13:28
вторник,
23 апреля 2024 г.
12.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 октября 2019

Опаленные войной

В октябре Музей боевой славы отпраздновал день рождения. 38 лет – дата не юбилейная, но важная и для музея, и для горожан. Сейчас в музее расположена постоянная экспозиция «Победители!», которая рассказывает о том, как и с каким оружием воевали на фронтах Великой Отечественной уроженцы Ярославского края.
В экспозиции – более пяти сотен экспонатов. Самая главная часть выставки расположена перед зданием музея. Это парк военной техники разных лет.

– Благодаря этой экспозиции мы видим, как менялось вооружение нашей армии, – говорит научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Напротив музея – памятник солдату с пятизарядной винтовкой Мосина. Это самое простое, что было у солдата: винтовка, пара гранат, подсумок с патронами и лопатка. А заканчивается парк реактивной системой залпового огня.

У здания музея разместился торпедный аппарат подводной лодки М-104 «Ярославский комсомолец». Лодка была построена на средства, собранные ярославцами в Фонд обороны. На эти деньги были созданы также авиа-
эскадрилья, танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин».

Справа от торпедного аппарата – дивизионная пушка ЗИС-3. В народном варианте – «залп имени Сталина», официальное название – 76-миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года. С ее созданием связана почти детективная история.

– Ее изобретатель Василий Гаврилович Грабин представил ЗИС-3 артиллерийскому управлению в начале 1941 года, – рассказывает Сергей Плигин. – Она была уже готова к запуску в массовое производство. Однако бывший начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик заявил, что такая пушка войскам не нужна. Но Грабин верил в свое детище, считая, что Красной армии не хватает качественных дивизионных пушек, удобных и простых в изготовлении и применении. Под свою ответственность, договорившись с руководством горьковского завода, он собрал пушку и провел испытания. В январе 1942 года, когда конструктору удалось убедить Сталина, полевые испытания ЗИС-3 были уже пройдены. С фронтов приходили просьбы делать больше таких пушек: они были надежными и простыми в производстве. За время войны выпустили 65 тысяч таких орудий – это достойно Книги рекордов Гиннесса!

ЗИС-3 обслуживал артиллерийский расчет из шести человек. В боевое положение пушка приводилась за 30 – 40 секунд, но главное – боевой расчет мог своими силами перемещать ее по полю боя. Для нашей страны пушка ЗИС-3 стала одним из символов Победы.

С двух сторон от Аллеи полководцев расположились зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-200. Это оружие послевоенного времени. ЗРК С-75 создан в 1950-е годы, С-200 десятилетием позже.

После Великой Отечественной войны нарушения советских границ самолетами США и стран НАТО носили массовый характер. Но первое удачное применение советского зенитно-ракетного комплекса С-75 произошло в Китае. 7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина на высоте 20600 метров, пилот самолета погиб. Потом было сбито еще несколько самолетов, пилоты попали в плен. После этого полеты над территорией континентального Китая прекратились.

16 ноября 1959 года был уничтожен американский разведывательный аэростат уже над территорией СССР. И, наконец, 1 мая 1960 года над Свердловском зенитной ракетой был сбит американский высотный самолет-разведчик U-2, пилот которого попал в плен. Для американцев это стало настоящим шоком: самолет сбит на высоте 20 тысяч метров! Полеты над нашей страной им пришлось также прекратить.

– ЗРК С-75 активно применялись во время вьетнамской войны, ими было уничтожено две тысячи американских самолетов, 60 из них – тяжелые бомбардировщики, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Ракеты модифицировались, увеличивалась дальность запуска и мощность заряда. В 80-е годы их сняли с производства, а те, что уже были выпущены, оставили в качестве учебных: их запускали как воздушные мишени. Реактивные технологии не стояли на месте. В США и Европе стали появляться ракеты класса «воздух-земля» дальностью до трехсот километров. И в 1960-е годы в Советском Союзе был разработан зенитно-ракетный комплекс С-200 с дальностью пуска 300 км, поражающий цели на высоте 40 километров. Таким образом, СССР сумел создать беспрецедентную систему противовоздушной обороны, которая, словно зонтик, прикрывала всю территорию страны, – подводит итог Плигин. – Сумели объединить дивизионы С-75 и С-200. Первые работали на ближних дистанциях, вторые – на дальних. В современной России подобное повторить до сих пор не удается.

Тысячи советских летчиков учились летать на самолете L-29 Delfin, который производился в братской Чехословакии. Почему не на советских ЯКах? Ответ прост.

– В 1959 году был объявлен конкурс на разработку учебно-тренировочного самолета, единого для стран Варшавского договора, – объясняет Сергей Плигин. – В конкурсе участвовали три конструкторских бюро, с советским ЯК-30 боролись чехословацкий L-29 и польский TS-11. В результате испытаний лучшим по летным характеристикам и пилотажным качествам признали ЯК-30, даже польские летчики назвали его «красавцем». Однако Никита Сергеевич Хрущев решил по-своему, посчитав, что нашим союзникам надо дать возможность производить учебно-тренировочные самолеты.

Следует отметить, что L-29 Delfin был неплох. На протяжении всей истории его дорабатывали: облегчили, поставили новый двигатель. И летчики, которые учились на этих самолетах, всегда отмечали его надежность и легкость в управлении. Он «прощал» многие ошибки в пилотировании. До 1980-х годов учебно-тренировочные самолеты L-29 Delfin производились и поставлялись не только в военные училища, но и в учебные центры ДОСААФ.
Автор: Ирина Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать