19 февраля 2020
Легкий труженик войны
Все знают, что лучшим и самым массовым танком Советской армии в Великой Отечественной войне был Т-34, у истоков создания которого стоял уроженец села Брынчаги Переславского района Ярославской области Михаил Кошкин. Куда меньше людей, готовых с легкостью ответить на вопрос о том, какой из советских танков стал вторым по численности, выпущенным с 1941 по 1945 год.
Легкий танк Т-70, созданный в 1942 году конструктором Николаем Астровым, редко упоминается в контексте блестящих побед над «пантерами» и «тиграми». На поле боя у него были другие задачи, с которыми он, заметим, справлялся блестяще. За полтора года Великой Отечественной войны было выпущено 8 226 этих машин всевозможных модификаций.
При всем этом в 1941 году был выпущен предшественник Т-70 – легкий танк Т-60. Правда, от него пришлось отказаться практически сразу же: он по всем своим возможностям не превосходил даже Т-26. Броня в 15 миллиметров, 20-миллиметровая пушка, очень слабый двигатель не позволяли ему качественно выполнять боевые задачи поддержки пехоты, для чего он изначально и был предназначен. В итоге конструкторское бюро Астрова приступило к созданию принципиально новой машины, в результате чего в Советской армии и появился танк Т-70.
Он был сильнее защищен, поскольку толщина брони у этого танка варьировалась от 15 до 50 мм. На нем установили распространенное оружие 20К – вариант противотанковой «сорокапятки» и два двигателя по 70 лошадиных сил. Точно такие же моторы ставились на грузовики ЗИС-5. Собственно, и завод ГАЗ, на котором производились эти танки, был автомобильным. Большая часть трансмиссии тоже заимствовалась с ЗИСа. Это позволяло оперативно ремонтировать поврежденные машины и обучать управлению танком любого водителя или тракториста. Вторым в составе экипажа был командир, на которого ложились также функции наводчика и заряжающего.
В Курской битве, где нацистская Германия использовала и САУ «Фердинанд», и новейшие «пантеры», приняло участие значительное количество Т-70. Приводятся разные цифры – 218, 260 и даже 301 Т-70, оказавшихся на линии огня в одном из наиболее важных сражений. Активно использовались эти танки и в битвах под Прохоровкой. При этом безвозвратные потери Т-34 в этом сражении составили 78 процентов, у Т-70 таковых оказалось всего 40 процентов. Почти в два раза меньше! Как же это сочетается с «мышиным» весом Т-70, бензиновым двигателем, «картонной» броней и прочими «унизительными» техническими характеристиками?
– К 1943 году в Советской армии изменилась сама концепция использования танков на поле боя, – говорит заведующий отделом военной истории Ярославского музея-заповедника Михаил Кербиков. – Это имеет прямое отношение к танку Т-70, у которого в прямом боевом столкновении с любым танком вермахта не было шансов на победу. Но советские танкисты умело использовали уникальные габариты танка – Т-70 был размером с не самый крупный современный джип. Если говорить точно, то по длине и ширине он практически соответствовал современной пятидверной «Ниве». Естественно, что такой танк был идеален при использовании из засад. Замаскировать его куда проще, чем Т-34. Немаловажное значение имело и то, что Т-70 не демонстрировал ни излишнего шума, ни слишком сильного выхлопа. Кроме того, в любой войне очень важно взаимодействие родов войск. Задачей Т-70 было отсечение пехоты от наступления тяжелых танков.
В наступлении у Т-70 тоже обнаружилось немало достоинств. Запас хода в 320 километров, возможность пользоваться трофейным бензином, фантастическая ремонтопригодность (больше половины деталей были взаимозаменяемы с распространенным грузовиком ЗИС-5) и малая уязвимость, определяемая опять-таки габаритами и хорошей защищенностью экипажа, позволяли ему беспрерывно преследовать отступающего противника, не давая тому переходить к полноценной обороне. Этот танк прекрасно подходил для боев в черте города, особенно в Европе с ее узкими улицами. Он довольно легко проходил и по редколесью, и по крутым косогорам, где более тяжелые танки с высоко расположенным центром тяжести рисковали опрокинуться.
В конце 1943 года генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей противника. Но выпуск «малыша» все-таки решено было завершить. Справедливости ради надо сказать, что танков к тому времени произвели столько, что Т-70 эффективно довоевал до окончания Второй мировой войны, причем не только в составе Советской армии. Часть танков поставлялась Войску Польскому, часть – чехословацкой армии.
На автомобильном заводе
Казалось бы, история лета 1941 года поставила крест на применении легких танков в боях Второй мировой войны. Редкий историк не прошелся едким словом по боевым качествам серий БТ или Т-26. Слабая броня и вооружение, очень условная проходимость у БТ и крайне малая удельная мощность Т-26, бензиновые моторы…При всем этом в 1941 году был выпущен предшественник Т-70 – легкий танк Т-60. Правда, от него пришлось отказаться практически сразу же: он по всем своим возможностям не превосходил даже Т-26. Броня в 15 миллиметров, 20-миллиметровая пушка, очень слабый двигатель не позволяли ему качественно выполнять боевые задачи поддержки пехоты, для чего он изначально и был предназначен. В итоге конструкторское бюро Астрова приступило к созданию принципиально новой машины, в результате чего в Советской армии и появился танк Т-70.
Он был сильнее защищен, поскольку толщина брони у этого танка варьировалась от 15 до 50 мм. На нем установили распространенное оружие 20К – вариант противотанковой «сорокапятки» и два двигателя по 70 лошадиных сил. Точно такие же моторы ставились на грузовики ЗИС-5. Собственно, и завод ГАЗ, на котором производились эти танки, был автомобильным. Большая часть трансмиссии тоже заимствовалась с ЗИСа. Это позволяло оперативно ремонтировать поврежденные машины и обучать управлению танком любого водителя или тракториста. Вторым в составе экипажа был командир, на которого ложились также функции наводчика и заряжающего.
Герой Курской битвы?
Боевое крещение Т-70 произошло в июне-июле 1942 года и оказалось крайне неудачным. К тому времени в вермахт стали поступать тяжелые «тигры», а основные средние танки T-IV перевооружались длинноствольными орудиями калибров 50 и 75 мм. Наша армия теряла три танка Т-70 из четырех за месяц. Фиаско? Как выяснилось позже, нет. Судите сами.В Курской битве, где нацистская Германия использовала и САУ «Фердинанд», и новейшие «пантеры», приняло участие значительное количество Т-70. Приводятся разные цифры – 218, 260 и даже 301 Т-70, оказавшихся на линии огня в одном из наиболее важных сражений. Активно использовались эти танки и в битвах под Прохоровкой. При этом безвозвратные потери Т-34 в этом сражении составили 78 процентов, у Т-70 таковых оказалось всего 40 процентов. Почти в два раза меньше! Как же это сочетается с «мышиным» весом Т-70, бензиновым двигателем, «картонной» броней и прочими «унизительными» техническими характеристиками?
И броней, и умением
Есть мнение, что воевать можно любым оружием – важно правильно его применять.– К 1943 году в Советской армии изменилась сама концепция использования танков на поле боя, – говорит заведующий отделом военной истории Ярославского музея-заповедника Михаил Кербиков. – Это имеет прямое отношение к танку Т-70, у которого в прямом боевом столкновении с любым танком вермахта не было шансов на победу. Но советские танкисты умело использовали уникальные габариты танка – Т-70 был размером с не самый крупный современный джип. Если говорить точно, то по длине и ширине он практически соответствовал современной пятидверной «Ниве». Естественно, что такой танк был идеален при использовании из засад. Замаскировать его куда проще, чем Т-34. Немаловажное значение имело и то, что Т-70 не демонстрировал ни излишнего шума, ни слишком сильного выхлопа. Кроме того, в любой войне очень важно взаимодействие родов войск. Задачей Т-70 было отсечение пехоты от наступления тяжелых танков.
В наступлении у Т-70 тоже обнаружилось немало достоинств. Запас хода в 320 километров, возможность пользоваться трофейным бензином, фантастическая ремонтопригодность (больше половины деталей были взаимозаменяемы с распространенным грузовиком ЗИС-5) и малая уязвимость, определяемая опять-таки габаритами и хорошей защищенностью экипажа, позволяли ему беспрерывно преследовать отступающего противника, не давая тому переходить к полноценной обороне. Этот танк прекрасно подходил для боев в черте города, особенно в Европе с ее узкими улицами. Он довольно легко проходил и по редколесью, и по крутым косогорам, где более тяжелые танки с высоко расположенным центром тяжести рисковали опрокинуться.
В конце 1943 года генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей противника. Но выпуск «малыша» все-таки решено было завершить. Справедливости ради надо сказать, что танков к тому времени произвели столько, что Т-70 эффективно довоевал до окончания Второй мировой войны, причем не только в составе Советской армии. Часть танков поставлялась Войску Польскому, часть – чехословацкой армии.
Автор: Анатолий Кононец
Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»
Великой Победе посвящается
27 апреля 2023
Мэр Ярославля написал «Диктант Победы»
Великой Победе посвящается
28 апреля 2023
Ярославцам рассказали, где можно получить Георгиевскую ленточку в этом году
Великой Победе посвящается
27 апреля 2023
Ярославль начали украшать к Дню Победы
Свежий номер
Великой Победе посвящается
04 июля 2018
Крах операции «Цитадель»
Великой Победе посвящается
03 июля 2022
Делегация Ярославля приняла участие в форуме «Рубежи Победы»
Великой Победе посвящается
03 мая 2023
Экс-губернатор Ярославской области прислал подарки ветеранам региона
Комментарии