21:45
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 марта 2020

Маленькие улицы больших героев

В преддверии 75-­летия Великой Победы мы вспоминаем наших земляков Героев Советского Союза – их имена носят улицы нашего города.

Летчик штурмового авиаполка

Жители Ленинского района наверняка знают эту маленькую улицу всего в двадцать домов, она идет вдоль парка «Юбилейный» от ул. Чехова до проспекта Ленина. В 1965 году в честь 20-летия Победы улица стала носить имя нашего земляка Бориса Щапова.

Борис Дмитриевич Щапов (1921 – 1944) – старший летчик 144-го гвардейского штурмового авиаполка. К марту
1944 года совершил 133 боевых вылета. В воздушных боях сбил 8 вражеских истребителей. Погиб 30 мая 1944 года в бою в районе города Яссы.

Родился он в Нерехте Костромской губернии, которая с 1936 по август 1944 года входила в состав Ярославской области. В 1930 году семья переехала в Ярославль. Борис Щапов поступил в школу № 36 города Ярославля, в 1938 году окончил 7 классов. На пионерском форпосте Фибролитового поселка (район ул. Свердлова) он руководил авиамодельным кружком, с детства мечтал стать летчиком. Борис увлекался спортом, пел в хоре и играл на мандолине. Его страстью была и фотография.

В июне 1938 года Щапов устроился электромонтером на автозавод, в 1939 году перешел на Ярославский шинный завод электриком в цех контрольно-измерительных приборов. В том же году году его направили на учебу в Ярославский аэроклуб. Мечта стать летчиком начала воплощаться в жизнь. В апреле 1940-го Сталинским районным военкоматом Ярославля Щапов был призван в Красную Армию, в Балашовскую авиационную школу летчиков. Два года готовил военные кадры для фронта, а сам мечтал попасть в действующую армию, но его рапорты всякий раз отклоняли.

Весной 1942 г. в боях под Харьковом погиб младший брат Бориса пулеметчик Виктор. Борис жаждал отомстить за погибшего брата. Щапов записался на личный прием к начальнику школы. Тот отлично понял настроение и желание молодого пилота – сам потерял сына на фронте...

В июне 1943-го Борис Щапов прибыл на фронт. Позже он писал домой в Ярославль: «Сегодня сделал 25-й боевой вылет и жив. Мщу за Виктора!» За 25 успешных боевых вылетов, произведенных в боях по освобождению городов Белгород и Харьков, награжден орденом Красного знамени.

При выполнении каждого боевого вылета Щапов показывал образцы мужества и храбрости. На Белгородском и Харьковском направлениях уничтожил и поджег 8 танков, 31 автомашину, 2 дота, 1 полевое орудие, 1 склад с боеприпасами и до 95 гитлеровцев. Щапов был награжден орденом Отечественной войны I cтепени.

21 февраля 1944 года Бориса Щапова представили к званию Героя Советского Союза. Однако сам он об этом так и не узнал. 30 мая 1944 года состоялся последний боевой полет в его жизни. Во время выполнения боевого задания один из снарядов попал в самолет Щапова, хвостовую часть машины оторвало. Неуправляемый самолет рухнул вниз. Все ждали, что Борис выпрыгнет с парашютом. Увы, этого не произошло. Возможно, он был убит уже в кабине или находился без сознания...

Звание Героя Советского Союза младшему лейтенанту Борису Дмитриевичу Щапову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года посмертно.

Командир танка

Неподалеку от улицы Щапова есть тоже не очень-то заметная улица – она носит имя Кудрявцева. Начинается улица в районе 74-й школы на ул. Тургенева, пересекает ул. Чехова, Радищева и заканчивается на Чкалова. Ее протяженность невелика – 1076 метров.

До 1965 года улица называлась Большой Даниловской по городу Данилову Ярославской губернии, а в июле 65-го переименована в честь героя – лейтенанта рабоче-крестьянской Красной Армии, Героя Советского Союза Александра Сергеевича Кудрявцева (1909 – 1945).

Александр Кудрявцев родился в Санкт-Петербурге. С 1910 г. жил в селе Закобякино Любимского района Ярославской области. В 18 лет уехал в Ленинград, где работал матросом на пароходе, потом перебрался в Архангельск, устроился электромонтером в порту. После службы в Красной Армии переехал в Ярославль. 

В 1942 году он был вновь призван в армию.   Участвовал в Сталинградской битве. В 1944 г. после переподготовки в танковом училище назначен командиром танка 11-го отдельного гвардейского ордена Александра Невского мотоциклетного батальона.

…1 февраля 1945 г., выполняя с отделением мотоциклистов боевую разведку, Александр Кудрявцев, проникнув на своем танке через фашистские войска в венгерский город Секешфехервар, был отрезан от пути назад. Двое суток отважные танкисты действовали в тылу фашистских войск... Встретив колонну вражеских грузовиков, Кудрявцев повел Т-34 сквозь нее, раздавил несколько десятков автомобилей с военными грузами и около двух сотен солдат и офицеров. Несколько раз его танк окружали, требовали сдаться, но не смогли осуществить свои угрозы. На третьи сутки, проскочив линию фронта, Александр Кудрявцев привел танк в расположение батальона. 20 апреля 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования Кудрявцев был награжден орденом Красного Знамени. 

13 апреля 1945 года, когда шли бои за освобождение Вены, расстреляв фашистскую охрану моста через Дунай, танк Александра Кудрявцева сорвал план гитлеровцев, готовившихся взорвать мост. Фашистская артиллерия подбила советский танк, когда он находился на середине моста. Александр Кудрявцев был смертельно ранен… 15 мая 1946 года гвардии лейтенанту Александру Сергеевичу Кудрявцеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Уничтожая врага в воздухе

От улицы Угличской до Автозаводской идет улица Жукова, ее протяженность 1140 метров. Возможно, кто-то из ярославцев считает, что названа она в честь маршала Георгия Жукова. Но это не так. В 1948 году улице присвоено имя летчика Михаила Жукова (1917 – 1943). Его судьба также была связана с Ярославлем.
Родился Михаил Жуков в Череповецком уезде Новгородской губернии в семье крестьянина.

В 1931 году поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 году. В Ярославль он приехал в сентябре 1934-го, устроился на ЯШЗ слесарем в электроцех. В 1936-м был направлен по путевке в Ярославский аэроклуб, а через два года определен комиссией в летную школу Сталинградского Краснознаменного пролетариата.

С ноября 1938 года в рядах Красной армии. В октябре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков, в мае 1941-го был назначен пилотом истребительной авиадивизии Ленинградской области в звании младшего лейтенанта. Летал на И-16. В конце 1941-го года освоил истребитель «P-40E».

Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны. Боевой счет открыл на четвертом вылете. Летчик Ленинградского фронта Михаил Жуков был одним из первых, совершивших таран фашистского самолета в Великую Отечественную войну. И уже 8 июля 1941 года в газетах был опубликован первый в Великой Отечественной войне Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам 158-го истребительного авиаполка С.И. Здоровцеву, П.Т. Харитонову и М.П. Жукову.

10 июля 1941 года газета «Правда» сообщала: «…. Так воюют и побеждают простые советские люди, не знающие страха в борьбе, гордые сыны нашего крылатого народа. Они множат мастерство и отвагу, бьют врага, беспощадно обрушивая на него тонны стали, уничтожая его в воздухе».

12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда с целью восстановления сухопутного сообщения, связывающего город со страной. В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четверка истребителей прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. Самолет командира звена Михаила Жукова был сбит и горящим упал на территорию врага.

Михаил Жуков награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, удостоен звания Героя Советского Союза.
Автор: Мария Королева

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать