23:46
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 марта 2020

Ярославль. Грозный сорок первый год

Дата 22 июня 1941 года стала началом трагического и героического периода для нашей страны. В едином порыве вместе со всей страной на борьбу с врагом встали и ярославцы.

По плану мобилизации

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года на территории Ярославской области было введено военное положение. В первый же день объявления войны военкоматы области стали осаждать ярославцы с просьбой о немедленной отправке их на фронт. Однако военкоматы действовали строго по плану мобилизации, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР. Согласно этому документу в Ярославской области в первые два дня было призвано в Красную Армию 14 тысяч человек 1905 – 1918 годов рождения. В последующие месяцы призывали мужчин 1890 – 1904 годов рождения. В дальнейшем – мужчин в возрасте от 17,5 до 55 лет. Всего за время войны по Ярославской области было призвано в армию свыше
500 тысяч человек.

В первые три дня Великой Отечественной в городах и селах области стали проходить митинги и собрания. Только в Ярославле их было проведено около 600, в них приняли участие более 62 тысяч человек. На этих встречах ярославцы предлагали меры по скорейшему переводу промышленности на выпуск военной продукции. Так, рабочие кордной фабрики вышли с инициативой об увеличении продолжительности рабочего дня, а на электромашиностроительном заводе это предложение конкретизировали и решили работать по 11 часов в смену. Женщины с завода «Парижская коммуна» обратились ко всем женщинам-домохозяйкам, мужья которых ушли или уйдут на фронт, с предложением занять рабочее место мужа.

За первые месяцы войны состав рабочих на предприятиях обновился на 30 – 80%. На рабочие места пришли подростки, женщины-домохозяйки. Для них стали повсеместно создаваться курсы, школы обмена опытом.

Все для фронта

В начале войны заводы и фабрики Ярославля срочно перешли на освоение и выпуск продукции для фронта: автомобильный завод (ныне ЯМЗ) с первых дней войны стал выпускать корпуса снарядов, основных частей и деталей для прославленных минометов «катюша», был освоен выпуск автоматов ППШ и гусеничных тягачей. Автоматы ППШ и ППД стали выпускать заводы – тормозной (ныне радиозавод), «Рабочий металлист», Полиграфзавод, «Пролетарская свобода»... «Красный маяк» в срочном порядке стал изготавливать мины и авиабомбы. Электромашиностроительный завод приступил к выпуску снарядов, мин, запчастей к танкам.

Предприятия легкой промышленности шили гимнастерки, ватные шаровары, летние брюки, телогрейки, шапки-ушанки, валенки, изготавливали металлические котелки, деревянные сани, лыжи. Вроде бы в сравнении с танком и авиабомбой мелочь. Но без валенок и ушанок в зимнюю стужу не повоюешь!

Ярославская железная дорога также была на военном положении. Она сыграла важную роль по снабжению Карельского, Ленинградского, Северо-Западного, Калининского фронтов всем необходимым. Это была единственная дорога, которая обеспечивала связь Москвы с северными районами страны.

В связи с угрозой вторжения

В начале октября 1941 года положение на фронте значительно ухудшилось. Враг обладал не только количественным, но и качественным военным превосходством. Вражеские войска начали стремительно наступать на Москву с севера, юга и по центру. К концу октября нависла угроза вторжения на территорию Ярославской области, граница которой находилась в 50 километрах от линии военных действий. И в случае прорыва фронта севернее Москвы немецкие танки могли быть под Ярославлем уже через 8 – 9 часов.

Для Ярославской области осенние и зимние месяцы 41-го были самыми тяжелыми и непредсказуемыми. В октябре был создан Городской Комитет обороны под руководством первого секретаря обкома партии Николая Семеновича Патоличева. Было принято решение о срочной эвакуации части ярославских заводов на восток. Действовали организованно и быстро. Из воспоминаний Николая Патоличева: «Мы эвакуировали Рыбинский авиамоторостроительный завод… Не будь этого, завод, производящий важнейшую продукцию для фронта, перестал бы существовать. До войны на завод приезжала делегация «специалистов» из Германии. Они постарались изучить производство досконально, так что разбомбить его фашистской авиации не представляло труда. Помнится, после беседы «гости» попросили провести их к Волге: видимо, река для них была хорошим ориентиром… В войну в главные цеха завода с большой точностью были сброшены крупные авиационные бомбы. Но это уже после эвакуации предприятия. Фашисты не предполагали, что бомбят пустые цеха».

Оборудование шинного завода и завода СК было частично демонтировано и вывезено в Омск. Но на оставшейся части оборудования выпускали столько же продукции, сколько и в обычных условиях. Более того, за 2-е полугодие 1941 года шинники увеличили выпуск аэропокрышек и аэрокамер по сравнению с первым полугодием в
1,9 раза, катков для танков – в 1,6 раза.

Ярославский судостроительный завод почти на 70% был эвакуирован вниз по Волге. Однако коллектив завода продолжал выполнять военные заказы. Здесь родилась идея изготавливать катера с установкой на них легендарных «катюш». Эти катера Я-5 участвовали в Сталинградской битве, при штурме Берлина. Два из них сейчас стоят на постаментах в Новороссийске и Таганроге как памятники матросской славы.

Почти полностью были эвакуированы заводы № 62 (впоследствии на его площадях работал Ярославский завод топливной аппаратуры), № 150 (Ярославский завод резинотехники), № 226 (НИИМСК)… Частично – нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева, который являлся единственным заводом в СССР, выпускающим авиационные масла и смазки.

В целях ускорения вывоза оборудования на причалы Волги от трамвайных путей, проходящих тогда по Советской улице, прямо по мостовой были проложены рельсы – через Красную площадь по Красному спуску к Волжской пристани. На трамвайных платформах демонтированное оборудование доставлялось к баржам, которые потом отправлялись вниз по Волге.

Ярославский комитет обороны жестко контролировал ход эвакуации. 3 ноября 1941 года комитет своим постановлением № 34 обязал начальника железной дороги Кондратьева строго соблюдать график подачи вагонов и платформ под погрузку. Так, рыбинскому заводу № 26 было предписано подавать под погрузку 100 вагонов в сутки, шинному – 30 вагонов в сутки. До 7 ноября дорога обязывалась подать кордному заводу 60 вагонов, заводу № 150 – 90 вагонов, из них 30 для людей. Ярославская железная дорога отправляла на восток не менее 50 эвакопоездов в сутки.

Фонд обороны

В первые дни войны был создан Ярославский Фонд обороны. В соответствии с решением ВЦСПС от 26 августа
1941 года «О порядке передачи по заявлению трудящихся взносов из их заработков в фонд обороны страны» при всех профкомах были созданы фонды. В личных заявлениях люди писали размеры ежемесячных взносов: кто-то отчислял по 10 – 20 рублей в месяц, другие – 5 – 10% месячного заработка, а некоторые – один дневной заработок каждый месяц. Уже в августе было собрано 1 млн 220 тыс. рублей – на эти деньги рабочими депо Всполье был построен бронепоезд.

В октябре школьники области собрали 583 тысячи рублей – за счет этих средств были построены звено самолетов «Ярославский пионер» и батарея дальнобойных орудий «Юный ярославец».

Члены-пайщики потребительской кооперации передали в Фонд обороны 1 млн 800 тыс. рублей – на эти деньги была изготовлена целая колонна танков.

Профсоюзы области большую работу провели по сбору теплых вещей для армии и рабочих, занятых на оборонительных сооружениях. На 1 января 1942 года было собрано 772 597 теплых вещей, из них полушубков – 15 652, меховых жилетов – 11 373, валенок – 47 648 пар. Из шерсти, собранной в нашей области, были сделаны валенки для 234-й Ярославской Коммунистической дивизии. Кроме того, было собрано 100 тысяч пар рукавиц, 100 тысяч шапок, 32 тысячи свитеров и т.д.

Помочь эвакуированным

С первых дней войны в Ярославскую область стали поступать эвакуированные из западных территорий страны. Только за июль – сентябрь в область прибыли 70 тысяч человек. Всего за годы войны через Ярославль эвакуировано свыше 600 тысяч человек. За 1941 год и первые месяцы 1942-го в Ярославскую область прибыли почти 122 тысяч маленьких ленинградцев. За этой цифрой судьбы детей – напуганных, больных и голодных...

При облисполкоме был создан отдел по вопросам эвакуации. Он был загружен работой до предела. Наша область принимала, размещала, лечила, кормила и вывозила дальше на Восток, подальше от войны... При приближении фронта к границам Ярославской области правительством страны было принято решение об эвакуации из области части ленинградских детей. С конца октября и в первые дни ноября речным транспортом в Молотовскую (ныне Пермскую) область вывезли 14,3 тысячи человек. Железнодорожным транспортом в Челябинскую область – 12,7 тысячи детей, в Омскую – 11,2 тысячи, в Татарскую АССР – 2 тысячи детей. Одновременно были эвакуированы ярославские дети из всех детских домов.

Каждый ребенок при эвакуации из областных фондов получал десятидневный продовольственный паек: 300 г сливочного масла, 500 г сахара, 500 г колбасы и банку сгущенного молока. Для детей дошкольного возраста дополнительно выделялся 1 кг белых сухарей.

Прифронтовой город

А в Ярославле готовились к худшему. Перед руководством области поставили задачу «... создать невыносимые условия для врага, если он вторгнется… Надо уже сейчас организовать партизанское движение, подпольную работу... Тут надо очень много поработать, чтобы знать, на кого можно будет положиться, через кого можно организовать связь, снабжение партизан всякого рода средствами и продуктами...» Предполагалось создать 45 партизанских отрядов по 20 – 30 человек. В лесных массивах были построены землянки, определены места для хранения продуктов и оружия. При областном управлении НКВД были организованы 10-дневные курсы для будущих партизан. Постановлением ЯрКО № 112 от 30 октября 1941 года были открыты курсы по подготовке командиров, комиссаров и начальников штабов партизанских отрядов.

С сентября на основании постановления бюро обкома ВКП(б) стали создаваться отряды истребителей танков. В октябре и ноябре были обучены 1400 бойцов. В каждом городе, районе создавались такие отряды численностью от 40 до 250 человек, в Ярославле – около 500 человек. Повсеместно организовывались курсы по обязательному обучению населения противовоздушной и противохимической обороне.

С сентября стали создаваться отряды народного ополчения. К октябрю в ряды ополчения вступили на шинном заводе 4092 человека, на тормозном – 1015 человек, автозаводе – 1219 человек. Были сформированы взводы: стрелковые, пулеметные, гранатометные, связи, санитарные...

Еще одна героическая страница Великой Отечественной в Ярославской области – создание оборонительных рубежей. За 90 коротких зимних морозных дней около 200 тысяч ярославцев построили грандиозные оборонительные рубежи длиной более 250 километров. Работали ярославцы и на строительстве оборонительных сооружений в Московской, Калининской, Ленинградской областях.

С первых дней войны в область стали поступать раненые. В 178 госпиталях области пролечились около 380 тысяч бойцов Красной Армии. Госпитали открывали и в домах отдыха, школах. Так, только в Ярославле из пятьдесят одной школы в 22 проводились учебные занятия в 3 и даже 4 смены, в остальных разместили госпитали или они заселялись эвакуированными.

С сентября 1941 года участились регулярные атаки немецкой авиации. Только в октябре было более 100 налетов – одиночных и групповых.

В результате воздушных бомбардировок погибли 327 человек, 552 – ранены. Разрушено 15 жилых домов, 4 вокзала.

Особой целью для врагов были железнодорожные мосты – Ярославский и Рыбинский, Рыбинская и Угличская ГЭС. Наши зенитные батальоны создавали такой заградительный огонь, что ни один вражеский самолет не прорвался к мостам и электростанциям. Чтобы ввести противника в заблуждение, в Ярославле через Волгу за несколько дней был построен дублирующий деревянный железнодорожный мост. Уловка удалась! Вражеская авиация дважды сбрасывала бомбы на этот мост. Аналогичную хитрость повторили в пригороде Ярославля. Там были построены макеты действующих предприятий. И несколько раз вражеская авиация атаковала их.

На базе строительных подразделений предприятий создавались аварийно-восстановительные отряды. В цехах предприятий формировались группы самозащиты, которые осуществляли круглосуточное дежурство. В жилых районах организовывались аналогичные. На крышах жилых домов, чердаках, лестничных клетках и у каждого подъезда были поставлены ящики с песком и бочки с водой для тушения зажигательных бомб.

Но, несмотря на это, область несла ощутимые потери. В октябре авиация противника сбросила на корпуса Рыбинского моторостроительного завода 1026 авиабомб, враг не знал, что оборудование было уже эвакуировано на восток. Тогда же был совершен налет на рыбинскую нефтебазу – там горели 5000-10000-тонные резервуары.
Немецкая авиация регулярно бомбила железные дороги. 6 ноября был осуществлен налет на Московский вокзал. Сгорело 50 вагонов, разрушено депо. В это же время бомбы были сброшены на автомобильный завод и его поселок. Разрушены 12 жилых домов и сборочный цех. Погибли около 50 человек. Под Рыбинском был атакован поезд, перевозивший детей из блокадного Ленинграда.

Всего за 1941 год только на Ярославль было сброшено более 400 фугасных бомб, разрушено 15 жилых домов, несколько сотен человек погибли, более 500 ранено. Ярославцы в полной мере ощутили на себе все тяготы прифронтового города – взрывы, пожары, разрушения, потери, кровь, смерть.

...В начале декабря под Москвой наши войска развернули широкомаштабное наступление. С воодушевлением ярославцы восприняли разгром гитлеровских войск под столицей! Ежедневно с радостью слушали сообщения по радио об освобождении от врагов населенных пунктов: 9 декабря – Рогачева, 11 декабря – Истры, 12 декабря – Солнечногорска, 15 декабря – Клина, 16 декабря – Калинина. Противник был отброшен от Москвы, а значит, и от нашей Ярославской области.
Автор: Виталий Насонов

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать