12:59
вторник,
23 апреля 2024 г.
8.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 декабря 2015

Русский из далекого Ярославля

В последние годы в СМИ нередко появляется информация о том, что в странах Западной Европы забывают о подвиге советских  воинов, освободивших мир от фашизма. Сносятся  памятники нашим солдатам и военачальникам, оскверняются их могилы. Но сегодня за рубежом есть и те, для кого память о советских бойцах священна.

Последнее письмо

Старший лейтенант политрук Геннадий Степанович Румянцев похоронен в Польше,  за тысячи километров от родной земли. Но его могила на воинском кладбище ухоженна, с весны до осени здесь живые цветы.
Сын погибшего политрука Владимир Румянцев отца почти не помнит.  Родился он в 1942 году, а  вскоре Геннадий Степанович ушел на фронт. Лишь дважды – в сорок четвертом и в начале сорок пятого – Геннадию Румянцеву удалось повидать жену и сынишку. Он сопровождал новые танки  из Челябинска на фронт, в Ярославле был проездом, поэтому свидания с семьей оказались очень краткими.  
Зато Владимир Геннадьевич хорошо знает отца по рассказам мамы. «Родители познакомились в Шуе, в партийной школе. В 1940-м они приехали в Ярославль. Отец работал инструктором в обкоме комсомола, первым секретарем которого тогда был Юрий Андропов. Затем папу по рекомендации Юрия Владимировича перевели в политотдел органов внутренних дел. Когда началась война, отец стремился в действующую армию, просил, чтобы его отправили на фронт добровольцем», – вспоминает Владимир Румянцев.
А еще о Геннадии Степановиче говорят его письма, которые он присылал с фронта жене и сыну. Последнее датировано 4 февраля, до победы оставалось три месяца, а до Берлина – около ста километров. Но вслед за письмом Евгения Ивановна получила извещение о том, что ее муж, старший лейтенант Румянцев, погиб 18 февраля 1945 года под городом Витц.
«После войны мама надеялась найти могилу отца, мы писали в Германию. Но нам отвечали, что в списках Красного Креста Г.С. Румянцев не значится. А потом  выяснилось, что городок Витц, где погиб отец, – это уже не немецкая, а польская территория, и называется он Витница. Тогда мы обратились за помощью к полякам. Наше письмо передали учителю русского языка витницкой школы  Эдварду Коризне. Ему и самому довелось пережить тяготы войны, и к нашей просьбе он отнесся неравнодушно», – рассказывает Владимир Геннадьевич.
«Дорогая Евгения Ивановна, трудно передать словами все, что мы пережили, читая ваше письмо. Сколько лет вы искали след своего мужа! Ваша история взволновала нас, – писал Эдвард Коризна. – Мы хотим напомнить нашей молодежи, кто и какой ценой дал свободу народам Европы. Хотим закрепить память этих дней. Хотим знать, какими были люди, погибшие в боях за свободу, за победу над фашизмом». Поляки благодарили Евгению Ивановну за то, что им стало известно имя одного из советских воинов, погибших при освобождении Витницы, просили прислать фотографию мужа, рассказать, каким он был.

Горсть польской земли

Так завязалась переписка с польскими друзьями, а 1 февраля – день освобождения Витницы – стал памятной датой в семье Румянцевых. В 1988 году на 9 Мая Владимир Геннадьевич  съездил в Витницу, посетил кладбище (захоронение к тому времени перенесли к городу Гожову Великопольскому), где покоятся советские воины. К сожалению, его маме, Евгении Ивановне, возраст и состояние здоровья уже не позволили побывать на могиле мужа.
– Когда мама умерла, я положил в ее могилу горсть польской земли – оттуда, где погиб отец, – делится воспоминаниями Румянцев-младший. – В Витнице меня приняли очень хорошо. Организовали встречу в местной школе. В краеведческом музее есть уголок, посвященный моему отцу.  Наши дружеские связи с Эдвардом Коризной и его женой Люцией продолжаются до сих пор. Последний раз я был в Витнице в 2010 году вместе с моим внуком Александром.
На 70-летие Великой Победы в Ярославль вновь пришла открытка из Витницы.
«Старший лейтенант Геннадий Румянцев уже 70 лет покоится на воинском кладбище в Гожове Великопольском… В этот день мы положим польские цветы на священный огонь – свидетельство человеческой памяти.  Мы благодарим тебя, русский из далекого Ярославля. Мы помним! Мы не забыли!
С уважением к фактам истории и собственной памяти Люция и Эдвард Коризны, принадлежащие к поколению, которое жило, росло, дозревало в ужасах войны».

Автор: Ирина КОПЕНКИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать