07:26
среда,
24 апреля 2024 г.
3.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 апреля 2010

Мы были детьми в 41­-м…

Война принесла много горя нашему народу. Трудно было всем. Но особенно в годы военного лихолетья страдали дети. Война лишила их детства, оставив на всю жизнь глубокую рану в сердце. Сегодня мы публикуем воспоминания ярославцев, чье детство и юность опалила война. Наградили отрезом на платьеТамара Ивановна Кравченко – ветеран войны и труда, заслуженный учитель РФ, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941­-1945гг.», Почетным знаком города Ярославля III степени. Она закончила шестой класс, когда началась война.

– Вспоминаю тот страшный день, 22 июня. Все слушают из черных «тарелок»­репродукторов речь Молотова о нападении гитлеровской Германии, – рассказывает Тамара Ивановна. – Наш город как­то сразу изменился. Нам, жившим рядом со станцией Всполье, это было особенно заметно. Одна за другой двигались к вокзалу колонны солдат. За ними шли толпы провожающих. Стали прибывать эшелоны с эвакуированными и ранеными, которых размещали в школах. В апреле 1942 года  в нашей школе №12 на улице Большой Октябрьской разместили эвакуированных из блокадного Ленинграда. Мы заканчивали учебный год и сдавали экзамены на квартирах учеников.

Город готовился к обороне. Жители копали во дворах «щели» – окопы, чтобы прятаться во время бомбежек. На улицах устанавливали противотанковые надолбы, возводили доты с железобетонными колпаками. На всю жизнь мне врезался в память первый массированный налет фашистской авиации на Ярославль. У нас шел урок физики. Все с интересом слушали рассказ учительницы. Вдруг раздалась тревога и рядом – взрывы бомб. Мы побежали домой. До сих пор у меня перед глазами стоит картина: я бегу по Большой Октябрьской к железнодорожной станции и вижу низко летящий фашистский самолет со свастикой. Другой летит от станции Всполье к мосту через Которосль. Вижу, как лесенкой падают бомбы. При очередной бомбежке была полностью разрушена улица Чайковского. Наш класс ходил на расчистку развалин.

Во время войны школьники учились и работали. Зимой помогали очищать железнодорожные пути от снега. Летом трудились на пришкольных огородах. А в колхозах и совхозах ребята сушили сено, сажали картошку, пололи, жали рожь и пшеницу, зарабатывая трудодни.

Городская власть делала все возможное, чтобы дети легче переживали тяготы войны. Для ребят устраивали новогодние елки, организовали пионерский лагерь, приобретали одежду и обувь для тех, кому не в чем было ходить в школу. В 1944 году выпускникам стали выдавать аттестаты зрелости, а отличников награждать золотыми и серебряными медалями. Исполком горсовета принял тогда решение премировать лучших учеников: девочек – шелковым отрезом на платье, мальчиков – ботинками. Тамара, окончившая школу с отличием, тоже получила награду – шелковую ткань темно­вишневого цвета. 

Вырастила и выучила

«Промчались войны суровые годы, давно наступили мирные дни. Забыть невозможно людские невзгоды, да, нелегко было после войны. Пламень войны не затушишь водою, в памяти нашей весь ужас живет…» – написала в своем стихотворении, посвященном 65­-летию Победы, наша читательница из Рыбинска Алевтина Алексеевна Паршонкова. Когда началась война, ей было два года, братику – 5 лет, а сестренке – 3,5 года. Мать работала в воинской части до окончания войны, была награждена медалями, среди них – «За победу над Германией». Поднимать ребятишек было неимоверно трудно и в годы войны, и после. Но эта героическая женщина всех троих вырастила и выучила.

Приносили кто что мог

Валентина Владимировна Федорова успела закончить лишь два класса в школе №20, как началась война. Отца отправили на трудовой фронт в Кировскую область. Перед отъездом он увез жену и двух дочерей в деревню Васильевскую неподалеку от Ярославля, считая, что в сельской местности им будет легче пережить военное время.
В деревне им выделили крошечный домишко, в котором раньше катали валенки. Для Валентины началась трудовая жизнь. Вместе с матерью она работала в колхозе. Приходилось и жать, и косить, и полоть. Всю войну мать и дочь трудились от зари до зари.

В конце войны приехал отец. На трудовом фронте он подорвал свое здоровье и через месяц умер. Пришлось возвращаться в Ярославль. Сначала Валентина работала на стройке, а потом много лет на моторном заводе. Она с юности увлекалась поэзией, любила читать Пушкина, Есенина. И даже начала писать стихи. У нее много стихотворений на военную тему. В одном из них есть такие строчки: «Мы были детьми в 41­-м, и вот началась война. И все, что тогда пережили, забыть нельзя никогда».

Варили суп из картофельных очисток

«Я хорошо помню тяжелое военное время. Мне шел девятый год, когда началась война. Не хватало продуктов. Наша семья питалась в основном картошкой и овощами со своего огорода. Иногда приходилось варить суп из картофельных очисток, свекольной ботвы, крапивы. Ели жмых, так называемую дуранду. Весной на полях откапывали мороженую, полусгнившую картошку и пекли из нее лепешки. Мы были плохо одеты и обуты», – написал в письме о своем военном детстве наш читатель Геннадий Михайлович Дороднов.

Его отец погиб на фронте. Мать осталась с четырьмя детьми. Она работала на красноперекопской ткацкой фабрике, выбивалась из сил, чтобы прокормить семью. Геннадию подвернулась работа курьера, и он оставил учебу. Девятилетний мальчонка разносил корреспонденцию в разные организации. Поработав год, Геннадий вернулся в школу.

Однажды с бабушкой на своем огороде, на берегу Которосли, неподалеку от станции Всполье, они попали под бомбежку. Фашистские самолеты бомбили тогда железнодорожные пути. Бабушка с внуком, оглушенные и испуганные, бросились бежать к реке.

После войны мать с детьми уехала по вербовке в Калинин­град. В Ярославль Геннадий Михайлович вернулся лишь через двадцать с лишним лет.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать