11:59
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 февраля 2020

Легкий труженик войны

Все знают, что лучшим и самым массовым танком Советской армии в Великой Отечественной войне был Т-­34, у истоков создания которого стоял уроженец села Брынчаги Переславского района Ярославской области Михаил Кошкин. Куда меньше людей, готовых с легкостью ответить на вопрос о том, какой из советских танков стал вторым по численности, выпущенным с 1941 по 1945 год.
Легкий танк Т-70, созданный в 1942 году конструктором Николаем Астровым, редко упоминается в контексте блестящих побед над «пантерами» и «тиграми». На поле боя у него были другие задачи, с которыми он, заметим, справлялся блестяще. За полтора года Великой Отечественной войны было выпущено 8 226 этих машин всевозможных модификаций.

На автомобильном заводе

Казалось бы, история лета 1941 года поставила крест на применении легких танков в боях Второй мировой войны. Редкий историк не прошелся едким словом по боевым качествам серий БТ или Т-26. Слабая броня и вооружение, очень условная проходимость у БТ и крайне малая удельная мощность Т-26, бензиновые моторы…

При всем этом в 1941 году был выпущен предшественник Т-70 – легкий танк Т-60. Правда, от него пришлось отказаться практически сразу же: он по всем своим возможностям не превосходил даже Т-26. Броня в 15 миллиметров, 20-миллиметровая пушка, очень слабый двигатель не позволяли ему качественно выполнять боевые задачи поддержки пехоты, для чего он изначально и был предназначен. В итоге конструкторское бюро Астрова приступило к созданию принципиально новой машины, в результате чего в Советской армии и появился танк Т-70.

Он был сильнее защищен, поскольку толщина брони у этого танка варьировалась от 15 до 50 мм. На нем установили распространенное оружие 20К – вариант противотанковой «сорокапятки» и два двигателя по 70 лошадиных сил. Точно такие же моторы ставились на грузовики ЗИС-5. Собственно, и завод ГАЗ, на котором производились эти танки, был автомобильным. Большая часть трансмиссии тоже заимствовалась с ЗИСа. Это позволяло оперативно ремонтировать поврежденные машины и обучать управлению танком любого водителя или тракториста. Вторым в составе экипажа был командир, на которого ложились также функции наводчика и заряжающего.

Герой Курской битвы?

Боевое крещение Т-70 произошло в июне-июле 1942 года и оказалось крайне неудачным. К тому времени в вермахт стали поступать тяжелые «тигры», а основные средние танки T-IV перевооружались длинноствольными орудиями калибров 50 и 75 мм. Наша армия теряла три танка Т-70 из четырех за месяц. Фиаско? Как выяснилось позже, нет. Судите сами.

В Курской битве, где нацистская Германия использовала и САУ «Фердинанд», и новейшие «пантеры», приняло участие значительное количество Т-70. Приводятся разные цифры – 218, 260 и даже 301 Т-70, оказавшихся на линии огня в одном из наиболее важных сражений. Активно использовались эти танки и в битвах под Прохоровкой. При этом безвозвратные потери Т-34 в этом сражении составили 78 процентов, у Т-70 таковых оказалось всего 40 процентов. Почти в два раза меньше! Как же это сочетается с «мышиным» весом Т-70, бензиновым двигателем, «картонной» броней и прочими «унизительными» техническими характеристиками?

И броней, и умением

Есть мнение, что воевать можно любым оружием – важно правильно его применять.

– К 1943 году в Советской армии изменилась сама концепция использования танков на поле боя, – говорит заведующий отделом военной истории Ярославского музея-заповедника Михаил Кербиков. – Это имеет прямое отношение к танку Т-70, у которого в прямом боевом столкновении с любым танком вермахта не было шансов на победу. Но советские танкисты умело использовали уникальные габариты танка – Т-70 был размером с не самый крупный современный джип. Если говорить точно, то по длине и ширине он практически соответствовал современной пятидверной «Ниве». Естественно, что такой танк был идеален при использовании из засад. Замаскировать его куда проще, чем Т-34. Немаловажное значение имело и то, что Т-70 не демонстрировал ни излишнего шума, ни слишком сильного выхлопа. Кроме того, в любой войне очень важно взаимодействие родов войск. Задачей Т-70 было отсечение пехоты от наступления тяжелых танков.

В наступлении у Т-70 тоже обнаружилось немало достоинств. Запас хода в 320 километров, возможность пользоваться трофейным бензином, фантастическая ремонтопригодность (больше половины деталей были взаимозаменяемы с распространенным грузовиком ЗИС-5) и малая уязвимость, определяемая опять-таки габаритами и хорошей защищенностью экипажа, позволяли ему беспрерывно преследовать отступающего противника, не давая тому переходить к полноценной обороне. Этот танк прекрасно подходил для боев в черте города, особенно в Европе с ее узкими улицами. Он довольно легко проходил и по редколесью, и по крутым косогорам, где более тяжелые танки с высоко расположенным центром тяжести рисковали опрокинуться.

В конце 1943 года генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей противника. Но выпуск «малыша» все-таки решено было завершить. Справедливости ради надо сказать, что танков к тому времени произвели столько, что Т-70 эффективно довоевал до окончания Второй мировой войны, причем не только в составе Советской армии. Часть танков поставлялась Войску Польскому, часть – чехословацкой армии.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать