19:33
воскресенье,
8 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 февраля 2019

Я б в чиновники пошел,пусть меня научат…

Как муниципальные служащие и депутаты муниципалитета города Ярославля повышают свою квалификацию в нашем городе – об этом мы беседуем с заместителем директора по научной и учебно-­методической работе муниципального автономного учреждения «Институт развития стратегических инициатив» (МАУ «ИРСИ») Галиной Романовой.
– Галина Алексеевна, одним из основных направлений работы вашего учреждения является повышение квалификации. К каким категориям граждан это относится? Кого вы обучаете?

– Мы обучаем муниципальных служащих и специалистов подведомственных учреждений мэрии города Ярославля. Это могут быть как рядовые специалисты, так и руководители отделов, управлений, департаментов мэрии города. Для каждой категории слушателей у нас разработаны свои учебные программы – «большие» (с длительным сроком обучения) и «маленькие» (краткосрочные).

– Скажите, пожалуйста, как можно попасть к вам на учебу?

– Напрямую слушателей курсов мы не набираем, поэтому «с улицы» к нам прийти нельзя. Поскольку наш «контингент» – это муниципальные служащие города, слушателей на наши курсы направляет управление муниципальной службы и кадров мэрии города Ярославля. Те служащие, которые хотят пройти обучение, должны обращаться именно туда.

– Расскажите подробнее, чему вы обучаете муниципальных служащих?

– Прежде всего у нас разработаны и на протяжении уже нескольких лет успешно работают две базовые программы объемом 72 и 76 академических часов: «Муниципальное управление для вновь поступивших на муниципальную службу» и «Муниципальное управление для основного кадрового состава». Программы составлены с учетом пожеланий нашего заказчика – мэрии Ярославля и включают такие дисциплины, как особенности муниципального управления, вопросы противодействия коррупции на муниципальной службе, культура устной и письменной речи муниципального служащего. В обеих программах есть курс по психологии, при изучении которого мы затрагиваем особенности налаживания делового общения, способы решения конфликтных ситуаций на службе, способы борьбы с профессиональным выгоранием, приемы профилактики стресса и т.п.

Кроме того, в программе, предназначенной для вновь поступивших на муниципальную службу, подробно рассматриваются вопросы адаптации и самоменеджмента специалистов на муниципальной службе, а в программе, рассчитанной на основной кадровый состав, – психологические аспекты управленческой деятельности.

– Какие у вас существуют формы обучения слушателей?

– Как правило, мы используем очную форму обучения, однако сейчас в некоторые курсы внедряем дистанционные технологии. В качестве обучающей платформы дистанционного обучения мы используем электронную систему управления обучением Moodle, сюда мы выкладываем определенный теоретический и практический материал по дисциплинам, также здесь наши слушатели оценивают эффективность обучающих курсов.

– Вы сказали, что у вас разрабатываются также краткосрочные курсы. Какие, например?

– Это курсы, на которых муниципальные служащие и специалисты подведомственных учреждений более глубоко изучают особенности работы на компьютере (так называемые информационно-коммуникационные технологии), в частности – как создавать презентации, работать с электронными таблицами. В 2018 году внедрены курсы по специфике разработки целевых программ, особенностям управления конфликтами и другие.

– А какие программы вы предлагаете для руководителей высшего звена муниципальной службы?

– Для них мы, как правило, предлагаем краткосрочные обучающие программы либо дробим долгосрочные программы на отдельные циклы, поскольку руководители – люди занятые и не всегда могут себе позволить надолго отвлекаться от работы. Тематика курсов разнообразная, содержание программы разрабатывается под конкретный запрос слушателей. Сейчас руководители аппарата мэрии Ярославля обучаются по программе «Психологическая компетентность в работе муниципального служащего», содержащей в себе изучение различных направлений психологии управленческой деятельности: деловой коммуникации, умения делегировать полномочия, поведения в конфликтной ситуации, правил публичного выступления, тайм-менеджмента, профилактики профессионального выгорания. В ближайшей перспективе планируется внедрение еще одной новой программы «Публичное выступление для руководителей высшего звена».

– Вы еще обучаете депутатов муниципалитета города Ярославля?

– Да, действительно, и это пока новая для нас категория слушателей. В прошлом году депутаты муниципалитета к нам обратились с просьбой разработать для них образовательную программу. Сначала мы для них провели четыре обучающих семинара. Депутаты высказали пожелание пройти обучение более основательно. В ответ на это наши специалисты разработали дополнительную образовательную программу, причем не повышения квалификации, а профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление». Программа эта рассчитана на 512 академических часов, сроки ее изучения – два календарных или полтора учебных года в два семестра. Обучение слушателей будет идти в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.

Программа содержит 16 учебных дисциплин. Учитывая загруженность депутатов работой и общественной деятельностью, к каждой дисциплине мы разработали информационный пакет для выгрузки в электронную систему обучения. В него входят лекции, презентации по темам дисциплин, списки вспомогательной литературы, разнообразные задания на проверку уровня овладения материалом, итоговые задания по дисциплинам и т.д. Теоретические основы по всем дисциплинам обучающиеся осваивают в электронной среде. Очные занятия – это тренинги, семинары, практикумы, которые закрепляют изученную теорию и позволяют актуализировать и расширять важные управленческие навыки. Закончить обучение по этой программе мы планируем в мае 2020
года.

– Скажите, пожалуйста, а как рождаются ваши программы?

– Все наши курсы – это штучный, индивидуальный, целевой товар, что называется, «под запрос заказчика» – мэрии города Ярославля и подведомственных ей учреждений. Мы постоянно находимся в хорошем тесном контакте с управлением муниципальной службы и кадров, со специалистами отделов кадров других структурных подразделений мэрии, поэтому всегда в курсе образовательных проблем и потребностей муниципальных служащих города.

Кроме того, всегда по окончании любой образовательной программы мы проводим анализ эффективности курса для слушателей: не только задаем вопросы, связанные с оценкой курса и его преподавателей, но и собираем пожелания и предложения слушателей по оптимизации курсов (их формы, содержания и прочее).

Также об актуальных проблемах в образовании муниципальных служащих мы узнаем из результатов оценочных процедур с ними, которые мы проводим, встраиваясь в систему конкурсных процедур на замещение вакантных должностей и в кадровый резерв, организуемых мэрией города.

– Галина Алексеевна, вы затронули еще одно направление вашей работы с муниципальными служащими – проведение оценочных процедур? Что это такое?

– Да, одно из направлений нашей работы заключается в том, что мы в рамках конкурсов, организуемых мэрией, на замещение вакантных должностей и в кадровый резерв муниципальной службы проводим оценку участников конкурса на соответствие их базовым квалификационным требованиям, предъявляемым законом к муниципальной службе.

– То есть вы можете скорректировать программы в зависимости от потребности того или иного подразделения еще на этапе принятия сотрудников?

– Да, конечно, когда мы видим, что возникают общие проблемы, анализируем их особенности и глубину и можем скорректировать образовательные программы. Это может быть внесение изменений и расширение основных курсов либо создание отдельной программы. В любом случае задача такой корректировки – расширить и актуализировать знания и навыки в вопросах, вызвавших затруднения у конкурсантов.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать