08:35
среда,
24 апреля 2024 г.
3.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 июня 2015

Не для себя, а города ради

Степан Петрович Матвеевский трижды становился  городским головой: в 1812 – 1814 годах, в 1815 – 1817­м  и с 1821­го по 8 февраля 1822 года. Альтруист, правдолюбец, храбрец. Человек, судьбу которого не каждый решился бы повторить.

Степан Петрович Матвеевский родился в 1773 году в  слободе Мокруши Ростовского уезда  неподалеку от Борисоглебского монастыря. Слобода со всеми жителями, в том числе и родителями Степана Петровича, принадлежала светлейшему князю Г.Г. Орлову. Вскоре  Матвеевские  переехали в  слободу Новую. Здесь в 1791 году 18-летний Степан женился на крестьянке из села Поречье Екатерине. У них было пятеро детей,  двое  умерли в  детстве.
В 1800 году Степан Матвеевский  перебрался в Ярославль.
Занимался торговлей вином, охотно давал деньги в рост. Разбогател и  в 1807 году получил вольную,  записался в купцы 2-й гильдии. В 1808 году он приобрел двухэтажный каменный особняк с двумя флигелями  на Ильинской (Советской) площади, до сих пор именуемый домом Матвеевских. На самом деле эту усадьбу построил около 1791 года помещик Сергей Иванович Власьев.  Его сын Михаил Сергеевич  в 1802 году продал отцовское наследство губернскому секретарю Михаилу Ивановичу Смирнову за 12000 рублей, а  тот, в свою очередь, – Матвеевскому за  3500 рублей.
В 1809 году Степана Петровича избрали гласным Ярославской городской думы, и  он начал активную общественную деятельность.  20 марта 1811 года Матвеевский представил на рассмотрение думы «Записку об увеличении городских доходов» с припискою: если шестигласная дума «не уважит моего мнения, клонящегося к общественным пользам, то не премину собственно от себя представить на благорассмотрение вышнему начальству...».
Программный документ Матвеевского был уж очень смел и затрагивал уважаемых в Ярославле людей. Степан Петрович нашел 29 способов к увеличению градских доходов. Досталось всем: крестьянам,  иногородним торговцам, ямщикам, разночинцам, владельцам речных судов, торговцам вразнос. У всех нужно было посчитать доходы и часть  изъять  в пользу города.  Были и совершенно конкретные предложения: изъять в пользу города пивоварню, построенную на городской выгонной земле откупщиком Яншиным, переоценить землю под шелковой фабрикой московского купца Колосова, полотняной фабрикой купца Углечанинова,  фабрикой Яковлевых и взять за них справедливый налог в пользу города, «обратить в ведомство градской думы» (отобрать)  построенные на городской земле каменную палатку и деревянные лавки бывшего городского головы Федора Москотильникова, с которых он 20 лет получает  ежегодно более тысячи  рублей, а городу ничего не платит.
Дума не приняла предложений Степана Матвеевского и переправила их ярославскому губернатору князю М.Н. Голицыну.  Документ попал на глаза ярославскому генерал-губернатору принцу Георгию Гольштейн-Ольденбургскому. Тот заинтересовался и велел представить ему заключение «о всех предметах, в мнении Матвеевского содержащихся». В результате был создан комитет по благоустройству города, куда вошли  депутаты от всех сословий. Многое из предложений  Степана Петровича претворено в жизнь:  думе был отдан  контроль за речными переправами, ярославцам вернули право рыбной ловли в Волге,  упорядочили городскую торговлю и налоги. В 1812 году С.П. Матвеевский был избран городским головой на три года.  Уже в конце лета он решал массу проблем, вызванных Отечественной войной:  размещение беженцев, обеспечение продовольствием, оборудование лазарета, сбор пожертвований в пользу  армии... И тут Степан Петрович стоял на страже справедливости. Размещением войск, беженцев и пленных занималась квартирная комиссия под  фактическим управлением депутата от дворянства Коренева. Дома под постой он распределял несправедливо, в думу посыпались жалобы.  Городской голова  внес предложение принцу Ольденбургскому по изменению работы квартирной комиссии. Тот Коренева  уволил, а все поправки Матвеевского предложил к исполнению  губернатору князю Голицыну от своего имени.
Решительность  городского головы многим была что кость в горле. Степана Петровича решили приосадить.  Нашли некоего крестьянина Осипа Сергеева, который купил в  погребе Матвеевских штоф водки с  «неявственной» печатью. В ноябре 1812 г. губернские  власти создали комиссию для проверки качества товара купца Матвеевского. Лавку попробовали опечатать, но Степан Петрович с братьями не дали. Известили князя Голицына. Тот приказал казенной палате провести экспертизу торгового свидетельства, ярлыков и печатей на винной продукции Матвеевских. Увы,  ничего незаконного не сыскалось.
Популярность Степана Матвеевского у большинства горожан была огромна. В 1815 году его вновь избрали городским головой еще на три года, но на выборах 1817 года он  уступил Петру Ильичу Желуткову, тот набрал на 6 голосов больше. А в 1821 году Степан Петрович одержал победу и стал городским головой в третий раз.
В течение года Матвеевский ревностно «правил свою должность».  При нем сломали  старую Семеновскую башню, сделали «опись ветхостям» Волжской башни и составили смету на их исправление (в то время башня сдавалась в аренду под трактир). Строился мост через реку Которосль, благоустраивалась Волжская набережная. После постройки пожарной каланчи преобразилась Семеновская (Красная) площадь. Шли работы по озеленению города.  Продолжалось строительство Мытного рынка и нового Гостиного двора по планам архитектора П.Я. Панькова. Гостиный двор и довел Степана Матвеевского до смерти...
Идея благоустройства города стала суперпопулярна. Ярославцы, претендовавшие на общественные должности,  предварительно вносили в городской бюджет пожертвования на «благолепие Ярославля». Жертвовали и рядовые граждане, и сам губернатор Безобразов!
Но, несмотря на пожертвования, средств для завершения Гостиного двора и Мытного рынка не хватало. Городская дума кинула  клич горожанам собрать дополнительно сто тысяч рублей. Деньги поступали медленно. Тогда в 1814 году городской голова заложил собственный дом. Полученные от залога 30 тысяч рублей он внес в городской бюджет. Заем нужно было погасить в 1816 году. Однако Матвеевский этого не сделал. Наоборот! Он сделал новые займы на общественные нужды.  В 1817 году дом Матвеевских поступил в казенный присмотр. А в 1818 году по инициативе ярославского губернатора Г.Г. Политковского был создан специальный комитет для ревизии расхода денежных средств на строительство Гостиного двора и Мытного рынка. Выводы комиссии были неутешительны: долги думы  составили 69 877 рублей. Но популярность Матвеевского была непоколебима. Выслушав отчет комиссии, горожане выступили в поддержку Степана Петровича. Однако делу о должностных злоупотреблениях городского головы и гласных власти дали ход. Гласные вызывались на допросы в уголовный суд, Матвеевский дал подписку о невыезде. Со Степаном Петровичем случился удар.  8 февраля 1822 года из-за болезни он был уволен с должности. Страдая «бесчувствием всей правой стороны и слабостию глаз», Степан Матвеевский  продержался почти три года. Умер он 19 ноября 1824 года в возрасте 51 года. Погребен городской голова Матвеевский на Леонтьевском кладбище.

По материалам  Государственного архива Ярославской области

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать