18:36 Пятница, 13 Декабря 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Отважный летчик

7 Декабря 2010
Иван Васильевич Пащенко – Герой Советского Союза, полковник в отставке, прославленный летчик-штурмовик, в годы Великой Отечественной войны сражался за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Австрии. С осени прошлого года бывший фронтовик живет в Ярославле. Завтра, в День героев Отечества, 88-летний ветеран будет принимать поздравления.

С мечтой о небе
Иван Пащенко родился в селе Пискуновском Отрадненского района Краснодарского края. Его отец был кузнецом, мать работала в поле. Ивану было лет пять, когда однажды за облаками он услышал какой­то гул. «Что это?» – спросил малыш. Ему ответили: самолет летает. Вот тогда­то у мальчонки и зародилась мечта – научиться летать на воздушных машинах.
В школе Иван учился старательно, особенно налегал на математику, физику, химию. Он понимал: эти предметы нужно хорошо знать, чтобы стать летчиком. А когда семья переехала в Армавир, Иван попытался поступить там в аэроклуб, но его забраковали изза плоскостопия. Парнишке не хотелось расставаться с мечтой о небе, и он поступил в Таганрогский авиационный техникум. Параллельно Иван занимался в аэроклубе, где давали хорошую теоретическую и летную подготовку. Свой первый самостоятельный полет он совершил 12 апреля 1940 года на самолете У2 («кукурузнике»). Иван Васильевич до сих пор помнит это пьянящее чувство высоты, парения в воздухе.

Писали письма Калинину
В 1940 году в условиях нарастания военной угрозы был призыв молодежи в Красную Армию. После второго курса Иван пошел добровольно служить. Призыву предшествовала серьезная военная подготовка, и юношу направили в Михайловскую военную авиационную школу пилотов Особого Киевского округа. На полевом аэродроме курсанты отрабатывали полеты на самолетеразведчике Р5, скоростном бомбардировщике СБ. Жили в палатках, а когда наступила зима, группу отправили в Ворошиловградскую военную школу пилотов, где ребята продолжили занятия. Когда началась война, их направили в Краснодарское военное авиационное училище летчиков. Курсанты рвались на фронт, просили, чтобы их взяли хотя бы десантниками, и даже писали письма Михаилу Калинину. Но каждый раз получали ответ: «Изучайте технику, вы еще пригодитесь».
Когда фронт приблизился, Краснодарское училище перебросили в Закавказье, в город Агдам, а в Гудермесе появились самолетыштурмовики ИЛ2. Иван прошел полную летную подготовку на этой уникальной и самой массовой боевой машине, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран. ИЛ2 – такое же оружие нашей победы, как танк Т34, «катюша» и пулемет ППШ. Наземные войска вермахта называли ИЛ2 «чумой», «черной смертью». Он стал тем самолетом, на котором Иван Пащенко сражался до самого конца войны.

Не на жизнь, а на смерть!
Фронтовой путь Ивана Пащенко начался в 1944 году в Ногинске, где шло формирование соединений и частей для отправки на поля сражений. Там он попал в 707й штурмовой авиационный полк, созданный на базе самолетов У2 Ярославского аэроклуба, ставших во время войны легкими ночными бомбардировщиками. Когда Иван прибыл в Ногинск, пилотов переучивали на ИЛы.
7 августа 1944 года летчики 707го авиационного полка были переброшены под Одессу и стали готовиться к наступательной ЯсскоКишеневской операции, которая началась 20 августа. Одна из самых успешных, она вошла в число так называемых 10 сталинских ударов. За 9 дней силами 2го и 3го Украинских фронтов была разгромлена крупная группировка немецко­румынских войск, освобождена Молдавия и открыт путь на Румынию, Болгарию, Югославию. Полк, в котором воевал Иван Пащенко, в составе 189й штурмовой авиационной дивизии 17й воздушной армии 3го Украинского фронта под командованием нашего земляка Федора Толбухина принимал также участие в Будапештской, оборонительной Балатонской и наступательной Венской операциях.
Особенно длительные и ожесточенные бои шли на территории Венгрии. Сражение за Будапешт было не на жизнь, а на смерть. Немцы отчаянно сопротивлялись. Гитлер направил на 3й Украинский фронт усовершенствованные танки – «королевские тигры». Они стали главной целью наших летчиков. Командир звена Иван Пащенко водил группу штурмовых «Ильюшиных» в атаки, участвовал в нанесении штурмовых ударов по вражеским танкам, лично провел 4 воздушных боя с истребителями противника, сбил 2 самолета. Не один раз отважный летчик возвращался из боя на изрешеченной машине. Однажды он посадил свой самолет с 80 пробоинами, а в другой раз – с оторванным колесом!

Второй день рождения
ИЛ2 был оснащен двумя пушками, двумя пулеметами, восемью реактивными снарядами, а также бомбами общим весом до 600 килограммов. А Иван брал на борт 900 килограммов бомб. Находясь во время боев на бреющем полете, он видел, какую панику и страх наводит на немцев его
ИЛ­2. Однажды он реактивными снарядами разнес состав с боеприпасами. Вот это был фейерверк! Снаряды, взрываясь, летели во все стороны. А всего старший лейтенант Пащенко сбросил по войскам и технике противника около 39 тонн бомб.
Один раз немцам удалось сбить его самолет. Произошло это на территории Югославии. Подбитый ИЛ2 совершил посадку в затопленном половодьем лесу. Фонарь кабины заклинило, и Ивану пришлось вылезать через узкую форточку. Сам раненный, он вытащил своего стрелка Илью Добрынина с тяжелым ранением в правую руку, потушил его тлеющий комбинезон, перевязал руку и тащил друга на себе по затопленному лесу, проваливаясь по грудь в ледяную воду, пока не встретил югославских партизан, отправивших русских летчиков в госпиталь. Счастливое спасение произошло 20 ноября 1944 года. Эту дату в семье Ивана Васильевича отмечают как его второй день рождения.
Войну Иван Пащенко закончил на западной границе Венгрии с Австрией. Он совершил 130 боевых вылетов, последний – 11 мая 1945 года. А 18 августа ему присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Его боевые награды – три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I и II степени, множество медалей. Имя Ивана Васильевича Пащенко в числе имен других воздушных асов вписано на установленный в Одессе обелиск. Школа в Отрадненском районе Краснодарского края, где учился Пащенко, носит его имя.

Главная встреча
Свою вторую половину Иван Васильевич нашел в Армавире, когда вернулся к родителям после войны. Героя пригласили на встречу с комсомольцами. Тамто и познакомился старший лейтенант с Анной Невежиной.
В 1946 году Анна стала женой Ивана, и он увез ее в Румынию, где продолжал служить. Через год у них родилась дочь Людмила. По долгу службы Ивану Васильевичу пришлось сменить много мест: Таганрог, Одесса, где родилась вторая дочь Елена. Затем были Рига, Каунас, Германия, Молдавия. За это время он успел окончить летно­тактические курсы усовершенствования, затем Военно­воздушную академию, ныне носящую имя Юрия Гагарина.
После окончания службы Иван Васильевич жил в Тирасполе, работал военруком в училище, в ДОСААФ при швейной фабрике. Во время перестройки он активно участвовал в возрождении Черноморского казачьего войска и, будучи избранным Первым атаманом, руководил созданием казачьих подразделений для сохранения территориальной целостности Приднестровья, был знаком с генералом Александром Лебедем. У бывшего фронтовика к боевым наградам ВОВ добавились еще две медали: «За оборону Приднестровья» и «За возрождение Черноморского казачьего войска».
Из­-за нестабильной обстановки Ивану Васильевичу пришлось все­таки из Тирасполя уехать в Новоуральск к старшей дочери. А в прошлом году семья переехала в Ярославль.
Так получилось, что бывший военный летчикштурмовик до сих пор не получил от государства собственной квартиры. Обидно, что в программу по обеспечению жильем ветеранов ВОВ его не включают, так как он не считается нуждающимся. Неужели даже звание Героя Советского Союза не дает права получить от государства жилье?!

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»


Великой Победе посвящается  Война нас гнула и косила 10.02.2010 2 февраля – знаменательная дата в истории нашей страны. В этот день в 1943 году окончилась Сталинградская битва – одно из величайших сражений Великой Отечественной войны. Двести дней и ночей продолжались кровопролитные бои. Ярославец Николай Иванович Бочаров воевал под Сталинградом.В 17 лет на фронт водителемСемнадцатилетний паренек из рязанского села Николай Бочаров только-только окончил курсы водителей в Москве, как грянула война. Молодого водителя записали в формировавшийся тогда 62­й автомобильный батальон, который отправили на Калининский фронт. Под бомбежками вражеской авиации Николай перевозил боеприпасы, продовольствие, раненых. Но фронтовым шофером он пробыл недолго. Однажды после очередного налета от автоколонны из шестидесяти машин осталось лишь пять. Разбитой оказалась и машина Николая. «Безлошадного» водителя перевели в артиллерийскую часть. Там стали разбираться, почему несовершеннолетний парнишка оказался на фронте. И, недолго думая, отправили домой. Оттуда его послали учиться в Муром, в полковую школу, а после окончания – под Москву, в 233­ю стрелковую дивизию. Она вошла в состав 62­й армии под командованием Василия Ивановича Чуйкова и была переброшена на Сталинградский фронт.   В День Победы чемпионка мира по самолетному спорту исполнит фигуры высшего пилотажа в небе над Ярославлем Великой Победе посвящается  В День Победы чемпионка мира по самолетному спорту исполнит фигуры высшего пилотажа в небе над Ярославлем 07.05.2019 9 мая ярославцы и гости города смогут увидеть выступление семикратной чемпионки мира по самолетному спорту Светланы Капаниной. Об этом сообщил губернатор Дмитрий Миронов на своей страничке в социальных сетях.
Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: