21:29
6 декабря,
понедельник 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
24 Марта 2010
Великой Победе посвящается

Со сцены – в окопы

Старейшая актриса Волковского театра Софья Петровна Аверичева – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей, почетный гражданин Ярославля, легенда нашего города. Молодая артистка пошла добровольно на фронт разведчицей. В составе знаменитой Ярославской коммунистической 234-й стрелковой дивизии Софья Аверичева дошла до Берлина. На фронте она вела дневник, писала в блиндажах и землянках, а в 1965 году впервые его издала. К 65-летию Победы «Дневник разведчицы» переиздан в третий раз. В прошлом году, отмечая юбилей, Софья Петровна призналась: «Театр и дивизия – вся моя жизнь». Бросай баранку!Софья Аверичева родилась и выросла в далеком Амурском крае в большой многодетной семье. Возле поселка Большой Невер, где жили Аверичевы, находились золотые прииски. Отец Сони работал начальником экспедиции по поиску золотоносных руд. Семья жила очень скромно. В 14 лет Софья пошла работать на авторемонтный завод. Начинала учеником слесаря и дошла до шестого, высшего, разряда, была ударницей социалистического труда. А когда в начале 30х годов построили автомобильную АмуроЯкутскую магистраль, Софья выучилась на водителя грузовика. Регулярное движение по этой трассе начиналось в сложнейших, порой небезопасных для жизни условиях. Но девушка не боялась трудностей. Она возила грузы по маршруту Большой Невер – Алдан на машине «АМО». Первые грузовики завода ЗИЛ имели неотапливаемую деревянную кабину. Зимой, в трескучие морозы приходилось ездить в тулупе и самой разгребать снежные заносы.    

В ту пору в Алдане появился театр рабочей молодежи. С него-то и начался у водителя грузовика интерес к искусству Мельпомены. Она записалась в драмкружок, знала все роли наизусть. Однажды хотели отменить спектакль изза болезни исполнительницы главной роли. Софья попросила, чтобы ей дали сыграть. В тулупе и в комбинезоне?! И девушку облачили в роскошное платье, надели парик. Взглянув в зеркало, она увидела не работницу в грубой спецодежде со стриженой головой, а, как ей показалось, неземное, сказочное существо.

Она так сыграла роль, что все артисты хором закричали: «Бросай баранку!» Первое ощущение сцены, волшебное преображение – все это определило дальнейшую судьбу сибирячки.

Судьбоносная Нора

Следующий этап в жизни Софьи Аверичевой – театральный. Она – актриса! Сменяются театры, города: Уфа, Ленинград, Орел, Ростов Великий. В ростовском театре Софье посчастливилось играть с известными артистами, великими мастерами сцены, высланными из столичных городов. Она училась у них актерскому мастерству. Над образом Норы, например, с Софьей работал ленинградский актер. Когда-то он играл в спектакле по пьесе Ибсена с великой Верой Комиссаржевской и помнил ее Нору.

Когда ростовчане привезли спектакль в Ярославль на смотр театров области, игра Софьи Аверичевой не осталась незамеченной. Жюри высоко оценило ее работу над образом Норы. Более того, актрису пригласили в труппу Волковского театра. Она играла роли молодых героинь. Луиза («Коварство и любовь»), Машенька в одноименной пьесе Афиногенова, Анна Федоровна («Варвары»), Софья («Шел солдат с фронта») – в предвоенные годы имя Софьи Аверичевой не сходило с афиш. Молодая актриса блистала на волковской сцене. Перед самой войной ее назначили на роль Нины в спектакле по драме Лермонтова «Маскарад».

Ждал театр военных действий

21 июня 1941 года Волковский театр приехал в Рыбинск. А на следующий день – война. На открытии гастролей в огромном зале Дворца культуры сидели человек 20. За кулисами актеры ходили на цыпочках и говорили шепотом. Война!

Софья всю ночь не сомкнула глаз. Что же делать? Как жить? Играть Нину в «Маскараде»? Произносить со сцены никому не нужные слова, когда фашисты шагают по нашей земле, разоряя города и села? В начале июля Софья подала заявление в военкомат, стала ждать ответа. А его все не было. В августе театр открыл сезон премьерой «Парень из нашего города» Константина Симонова. Зал переполнен. Зрители остро воспринимают поступки героев пьесы. На пороге надвигающейся беды они особенно близки и понятны.

Между тем в театре организуется народное ополчение. Артисты уходят на фронт. И опять Софью мучают мысли: «Идет жестокая война, враг приближается к Москве, Ярославлю. А я тут…» Молодая актриса рвется на фронт, даже поступает на курсы мотоциклистов. Она играет на сцене, выезжает с концертами, дежурит в госпиталях. И с нетерпением ожидает решения из военкомата. Волковцы ей говорят: «Ты нужна театру». А она в ответ: «Я нужна другому театру – театру военных действий».

В октябре в Ярославле начала формироваться дивизия из ярославцев, костромичей и рыбинцев. В ее ряды вступали целыми семьями, организациями. Многие артисты театра записались. Устремилась туда и Софья. Она обивала пороги военкомата, горкома, обкома. Там с недоумением смотрели на утонченную девушку в крепдешиновом платье, с накрашенными губами, дышащую «духами и туманами».

Не дождавшись ответа из военкомата, Софья написала письмо первому секретарю обкома партии Николаю Семеновичу Патоличеву. В то время в Ярославле велась подготовка на случай прихода немцев. Ктото должен остаться в городе для работы в подполье. Софье предложили изучать немецкий язык и оружие. Она согласилась, продолжая играть в театре. А душой рвалась на фронт. Не дождавшись ответа от Патоличева, пробилась к нему на прием. И он поверил, что молодая актриса может стать бойцом. Софья влилась в ряды Ярославской дивизии.

Елозили по земле животами

Ярославская коммунистическая 234я стрелковая дивизия сначала дислоцировалась на подступах к столице. После переломного контрнаступления под Москвой ее из Подмосковья направили на Калининский фронт, а затем она стала продвигаться на Смоленщину. Дивизия сражалась на территории Пречистенского района, ставшего ареной длительных тяжелых боев.

Когда из Ярославля пришло в дивизию пополнение, в числе вновь прибывших бойцов была Софья Аверичева. На фронте она выбрала одну из самых опасных профессий – разведчицы. Вместе со своей новой подругой Валентиной Лавровой попросилась в разведывательную роту под командованием лейтенанта Ивана Докукина – смелого, бесстрашного, опытного бойца. Задача роты – совершать налеты на опорные пункты немцев, проводить рейды в расположение немецких частей для захвата «языка», добывать сведения об огневых точках противника, парализовать его, наносить ему материальный и моральный урон.

Каждую ночь Софья со своими фронтовыми побратимами шла в разведку. На задания уходили группами, туда, где на каждом шагу таится опасность. Бывало, не спали сутками, ползали около обороны немцев и в зимнюю стужу, и в ледяную осеннюю слякоть по болотам, оврагам, перелескам в промокшей насквозь одежде и обуви. Командир Докукин шутил: «В этом районе скоро не останется кусочка земли, где бы не елозили наши животы». Еще бывала разведка боем, когда надо делать проходы в минных полях, резать «колючку», затем вместе с ротой автоматчиков идти на штурм немецких окопов и блиндажей.

А сколько марш-бросков, походов пришлось совершить! Бывало, мешок гнул к земле, лямки резали плечи. Но надо, надо взять себя в руки и все выдержать.

Вот это удача!

Однажды ночью группа совершала налет на деревню, занятую немцами. Вошли в лес – кругом сосны с березами. В качестве наблюдательного пункта выбрали самую высокую и ветвистую березу. По очереди забирались на дерево и вели наблюдение. Софья с нетерпением ожидала своей очереди. Наконец, ее подсадили. Она быстро добралась до верхушки, стала обо всем докладывать. А тут немцы показались. Идут, задирают головы, осматривают каждую верхушку. К счастью, Софья успела к этому времени слезть с березы. Наши бойцы открыли огонь по противнику, били из автоматов не переставая, не давая немцам опомниться. Побили их здорово. Те, кто остался в живых, убежали. Из груды трупов вытащили двух уцелевших «языков». Командир еще одного притащил. Вот это удача! Захваченных немцев отвезли в штаб дивизии, а группу захвата представили к наградам.

Спасла раненого бойца

Разведчица Софья была не раз ранена. Подлечится – и снова рвется в свою войсковую часть, к разведчикам.

Однажды во время блокирования немецкого дзота начался гранатный и рукопашный бой. От взрыва немецкой гранаты Софью ранило в правую руку, сшибло с ног, сорвало с головы каску. В помутневшем сознании билась одна мысль: только бы не упасть, выдержать. Как сквозь сон Софья услышала голос раненого бойца. Какими­то невероятными усилиями она вытащила его из траншеи и поползла с ним по полю. Взрыв немецкой гранаты накрыл их обоих. Чтото резануло по ногам. Задыхаясь, Софья ползла, подтягивая левой рукой бойца. Она чувствовала, что он еще жив. И ведь приползла к своим! Очнулась в медсанбате. Там встретила спасенного ею товарища.

В этой операции оказалось много раненых бойцов. Но они выполнили задание. Наши земляки освобождали Смоленщину, Белоруссию, Западную Украину, Польшу. Ярославская дивизия дошла до Берлина, до Эльбы. В сражениях теряли боевых товарищей. Сколько хороших, красивых, умных ребят погибло! Какая была милая и добрая Валя Лаврова! И очень смелая. Она попала к гитлеровцам и погибла мученической смертью.

Каждый сезон – новые роли

Закончилась война, и Софья вернулась в Ярославль, в родной театр. И снова – спектакли, роли, аплодисменты, благодарные зрители, цветы. Каждый сезон у актрисы Аверичевой – новые роли. И какие! Софья – «Горе от ума», Любовь Шевцова – «Молодая гвардия», Елизавета – «Егор Булычов», Василиса – «На дне». И даже императрица Елизавета Петровна в спектакле «Федор Волков»! И не догадывались зрители, что эта утонченная, хрупкая женщина и любимая актриса была на фронте бесстрашной, отважной разведчицей.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать