21:18
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 июля 2020

Криминальный вопрос

Продовольственное снабжение населения в годы Великой Отечественной войны было вопросом с криминальным оттенком: преступники военного времени «специализировались» на товарах жизнеобеспечения. В этом плане Ярославская область столкнулась с теми же проблемами, что и другие тыловые районы страны.

Сначала Москва

Недостаток продуктов народ ощутил уже в первые дни войны: 70 % мобилизационных запасов продовольствия западных областей СССР попало к врагу. В связи с этим Госплан разработал меры по мобилизации продовольственных резервов для бесперебойного снабжения городов. Главной мерой было введение карточной системы на продовольственные и промышленные товары. Карточки по стране вводились в течении трех месяцев. Первой была Москва. 16 июля 1941 года вышел приказ Наркомторга № 275, и уже 17 июля в столице по карточкам стали продаваться хлеб, мука, крупы, макароны, сахар и кондитерские изделия, масло, маргарин, мясо и рыба. 18 июля карточки ввели в Ленинграде и Ленобласти.

В Ярославской области карточки ввели 15 августа 1941 года в 12 городах и 7 рабочих поселках. Среди них Кострома, Рыбинск, Переславль, Ростов. 1 сентября их получили последние города области – Пошехонье, Чухлома и Солигалич.

Колхозникам карточки не полагались, ведь им продукты и так выдавались за трудодни. Но... в колхозах Ярославской области нормы выдачи на трудодень во время войны сократили в 2 – 3 раза.

Все население городов и рабочих поселков поделили на четыре группы: рабочие и ИТР; служащие; иждивенцы и дети до 12 лет включительно. Рабочие и служащие делились на 1-ю категорию – трудящиеся на рудниках, шахтах, в металлургии, на оборонных предприятиях и 2-ю – все остальные предприятия.

1-я категория получала в месяц: 2,2 кг мяса или рыбы, 600 г жиров, 1,5 кг крупы или макарон. 2-я категория: 1,8 кг мяса или рыбы 400 г жиров, 1,2 кг круп. Служащие: 1,2 кг мяса, 300 г жиров, 800 г круп. Иждивенцы и дети: 500 г мяса, 200 г жиров, 600 г круп.

Норма на сахар окончательно установилась в феврале 1942 года. Инвалидам и иждивенцам, к примеру, было положено 200 г сладкого в месяц. По разовым талонам выдавались яйца. С 1 февраля 1942 года были введены купоны и на промышленные товары. Рабочим и ИТР выдавали 125 купонов, служащим 100 купонов, инвалидам, детям и учащимся 80 купонов. Стоимость товаров по купонам определяли облисполкомы. В Ярославской области пальто, костюмы, платья стоили 20 – 80 купонов; посуда, постельные принадлежности 10 – 50 купонов. Купоны действовали всего полгода и потом «сгорали».

Хлеб тоже выдавался по карточкам. Про «блокадные 100 грамм» все помнят. В Ярославской области ежедневная норма выдачи хлеба была больше. Рабочие 1-й категории получали 700 г хлеба, 2-й категории – 500, служащие – 300, иждивенцы – 200. Но все равно это была голодная и «раздетая» жизнь.

Махинации с карточками

Продуктовая карточка

Рабочим, служащим, а также их иждивенцам карточки выдавали на работе. Причем иждивенцы получали карточки только после предъявления справок от домоуправлений о том, что они действительно находятся на иждивении данного рабочего и не получают карточек по месту жительства. На предприятиях получали карточки и иждивенцы работников, призванных в Красную Армию. Учащимся вузов и техникумов карточки давали в учебном заведении. Пенсионерам, инвалидам труда, домработницам, кустарям-одиночкам, лицам свободных профессий и их иждивенцам карточки давало домоуправление по месту жительства. Учащиеся школ ФЗО, воспитанники детских домов, пациенты домов престарелых карточек не получали.

Печатание продовольственных карточек обеспечивали исполнительные комитеты областных Советов депутатов трудящихся. Для этого при Ярославском облисполкоме было организовано бюро продовольственных и промтоварных карточек. Должный контроль за печатанием и распределением карточек в начале войны поставлен не был, что создало широкое поле для преступлений. Уже 31 августа 1941 года начальник Ярославского областного управления РКМ УНКВД А.А. Бобылев обязал органы милиции своевременно пресекать преступления, связанные с новым порядком снабжения: хищение карточек в местах их изготовления, выдача не по назначению, подделка и продажа по спекулятивным ценам.

Попавшихся на махинациях с карточками наказывали строго. Они получали до 10 лет тюрьмы.

Моя милиция меня бережет

Карточки у людей воровали. Из карманов, из квартир, вместе с сумками. Весной 1942 года Ярославль и близлежащие рабочие поселки захлестнули грабежи, кражи и воровство. В это время в город массово прибывали эвакуированные граждане, а вместе с ними и преступные элементы. Появилось несколько хорошо организованных воровских групп. Уголовному розыску приказали разобраться в обстановке. За месяц опера выявили четыре воровские группы и задержали 30 человек.

Работа милиционеров в войну была очень опасной. Гибли многие. Так, 12 сентября 1944 года ярославская милиция попрощалась с оперуполномоченным Алексеем Трифоновым. 10 сентября в пятом часу утра он задержал с крадеными вещами и конвоировал в 6-е горотделение милиции вора-рецидивиста Бочарова. На улице Некрасова преступник побежал, Трифонов выстрелил, Бочаров упал. Когда милиционер наклонился над ним, Бочаров выстрелил ему в грудь из пистолета «ТТ». Недалеко от этого места два милиционера из 3-го горотдела конвоировали двух подростков. Услышав стрельбу, они растерялись и засвистели в свистки. А увидев пробегающего мимо преступника, не стали его задерживать, а выстрелили вдогонку, когда он уже скрылся. Бочарова задержали лишь через несколько дней.
Автор: Елена Солондаева
Городские новости, №60
Теги: Ярославль Великая Отечественная война карточки

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать