу младших авиационных специалистов).
– Это время пришлось на становление авиамодельного спорта. В декабре меня перевели служить в Хабаровск, и я оказался в спортивной роте, – продолжает свой рассказ Александр Иванович. – Мама прислала инструменты, но заниматься было негде – в казарме особо не помастеришь, а аэроклуб находился в 8 километрах. Но мы с ребятами нашли выход из положения: зимой в одних трико устраивали
8километровые кроссы до авиаклуба. Там занимались, а вечером – обратно в казарму. Порой доводилось без обеда обходиться, зато появилась возможность не расставаться с любимым делом. В 1968 году мы ездили в Ейск на Всесоюзный чемпионат Вооруженных сил. Там я занял 4е место, а потом еще и выиграл зональные соревнования.

Чемпион СССР
После армии Дроздов возвращается в Ярославль и устраивается на станцию юных техников, которая находилась во Дворце пионеров. Там он работает до 1972 года, а попутно после соревнований в Архангельске становится мастером спорта. В том же году Александр впервые едет на чемпионат СССР по авиамодельному спорту, на котором с ходу занимает третье место. После этого успеха прославленный моделист 70х Виктор Еськов приглашает Александра Дроздова в сборную Советского Союза.
– Сейчас лучшие определяются по многочисленным рейтингам, и это при условии, что в сборную России могут попасть всего три человека. А тогда все решал тренер. Видит в тебе достаточный потенциал – и ты в команде, – вспоминает Александр Иванович. – После армии физическая подготовка у меня была что надо. А без нее в авиамодельном спорте никуда – за моделями же постоянно нужно бегать. В сборной я провел четыре года. В 1974 году ездил в Польшу на международный турнир. В том же году я стал чемпионом страны.

Модели в багажник – и поехали!
В начале 70х Александр Иванович начинает преподавать в авиамодельном кружке Ярославского дома технического творчества, где и работает по сей день. За это время он воспитал немало выдающихся моделистов: и чемпиона России, и кандидатов в мастера спорта. Дроздов и сам до сих пор участвует в международных турнирах, подавая тем самым пример своим воспитанникам. Однако на этап Кубка мира попасть спортсменам удается далеко не всегда – авиамодельный спорт финансируется очень скудно, летать, например, в США практически за свой счет могут позволить себе единицы.
– На соревнования внутри страны я зачастую вожу ребят сам. Модели в багажник – и поехали. Тяжело, конечно, бывает, полдня за рулем, затем еще надо модели собрать, попробовать запустить, потом выступления… Но любовь к авиамоделизму сильнее, – утверждает Дроздов.

Четыреста часов на одну модель
Все свои модели спортсмены, разумеется, изготавливают сами. Их грамотная сборка – это 50 процентов успеха. По словам Александра Ивановича, модели сейчас – удовольствие дорогое. В среднем стоимость деталей для одного экземпляра – две с половиной тысячи евро. Да и одними деньгами здесь не обойдешься. Необходимы прежде всего такие качества характера, как усидчивость, упорство, аккуратность, пытливость, технические знания. Сегодня дерево, пробки, бумага и другие подручные средства остались в прошлом. Сейчас модели изготавливают из того же материала, что и настоящие истребители нового поколения. На создание одной модели уходит 300 – 400 часов, то есть примерно полгода регулярных занятий.
– Аэродинамика, технология обработки материалов и другие моменты работы над моделью очень важны, и в один день ими не овладеть. Собирать модели достаточно сложно, это должен понимать каждый, кто хочет заниматься авиамодельным спортом, – считает Александр Иванович. И добавляет: – Знаете, главную двигательную силу моделей я называю «моторами Страдивари», потому что двигатели, как и скрипки этого величайшего мастера, сугубо индивидуальны. Двух одинаковых моделей не существует. Каждая из них имеет свою душу и свой пламенный мотор.

Автор: Станислав Мещеряков

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать