12:09
пятница,
19 апреля 2024 г.
6.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 ноября 2015

На завтрак в Городскую думу

В ведении  Городской думы находились  вопросы  городского транспорта.  На протяжении столетий  монополистами пассажирских перевозок  в Ярославле  выступали расторопные извозчики – почему­-то в  Ярославле  не прижились ни линейки, ни  конки, столь популярные в Москве и Петербурге.

Гласные не могли совладать  с извозчиками

Однажды табачный король Дунаев решил использовать в Ярославле быков как гужевой транспорт: на вокзал или на пристань везут быки махорку в ящиках, а обратно с вокзала табак в листах. Путь лежал через весь город, и такой вид транспорта не всем ярославцам пришелся по душе. Они пожаловались гласным, будто бы быки создают пробки, и городская управа запретила Дунаеву такой вид транспорта.
На протяжении многих лет гласным не удавалось решить проблему стоянки ломовых извозчиков, как сегодня, наверное, невозможно решить проблему парковок. Стихийная биржа извозчиков располагалась с восточной стороны Спасского монастыря, около семинарии. От большого количества лошадей и несоблюдения элементарных гигиенических норм в этом месте почти постоянно стоял неприятный запах, а в весеннее и осеннее время – непроходимая грязь.  
Периодически «по неизвестным причинам» биржа самостийно перемещалась к церкви Михаила Архангела, нанося повреждения мостовой, построенной за свой счет купцом Оловянишниковым. Неоднократные попытки Городской думы перевести ломовых на временное место вызывали сильное негодование – извозчики небезосновательно заявляли, что перевод в место, удаленное от центра, приведет их в худшее положение с конкурирующим с ними окрестным крестьянством.
30 марта 1870 года в Ярославскую городскую думу поступила жалоба от священнослужителей ярославских церквей: Спасонагородской – Василия Ржевского, Воскресенской – Александра Торопова и Архангельской – Дмитрия Попова. Они писали, что «со времени перевода биржи ломовых извозчиков на Воскресенскую улицу, на которой находятся их дома, они совершенно лишены душевного спокойствия… не могут заниматься ни чтением книг, ни сочинением поучений, ни размышлениями о духовных, священных предметах… вследствие крика и шума, от слов ругательных и дерзких, происходящих от личностей оных извозчиков».
Особенно священнослужителей удручало, что «они (извозчики) при стенах церковных наших домов валяются нередко пьяные, в безобразном виде… что не только нам противно приближаться к окнам нашего жительства, но и женам нашим невозможно ни посмотреть в окно, ни заниматься близ окна приличною им работой… Для детей наших невежество и бранность мужиков этих пагубны».
Увы, но проблему решить не удавалось на протяжении десятилетий, и только с приходом электрического трамвая ситуация начала меняться.

«Ярославский трамвай» находился в Брюсселе

Озадаченная транспортными проблемами Городская дума обратила взор свой на «Бельгийское анонимное общество электричества и тяги», которое предложило городу свои услуги. Городским головой в то время был Иван Александрович Вахромеев. При нем Ярославль считался самым благоустроенным городом. Его стараниями был пущен водопровод, вместо керосиновых фонарей в городе появились электрические, центральные улицы заасфальтировали, на собственные средства Вахромеев организовал масштабную реставрацию фресок в церкви Ильи Пророка и благоустройство Ильинской площади. Да и трамвай своим появлением в Ярославле также обязан Вахромееву. За три года в центре Ярославля были выстроены «питательная станция» и депо, а по главным улицам города протянулись трамвайные рельсы.
18 декабря 1900 года, после торжественного запуска пародинамомашины для почетных гостей был подан кортеж из четырех украшенных флагами трамвайных вагонов, в которых отцы города отправились на праздничный завтрак в Городскую думу.
Правление акционерного общества «Ярославский трамвай» находилось в Брюсселе. В Бельгию, по условиям заключенного на ближайшие 42 года договора, уходила и вся прибыль от работы трамвая. Правда, для иностранцев это предприятие оказалось не таким уж выгодным – в 1901 году его дневная выручка обычно не превышала 240 рублей, тогда как только на содержание трамвайного парка требовалось 300 рублей в день. Дореволюционный трамвай был классным – билет 1-го класса стоил 6 копеек, 2-го (на открытой площадке) – 4 копейки. Удовольствие не из дешевых, но от желающих прокатиться на «трезвоне» не было отбоя. Сеть трамвайных линий связала центр Ярославля с заводами, пристанями и вокзалами, и каждый маршрут носил звучное имя – Московский, Федоровский, Волжский, Власьевский (ул. Свободы), Рождественский (Б. Октябрьская). Последний почти без изменений просуществовал в Ярославле больше ста лет.

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать