10:18
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 мая 2015

Мы все – войны шальные дети

Роман ЖИТКОВ, 2 «Б» класс, школа № 68Когда началась Великая Отечественная война,  моей прабабушке Вале было 16 лет. Жила она на окраине маленького города Торопец Великолукской области.

29 августа 1941 года  наши войска покидали Торопец. Последними шли  десять молодых ребят.  Были они полураздеты, голодны, некоторые  ранены. На всех – всего одно  ружье. Через полчаса на мотоциклах с пулеметами въехали в город немцы.  К вечеру прабабушка Валя узнала, что те последние парнишки убиты в конце их улицы. Ночью они с младшими братьями и отцом, моим прапрадедушкой Егором,  похоронили наших солдат на краю поля. Их документы спрятали  в огороде, а после оккупации передали  в военкомат.

Оккупанты заняли дом прабабушки Вали, а их семья переселилась в баню. Фашисты всех заставляли работать. Дети  чистили железнодорожные пути, взрослые  строили оборонительные сооружения. Кто отказывался –  убивали и жгли их дома. Но и среди немцев встречались  порядочные люди. Один немец, живший  в доме прабабушки Вали,  предупредил, что у жителей будут забирать весь скот. Семья прабабушки спрятала корову.
Торопчане боролись с фашистами.  В лесах действовали партизанские отряды, а  в деревнях пекли для них хлеб и стирали белье. В городе то и дело  взрывалась вражеская техника, уходили под откос фашистские поезда.
Накануне немецкого отступления был дан приказ сжечь город вместе с жителями. Жестокий план провалился. В ночь на 21 января 1942 года за Торопец развернулись ожесточенные бои. Всю ночь железнодорожная станция переходила из рук в руки. К утру   город был  освобожден. На железнодорожных путях остались фашистские эшелоны,   забитые шоколадом, коньяком, сгущенкой, тушенкой...
После освобождения города  прабабушка Валя работала на станции, которую постоянно бомбили немцы. Летом 1942 года при бомбежке погиб прапрадедушка Егор. С 1943 года прабабушка Валя работала товарным кассиром в воинском эшелоне, который обеспечивал воинские перевозки в  тылах действующих фронтов. На вой-
не прабабушка Валя познакомилась с прадедушкой Сашей. Они поженились в 1946 году...

Александра ГУЛЯЕВА, Алена ГОЛОВКИНА,  8 «Б» класс, школа № 89
В нашей школе прошла встреча с Надеждой Федоровной Сажиной (Ивановой). Восьмилетним ребенком она пережила блокаду  Ленинграда.  В 1941 году  родители впервые отправили дочь в пионерский лагерь.  Отдых прервала война. Детство Нади закончилось.
Из того времени Надя запомнила  непрекращающиеся бомбежки,  ожесточенно стрелявшие зенитки,  метавшиеся по ночному небу лучи  прожекторов. С немецких самолетов летели вражеские листовки с призывами сдать город. Фашисты обещали задушить  Ленинград голодом и похоронить под руинами. Еда быстро закончилась, наступили голод и холод…
Ежедневно Надины родные уходили копать оборонительные рвы, а она оставалась дома и изредка подходила к окну.  Вокруг горели здания, а тушить их нечем – водопровод замерз.  Обессилевшие люди тянули саночки с трупами, падали  и не вставали. А потом у Нади кончились силы.  Она лежала   на кровати и ждала, ждала...  Иногда приходили взрослые, убеждались, что она жива, опять уходили. А потом стали умирать родные. Зимой 42-го мама вышла за хлебом и  не вернулась. Следующими пропали  брат  с сестрой. Наверное, погибли  во время бомбежки. Неожиданно пришел отец. А девочка думала, что он тоже умер.  Но чувств не было. Надя даже не помнит, говорила ли с ним,  принес ли он ей  поесть…
Затем в их дом попала бомба. Долго Надя лежала в завалах. Потом ее вытащили из-под обломков, повезли куда-то, сняли грязную одежду, вымыли, дали кусочек хлеба. Нет, все же чувства еще были. Туда же  привезли и отца. Надю подвели к нему, она трогала его руки, а он  хрипел, потом затих на ее глазах.  Надя не знает,  где его могила.
В марте 1942 года Надю везли по Дороге жизни.   Ребятишки лежали оцепенелые: мертвые рядом с живыми. В Нерехте в госпитале к ним подходили врачи –  у них текли слезы. Глядя на некоторых детей, качали головами – не жилец. «Эта девочка умрет», – сказали и про Надю. И тогда  она решила выжить. И выжила! Единственная из семьи Ивановых...

Екатерина БАБУНИНА,  7 «В» класс, гимназия № 1
Мой прадед  Сергей Алексеевич Князев ушел на фронт 15 октября 1941 года. А  2 октября 1942 года он погиб при воздушном налете в деревне Чичаты Смоленской области. Пока дедушка воевал, моя прабабушка Анна Ивановна Соколова и две ее дочурки, шестилетняя Людмила и четырехлетняя Светлана,  жили ожиданием писем с фронта. Эти письма хранятся в нашей семье.
«…Дорогая Люсенька, кончится война, разобьем фашистов,  вернусь  к вам. Вы меня со Светочкой все время ждите. Когда я вернусь к вам  куплю по большой кукле и другие игрушки. Мне очень хочется увидеть и побыть с вами сейчас, но нельзя, меня отсюда не отпускают. Я скоро поеду убивать немцев-фашистов. Обнимаю и  целую крепко-крепко, твой папа».
Старшая дочка Люсенька научилась тщательно выводить буквы и писала письма отцу:
«…Милый папа я учусь хорошо. Я умею читать и писать. Папа пиши мне письма и я тебе буду писать. Целую крепко. Люся. 11 октября 1942 года».

Максим БЛОХИН, 5 «Г» класс, школа № 48
В моей семье хранится фронтовое письмо моего прадеда Ивана Захаровича Базурина  к жене и трехлетней дочке (моей бабушке).
«19.11.1942 года. Добрый день или вечер. Здравствуй моя любимая жена Аполинария Александровна и любимая дочь Галина Ивановна. Посылаю я вам горячий сердечный привет и желаю вам наилучших успехов вашей жизни и крепко я вас целую...»
Письмо написано на бланке с надписью «Смерть фашистским оккупантам!».
Младший сержант стрелковой дивизии И.В. Базурин  погиб в ноябре 1942 года во время Великолукской наступательной операции. Бригада прадеда  перерезала дорогу Нарва – Великие Луки. Фашисты направили танковую дивизию на помощь окруженному в Великих Луках гарнизону.  Рота Ивана Базурина оказалась на пути танков.  Прадед был связным  командира роты. «Под сильным минометным и оружейно-пулеметным огнем противника несколько раз пробирался, не задерживаясь, с донесениями, чем обеспечил связь с командным пунктом. При доставлении донесения был ранен, но не вышел из боя, доставив приказ по назначению. Прицельным огнем уничтожил свыше десяти фашистов. Погиб смертью храбрых». Так написано в  наградном листе. За этот бой прадед был награжден орденом Красной Звезды посмертно. Похоронен Иван Захарович в деревне Большое Рудкино Псковской области.

Анастасия ШЕИНА, 4 «А» класс, школа  № 21
Перед началом войны мой прадедушка Иван Михайлович Быстров работал водителем в секретной воинской части.  Во время  блокады Ленинграда он выполнял специальные задания, пробиваясь на машине по ледовой Дороге жизни.
Во время одного из налетов  фашистских самолетов на Ленинград  перед его машиной взорвалась бомба.  Ивана Михайловича  выбросило из кабины, контузило и ранило в ногу. Очнувшись, он ощупал себя. Понял, что ничего не слышит.  Дополз до машины и, объезжая воронки от бомб,   поехал дальше. После лечения в госпитале Иван Михайлович снова был за рулем своей машины. Он прошел всю войну и дошел до Берлина.

Дмитрий КУДРЯШОВ, 3 «Б» класс, школа № 68
Мой прадед Анатолий Васильевич Кудряшов попал  на фронт  в 18 лет, служил в пехоте, был командиром минометного расчета. Однажды немцы загнали наших солдат в окружение. Прадед с другими бойцами держали оборону в сарае. Враги приказали им выходить и сдаваться. Тогда они придумали хитрость. Анатолий вышел из сарая с поднятыми руками. Фашисты покинули укрытия  и обступили его. Внезапно Анатолий  упал в снег, а из сарая наши открыли огонь по врагу. Фашисты такого не ожидали  – многие из них были убиты. Нашим солдатам удалось вырваться из окружения. За свой подвиг прадед получил медаль «За отвагу».

Руслан  ФОМИН, 3 «Б» класс, школа № 68
Мой прадедушка Сергей Михайлович Мазин  служил в военной разведке. Как-то группа разведчиков возвращалась с задания и попала под обстрел немцев. Один боец был ранен. Прадедушка тащил на себе раненого. Благодаря прадедушке он остался жив, а Сергею Михайловичу объявили благодарность.

Елизавета ЦЕПЛИЕНКОВА, 3 «А» класс, школа № 23
Родной брат моего прадедушки Яков Агеевич Цеплиенков  в одном из боев попал в плен. В концлагере его пытали и избивали.  Яков Цеплиенков держался стойко, не падал духом. Быть может, этим он вызвал симпатию у главного в лагере фашиста, который дал возможность пленному бежать. Вместе с Яковом Агеевичем совершили побег еще 13 заключенных. Бежали они в Польшу. После войны Яков Агеевич домой не вернулся. Четыре года он  считался пропавшим без вести... Но вот летом 1949 года его мама  работала в огороде. Яков зашел в калитку и сказал: «Мама, я вернулся». Увидев сына живым, мать  упала без чувств.

Мария РАЗОВА,  3 «Б» класс, школа № 68
Моя прабабушка Екатерина Ивановна Асташенко в 16 лет  пошла на войну поваром полевой кухни.  Прошла всю войну со своей полевой кухней и верной лошадью.  Во время обстрелов лошадь низко пригибала голову к земле: она была очень умной. Какой подвиг прабабушка совершила? Я считаю, что девушка на войне – это уже подвиг… Когда она со своей полевой кухней подходила к месту, где только что шел бой, видела, что даже зимой все было черно от тел погибших солдат...

Анна ЗАДУМИНА, 6 «А» класс, школа № 21
Это единственное фото (внизу) моего прадеда Ивана Николаевича Беловцева. Он снят со своей женой и тремя детьми. Самая маленькая – моя бабушка. Это последняя фотография прадеда перед его уходом на фронт. А дальше – долгожданные письма от красноармейца  6-й роты 1574-282 полка И.Н. Беловцева. Одно из них бережно хранится в нашем  семейном архиве как реликвия:
«Здравствуйте мои дорогие родные милая моя жена Наташа и милые мои деточки сынок Юра и сынок Коля и дочка Маничка. Посылаю я вам свой сердечный привет и желаю всем всех успехов вашей жизни... милая Наташа, не надо тужить, не мы первые не мы последние. Родину надо защищать…»
Через месяц после этой весточки прадеда не стало, погиб он под Сталинградом.
   
*** Орфография писем сохранена.

Автор: city-news

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать