16:55
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 февраля 2010

Дороги майора Петрова

Ветерану Великой Отечественной войны майору милиции в отставке Николаю Николаевичу Петрову исполнилось 4 января 92 года. В этот день он получил поздравления от ветеранов ГАИ, руководства и сотрудников управления Госавтоинспекции. Учился Николай Петров в Ярославле, в школе имени Максима Горького, и одновременно был воспитанником войсковой части 4482 – химического полка, который располагался на базе нынешнего финансового училища на улице Большой Октябрьской. Первая его детская мечта сбылась 3 июня 1936 года: он сдал экзамен и получил права на вождение мотоцикла. В 1939 году после окончания техникума его направляют в отдел ГАИ УВД области.

Николай Николаевич проводил технические осмотры автомобилей в Ярославле на крупных заводах. К техосмотрам на предприятиях готовились очень ответственно, как к празднику. Однажды Петров проверял техническое состояние легкового автомобиля ЗИС101, который обслуживал обком партии и на котором испытывались ярославские шины для правительственных машин. Выехал из гаража на улицу Кирова для проверки срабатывания тормозов. Шофер, сидевший справа от него, включил громко радиоприемник, слушал песню. Николай Николаевич разогнал машину и нажал на педаль тормоза. Автомобиль резко остановился. В это время голос певицы из радиоприемника выдал громкую финальную ноту, и прохожие, услышав голос и увидев остановившуюся машину, вдруг испуганно закричали, что задавили женщину. Пришлось объяснять, что никакой аварии не было…

Когда началась война, всех сотрудников милиции перевели на казарменное положение. Спали на топчанах, поставленных в здании ГАИ. На сотрудников ГАИ была возложена задача по мобилизации водителей и транспорта на фронт. У гаишников была бронь от призыва на фронт, но все же добровольцем ушел на войну начальник ГАИ Осередцев. Удалось настоять и Николаю Петрову на том, чтобы его тоже отправили в действующую армию. Дивизию направили на Волховский фронт. Первые наступления ее были неудачны. Немецким «Тиграм» и «Пантерам» в начале войны наши танки уступали и огневой мощью, и броней. В задачу технической роты, куда Петров был назначен помощником командира, входила организация транспортировки поврежденных танков с поля боя и их ремонт в полевых условиях. Во время войны через его руки прошла не одна сотня танков, которые пришлось возвращать в строй.

Милицейская служба у Николая Петрова продолжилась неожиданно. После демобилизации он устроился работать начальником гаража в общество «Осавиахим», нынешнее «РОСТО». И вот 18 сентября 1946 года его срочно вызывают к начальнику УВД генералу Губину, который в одночасье назначил старшего лейтенанта Петрова на должность госавтоинспектора Ростовского участка Ярославской области. Через полгода Николая Николаевича перевели в Ярославль и назначили обслуживать уже 9 сельских районов.

В 1950 году его направили в Новочеркасскую школу МГБ СССР, где он получил профессиональную подготовку. В 1955 году Николай Петров получает назначение на службу в Магадан. Непросто было работать на территории, где поселки и предприятия разбросаны на сотни километров друг от друга, а колымская трасса имеет протяженность более тысячи километров. К тому же зимой мороз доходил до минус 60 градусов, а летом снег не таял до июня. Из­за холодных зим на магаданских трассах от переохлаждения погибали до 50 водителей в сезон. В общем, работы хватало. Это и разбор ДТП, и проведение техосмотров транспорта, и профилактическая работа с населением. Но Николай Николаевич старался везде успевать. На колымских дорогах водители боялись не сотрудников ГАИ, а начальника Дальстроя генерал­лейтенанта Никишина, который подчинялся только самому Берии. Когда он ехал на своем «Паккарде», все были обязаны уступать ему дорогу. Если кто не пропускал, то за это сурово расплачивался. Генерал сам останавливал машину, брал у водителя удостоверение, тут же его рвал и говорил: «Ваша карьера водителя закончилась».

Когда Николай Петров вернулся из Магадана в Ярославль, его назначили на должность старшего госавтоинспектора Кировского района. За 7 лет работы в районе у него не было ни одного срыва проведения на автопредприятиях государственного технического осмотра. Не случайно на совещаниях, проводимых в Кировском районе по итогам работы ГАИ, частенько присутствовал первый секретарь обкома Федор Лощенков.

Николай Николаевич был не только заядлым мотогонщиком, но и опытным автомобилистом. На своих машинах во время отпусков он объездил весь юг страны. У него 68 лет водительского стажа. Это своеобразный рекорд водительского долголетия! К сожалению, сейчас из дома он редко выходит, ноги болят. Спасибо внучкам, особенно Анечке, которая помогает ему. Приносит продукты, обед готовит, в квартире убирается. Супруга у Николая Николаевича давно умерла.

Николай Николаевич Петров награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За безупречную службу» 2й и 1й степеней. Многое пережито, но осталось в его душе самое главное – вера в то, что жизнь прожита не зря, что его поколение не щадило себя ради того, чтобы мы сейчас жили мирно и благополучно.      

Автор: Владимир МУРАТОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать