11:50 Вторник, 24 Ноября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Город нашей славы трудовой…

7 Мая 2020
К 9 Мая ожидается принятие решения о присвоении Ярославлю почетного звания «Город трудовой доблести». Нашему городу действительно есть чем гордиться.
Ярославские предприятия буквально с первых дней Великой Отечественной войны перестроились на выпуск продукции для фронта. На заводах и фабриках к станкам встали женщины, старики и подростки. В годы войны ярославцы вместе с остальными советскими людьми делали добровольные пожертвования для помощи фронту. На эти средства были построены звено истребителей «Ярославский пионер», танковая колонна «Ярославский колхозник», подводная лодка «Ярославский комсомолец» и даже бронепоезд.

На ярославских крыльях

В сентябре 1941 года ярославские комсомольцы решили выпустить сверх плана вооружение для Красной Армии, а ребята из Дворца пионеров собрать средства для строительства самолетов. Так было построено звено истребителей «Ярославский пионер». В 1942 году это дело было продолжено. На этот раз комсомольцы совхоза «Заря свободы» Брейтовского района начали собирать средства для создания эскадрильи «Ярославский комсомолец». Добровольные взносы перечислялись на счет в банке. В итоге были построены две эскадрильи штурмовиков ИЛ-2.

31 декабря 1942 года делегация ярославской молодежи выехала на Ленинградский фронт, чтобы вручить 20 боевых самолетов. В ответ летчики написали: «От всей глубины сердца мы благодарим вас, славные сыны Ленинского комсомола, за заботу о Вооруженных силах Красной Армии. Нас тоже воспитал Ленинский комсомол, закалил нашу волю. Мы черпаем силы и волю к победе у нашей партии большевиков, в беспредельной любви к своей Отчизне. Клянемся вам, дорогие товарищи, что, приняв замечательные самолеты, не щадя своих сил и самой жизни, будем истреблять немецких оккупантов. Мы понесем на этих крыльях смерть фашизму!»
Самолеты с надписью «Ярославский комсомолец» на бортах били врага на Ленинградском фронте. Летчики 448-го штурмового авиаполка сдержали клятву, они смогли уничтожить тысячи фашистских захватчиков.

Бить врага и под водой

Ярославцы, побывавшие на Ленинградском фронте, так воодушевились увиденным, что решили собрать средства на постройку подводной лодки. И сделали это в рекордно короткие сроки, всего за месяц. 6 января 1943 года члены обкома комсомола одобрили идею сбора средств для подлодки и подали пример остальным, собрав больше двух тысяч рублей. Они обратились через газеты к ярославцам: «Личными сбережениями мы помогли нашей авиации. Поможем же и нашим морякам пускать на дно фашистскую мразь». В отделении государственного банка вновь был открыт счет, и вновь на него стали поступать деньги. Взносы делали колхозники и рабочие, трудовые коллективы предприятий и организаций. Собрали немалую сумму – 5 миллионов 800 тысяч рублей! Имя «Ярославский комсомолец» было присвоено подводной лодке «М-104», которую только что спустили на воду. Подводная лодка прошла испытания в Полярном в феврале 1943 года. 22 февраля, накануне Дня Советской Армии и Военно-Морского флота, нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов присвоил субмарине название и приказал установить на ней доску с надписью «Смерть немецким оккупантам! Подводная лодка «Ярославский комсомолец» построена в дни Великой Отечественной войны на средства, собранные комсомольцами Ярославской области».

7 апреля 1943 года «Ярославский комсомолец» вышел в свой первый боевой поход. За шесть походов субмарина потопила четыре транспорта общим водоизмещением 29060 тонн, уничтожив при этом около пятисот человек из состава экипажей и находившихся на кораблях войск. Общий срок боевой службы подлодки на Баренцевом море – 13,2 месяца, из которых 46 суток она провела в боевых рейдах.

Надо отметить, что «Ярославский комсомолец» – подводная лодка, первая получившая настоящее имя, а не просто номер. В июле 2014 года на Тверицкой набережной была установлена копия рубки подводной лодки «М-104 «Ярославский комсомолец».

И наш бронепоезд…

К началу Великой Отечественной войны в СССР существовало лишь четыре десятка исправно действующих поездов. Для обороны железнодорожных магистралей страны этого было мало. Партия призвала строить новые. Ярославские железнодорожники призыв услышали и поддержали, организовав в октябре 1941 года сбор средств.
Бронепоезд строился в столичном депо. Но тут ярославцы решили, что было бы неплохо не ограничиваться одним поездом, а создать дивизион из двух бронированных составов. Второй начали строить уже в Ярославле в январе 1942 года. На него ярославцам удалось собрать 1 миллион 220 тысяч рублей!

Рабочие локомотивного депо станции Всполье обшили броней паровоз Оп-7593. Конструкции бронепоездов были практически одинаковы: между двумя бронированными платформами – паровоз серии «О» – «овечка», а на площадках были установлены башни танков Т-26, Т-28 или Т-40, зенитные орудия, пулеметы или минометы. В состав входили еще платформы с комплектом запасных шпал и рельсов. Длина бронепоезда была около 58 метров, а весил он около 400 тонн. Такая махина на стальных путях развивала скорость до 45 километров в час.
К февралю 1942 года оба ярославских бронепоезда были готовы. 54-й отдельный дивизион бронепоездов нес службу на линии Брянского фронта, отражал налеты вражеской авиации, прикрывал тульское и воронежское направления, принимал активное участие в ликвидации орловско-болховской группировки противника, громил вторую армию вермахта.

Кроме двух бронепоездов, построенных на средства, собранные ярославцами, в нашем городе на паровозоремонтном заводе строили и ремонтировали другие бронированные составы. Здесь был отремонтирован легендарный «Неуловимый». С начала войны этот бронепоезд был отправлен в Эстонию, потом он воевал в районе Чудова озера, на Волховском фронте. Получил в боях тяжелые повреждения и был отправлен в Ярославль. На паровозоремонтном заводе бронепоезд отремонтировали и вновь заковали в броню. К тому же поставили на него дополнительные зенитные установки. Интересно, что свое имя он получил уже после ремонта зимой 1943-го: немцы три раза в военных сводках писали, что бронепоезд уничтожен, но он был цел и продолжал героически бить врага.
Автор: Ирина Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»


Великой Победе посвящается  Узнал о землячке из газеты 07.04.2010 После публикации в «Городских новостях» (№ 16 от 3 марта 2010 г.) статьи «Спасала раненых под градом пуль» об участнице Великой Отечественной войны Марии Федоровне Борисовой в редакцию позвонил председатель Фрунзенского отделения городской ассоциации жертв политических репрессий Альберт Иванович Кузнецов. В 30­е годы родители Альберта Ивановича были репрессированы, и он попал в детский дом. Мальчика приняла семья Маслухиных. Мария Федоровна Борисова была дружна с Василием Михайловичем и Еленой Константиновной Маслухиными. Великой Победе посвящается  Летчики подземелья 05.05.2010 В Ярославле готовили стрелков-бомбардиров, которым пришлось воевать в каменоломнях. В библиотеке имени Лермонтова в канун юбилея Победы прошла встреча ветеранов Великой Отечественной войны, чеченских событий со школьниками под названием «Достойны стихов и бронзы». Победителям было о чем рассказать про те четыре года, но и ученики 53­й школы поведали много нового ветеранам о войне. Мало кто знает, но у нас в городе в декабре 1940 года открылась ярославская военная авиационная школа стрелков­бомбардиров. Стране тогда не хватало летчиков, и нужно было в короткие сроки подготовить 1,5 тысячи летчиков. В СССР открыли три школы, одну из них – в Ярославле. В Ярославской школе учились преимущественно ленинградские курсанты. Жили они в казармах, рядом с ракетным училищем, а занимались в 53­-й школе.
Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама