00:29
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 декабря 2015

Лучшие игрушки на свете

В семье Башариных бережно хранят  игрушки, которыми в далеком 1943 году молодые и влюбленные Костя и Тамара украсили новогоднюю елку.

С тех пор прошло много лет, но эти забавные фигурки – самая ценная семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение.  
Шел по улице боец, и белый снег скрипел под его ногами. За плечами болтался вещмешок, а в нем – банка тушенки и ломоть хлеба. Командир, а был он сержант, спешил домой с фронта, откуда отпустили его в увольнение за проявленную в бою с фашистами смелость.  Ему было тревожно, как будто невидимая холодная рука сжимала его сердце. Навстречу сержанту двигались осунувшиеся от непосильной работы и недоедания люди. Многие дома в Ярославле стояли в руинах, а окна  уцелевших были крест-накрест заклеены  бумагой, как будто эти тонкие полоски могли защитить их от вражеских бомб. Но не только вид сурового тылового города удручал солдата.  Больше всего он беспокоился о своей невесте. Жива ли? Не слегла ли от тяжелой болезни?
Тревожился боец напрасно. Любимая встретила его радостно. Они обнялись, а потом взялись за руки и, глядя в глаза друг другу, стали рассказывать о своей жизни. Она говорила, что работает в ателье, шьет теплые ватники, шинели и шапки для воинов, чтобы в эту лютую зиму могли они в сто раз лучше бить врага и скорее прогнать его с нашей земли. Он рассказывал  том, как командует зенитным расчетом, как метко бьет их орудие по танкам и дзотам фашистов. Они были молоды: ей 17, он на год старше. Им было тяжело и страшно, как всем советским людям во время войны. Но они были вместе, и им хотелось простого человеческого счастья.
Приближался Новый, 1943 год. И тогда влюбленные, как в далекое мирное время, решили нарядить елку. Благоухающую зимней сказкой красавицу они раздобыли, но убранства для нее не было. Не было ни стеклянных бус, ни шишек в блестящей бумаге, ни пионерок с красными галстуками. И даже бумаги, чтобы вырезать новогодние снежинки, не было. И тогда сержант взял из вещмешка краюху хлеба и пошел на блошиный рынок. Долго он ходил в поисках того, что ему нужно. И наконец нашел. Немолодая женщина держала в руках пять блестящих елочных игрушек. Гусь, олень, утка и зебра были сделаны еще в той, мирной жизни. А собака с белой санитарной сумкой на спине - свидетельство уже этой страшной войны. Но все фигурки были сделаны одинаково. Внутри каждой - набитый ватой металлический каркас. Сверху они оклеены папье-маше, покрыты блестящим крахмальным клейстером со слюдой и раскрашены красками.
Это были самые прекрасные елочные игрушки на свете! Их повесили на елку, привязали к ветвям тонкие обрезки сукна от солдатских шинелей и прикрепили несколько блестящих пуговиц. Это был очень счастливый Новый год! Влюбленные слушали по радио бой Кремлевских курантов, мечтали о скорой победе и верили, что после нее будет у них свой дом и маленькие большеглазые ребятишки. Так обыкновенные елочные игрушки стали символом мира и счастья.  

***

Сержанта звали Костя – Константин Николаевич Башарин, а его невесту  Тома –  Тамара Владимировна. После праздника прошло полгода. Константин бил из своего орудия вражеские танки на Курской дуге. Под селом Прохоровка наступил на мину, но чудом остался жив. Только  пришлось ампутировать пальцы на ногах. После госпиталя Константин с медалью «За отвагу»  вернулся  к своей невесте. Они поженились. В Новый, 1944 год снова нарядили елку, и снова на ней появились олень, зебра, утка, гусь и собака-санитар. А с ними и надежда, что следующий год уж точно будет последним военным годом. Советская  молодежь не верила в бога. Так уж случилось, что свои Мольбы, Надежду и Веру они заключили в маленькие ватные фигурки.
После войны мечты сбылись. У Константин и Тамары родились дочка Галя и сын Слава. Константин Николаевич окончил курсы бухгалтеров и работал ревизором в милицейском ведомстве. Тамара Владимировна по-прежнему шила шинели в ателье, только уже для курсантов ярославских военных училищ. В отставку Константин Николевич вышел в чине майора. Как и многие, он умер рано, в 59 лет. Тамара Владимировна пережила его на 22 года.

***

Мы не знаем, какие слова произносили Константин и Тамара  в ту памятную новогоднюю ночь 1943 года. Мы не знаем всех деталей того праздника. Наверное, больше о своих родителях мог знать их сын Вячеслав Башарин. Но так уж мы устроены, когда необходимо расспрашивать, расспрашивать и расспрашивать, кажется, еще  успеется, время есть.  Да и зачем? Что  особенного в твоих родителях? Чем замечателен твой отец? У всего послевоенного поколения были такие же отцы!..  Если они вообще были.
А все-таки военное поколение было особенным, непохожим на нас. Внучка Константина Николаевича Елена Башарина хорошо помнит дедушку с бабушкой.
- Бабушка Тамара была хлебосольна и гостеприимна, - рассказывает Елена. - Она любила сбирать большие застолья, да так, чтобы вся семья вместе и чтобы все наелись досыта. А еще бабушка была терпелива и мудра. У дедушки же был взрывной характер. Он лихо водил свой "Запорожец". Бабушка боялась попасть в аварию, но вида не показывала. Зато умела так тихо и ласково уговорить дедушку, что он успокаивался и снижал скорость.
Ох уж эти женщины, пережившие ужасы и одиночество войны!
Видимо, больше нас они умели ценить семейное счастье и закрывать глаза на недостатки мужей. А мужья их, фронтовики, были суровы, с внутренней силой, какая бывает только у тех, кто смотрел смерти в лицо.
- Я уважала дедушку, но побаивалась. Он не повышал голоса, но мог так посмотреть, что не хотелось озорничать,- вспоминает Елена.

***

Дочь Елены Башариной  Саша  своего прадедушку не видела никогда. А прабабушку не помнит.  Саша была маленькой, когда Тамары Владимировны не стало. Но на память от них Саше остались игрушки и та сокровенная новогодняя надежда на семейное счастье. Год назад, когда муниципалитет города Ярославля объявил конкурс «Память бережно храня»,  ученица 5 «Б» класса 36-й школы Александра Карпова написала сочинение о своих прабабушке и прадедушке.
«Некоторые любят вещи за их красоту. Мои любимые игрушки некрасивы, но я их очень люблю... Сделаны они из папье-маше. У оленя есть пятнышки и ножки-спичинки, а еще тонкие рога из проволоки. У зебры - смешная мордочка, толстый живот и, к сожалению, уже нет хвоста. Гусь может похвастаться длинной шеей и широкими красными лапками. А у собаки-санитара на туловище прикреплена сумка с красным крестом. В прошлом году мы сделали ей новую сумку».
С этими игрушками Саша приняла память своей семьи и передаст ее будущим поколениям. Это случится непременно, потому что Саша верит: «Пока они встречают с нами праздник, все будет хорошо!»

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать