00:39
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 марта 2023

Ирина Данилова: Всегда есть место для эксперимента

Тем, что сыры отечественного производителя могут быть вкусными, никого не удивишь. Те несколько лет, что действует импортозамещение заграничным деликатесам, даром не прошли – в продаже появились отечественные сыры, йогурты, колбасы. О том, как фермеры развивают АПК и какую роль в этом играет господдержка – разговариваем с героиней проекта «Знакомьтесь, ярославцы» фермером Ириной Даниловой.
1 / 7

– Ирина, вы не всегда были фермером, а в какой-то момент пришли к этому занятию?

– Да, я вообще изначально городской житель до мозга костей. Родилась и выросла в городе, единственная связь с сельским хозяйством была – это дача, как у всех в советские времена. То есть проводила лето с бабушкой на даче. Но там животных не было, только растениеводство. Ну это в силу возраста, естественно, не особо было всем интересно.

Но со временем мы немножечко подустали от города. У нас в семье трое детей. Очень хотелось все-таки иметь свой дом. Поэтому было принято решение, когда родился третий ребенок, что нам необходимо перебраться за город. В 2017 году переехали в загородный дом в Ярославском районе. Решили сначала обустроить огород, чтобы было все свое и все натуральное. Буквально через год у нас совершенно случайно, неожиданно для нас самих, появились курицы. Да, просто так сложились обстоятельства. У друга курицы не прижились, и он предложил их нам. Ну а мы люди такие, что надо помогать. Поэтому быстренько оборудовали место под куриц, поселили их у себя. После этого у нас появились индюки. С индюками мы не сошлись характерами, поэтому стали заниматься больше курицами. А буквально, наверное, еще через годик мы решили завести козочку.

Это был апрель 2020 года. Перед тем как взять коз, мы прочитали очень много литературы. В основном это советские справочники для фермеров, так они назывались, что было для меня удивительно. Есть очень интересная книга «1100 советов для фермера» советского производства.

– Советская?

– Да, как ни странно. Там очень много прочитала по ветеринарии. И решила, что все равно мои знания недостаточны, ситуации в жизни бывают всякие, например, непонятно, когда надо было делать прививки, давать витамины, еще что-то. По большому счету специалистов по мелкому рогатому скоту у нас не так много. Решила пойти учиться в сельскохозяйственную академию. Ветеринария – это очень долго, решила пойти хотя бы на зоотехника. Подала документы, сдала вступительные экзамены. Стала получать второе высшее, первое – это государственное и муниципальное управление.

Ну и когда я поступила в сельхозакадемию, там мне предложили поучаствовать в проекте «Школа фермеров». Проект для нас, студентов, был бесплатный. Это очень интересный проект, очень познавательный. Много очень ценной информации. И по содержанию, и по кормлению, и по разведению животных, и по организации бизнеса. Говорили и про всевозможные программы господдержки. Спасибо огромное педагогам сельхозакадемии, организатору и педагогам школы фермеров, потому что они действительно максимально поддерживают фермеров и советом, и делом. Со мной, например, все они на связи 24/7 практически. Если нужна какая-то помощь, юридическая или административная, какая-то еще, всегда можем обратиться.

- С чего начали производство сельхозпродукции?

Сыр – это первый продукт, который я начала делать из козьего молока. Дальше был творог, рикотта. Но все-таки больше делала по наитию. Добавляла семена, орехи, травки. Первое время я варила сыр для себя, просто на пробу. А после школы фермеров вместе с еще двумя фермерами получила грант от банка в 230 тысяч рублей, на который закупила уже холодильное оборудование для производства сыра, формы, ферменты, бактерии. В общем все, что мне было нужно, я все купила именно на эти средства. Еще денег хватило на ремонт козлятника. Плюс из этих же денег я оплатила себе несколько курсов сыроварения. Одно дело по интернету что-то делать, другое – когда профессионалы тебе объясняют и дают полностью все технологии. После этого у меня сильно расширился товарный ассортимент. Уже пошли сырки глазированные творожные, сыры типа белпера – шарики в специях и перце, сыры полутвердые и даже твердые. Мягкий сыр и до этого был, самый простенький полутвердый – тоже. А после курсов я уже смогла делать более интересные продукты, которые требуют определенного образования.

Ну и параллельно начала заниматься сгущенкой. Мои педагоги эти опыты увидели в социальных сетях, и говорят: Ирина, а почему бы и не попробовать! Проблема была в том, что до окончания подачи документов на грант оставалась всего неделя, тут еще параллельно шла сессия, да и работу никто не отменял. Но, учитывая, что в школе фермеров у меня уже появился богатый опыт написания бизнес-планов, я смогла его очень быстро и без проблем сделать, расписала все преимущества, написала, что у меня планируется, какая реализация, какие анализы будут произведены, на что я хочу сделать упор – никаких консервантов и окислителей не должно быть в сгущенном молоке.

На удивление легко я прошла первый этап, потом был второй этап от фонда содействия инновации – это этап собеседования. То есть надо было показать презентацию, рассказать, объяснить. Там были очень интересные проекты, разносторонние, абсолютно по разным направлениям: импортозамещение, инновации и много-много-много другого. Я попала в импортозамещение. На самом деле в России козье сгущенное молоко не производится. За границей в некоторых странах оно присутствует как просто продукт среди прочих. Это отдельный вид продукта, который имеет отдельную документацию. Это официально зарегистрированный продукт.

– Дилетантский вопрос: козью сгущенку как используют? Просто ложкой есть или куда-то ее добавляют?

– Куда хотите. В любые кондитерские изделия, как вы коровью сгущенку используете. То же самое с козьей. Единственное, козья сгущенка больше напоминает сгущенные сливки из коровьего молока. Имею в виду фермерские. На предприятиях сливки снимаются, молоко обезжиривается, порошок добавляется. То есть там жирность сильно ниже. Вот у меня задумка была именно такая – сделать продукт, который имеет длительный срок реализации. И при этом расширить товарную продуктовую линейку для людей, у которых есть аллергия на коровье молоко. Это творог, кефир, сыр, еще что-то вкусненькое.

– Получается, что эта продукция для состоятельных людей или гурманов. Можно это сделать достаточно доступным для широкой массы потребителей?

– Я сейчас делаю все возможное, чтобы это сделать эконом-вариантом, но без ущерба для качества продукции. Я и вся моя семья отвечаем за ту продукцию, которую мы производим, это наше лицо, это наш товар. Ни в коем случае не хочется продавать и производить что-то, за что нам потом будет стыдно.

– Фермерам сложно пробиться на полки больших сетевых магазинов?

– Фермерам достаточно сложно пробиться в масс-маркет. Там есть своя система градации. Они все расходы, издержки перекладывают на производителей. Другой вопрос, а надо ли фермерам это?

– Хорошо, вам надо?

– Честно, не надо. Для того чтобы иметь объем производимой продукции, которую можно было бы поставлять в сетевые магазины, необходимо огромное поголовье скота. Соответственно, большое пространство земли, большие строения. Это все очень дорого. А на уровне небольшого или среднего фермерского хозяйства абсолютно спокойно продукция может реализоваться через интернет-магазины, сайты. У нас, между прочим, в Ярославской области, как и в других областях, проходит очень много фермерских ярмарок.

– А есть еще какие-то маленькие фермерские магазинчики?

– Фермерские магазинчики в основном организуются на территории фермы либо где-то рядом. Отдавать кому-то свою продукцию под реализацию я бы, например, не стала. Соблюдение сроков годности, соответственно, хранения товара до его реализации мы не можем гарантировать. А на упаковке наш логотип, наше имя. У меня в планах именно фермерский магазин при ферме.

Вообще, на самом деле планов много, и их сейчас пытаемся активно реализовывать. Еще один из вариантов, которые мы обсуждали с выпускниками школы фермеров, это объединение. Я говорила о том, что мы неинтересны производителям коровьего молока, у нас не те объемы. Поэтому надо объединяться.

– Много вас, с кем можно объединиться?

– В принципе много. Единственное, надо очень тщательно подбирать себе партнеров. Есть такая вещь, называется сельскохозяйственный кооператив. В рамках кооператива уже действительно можно организовать что-то более глобальное. У нас государство очень хорошо поддерживает кооперативы.

– В кооперативе каждый занимается и содержанием стада, и производством продукции или есть специализация?

– Вообще, идея кооператива в том, чтобы все фермеры, которые в него входят, предоставляли сырье на кооператив. И уже он производит продукцию. Но в принципе бывает по-разному.

– А можно семье жить на доходы от фермерства?

– Фермер может жить на доходы от своей деятельности, когда уже выходит на хорошее поголовье. Что касаемо коз, это примерно от 30 штук дойных коз, не всего поголовья. Кроме них еще молодняк, козлы и так далее. Дойная коза дает сырое молоко, но сколько еще животных, которые едят, но ничего не дают. Чтобы коза давала молоко, она должна родить, процесс лактации запустится. Вот поэтому покрывают коз в семимесячном возрасте, что я считаю абсолютно недопустимым.

– А что дальше? Как планируете развиваться?

– Сейчас реализация гранта по производству сгущенки. У нас расширена продуктовая линейка – порядка 15 видов продукции. Собираюсь расширяться, есть еще в планах делать продукцию, которая бы совмещала компоненты, содержащие коровье молоко. Уже первые пробы сделаны. Пока не могу сказать, что это будет, но это будет вкусно.

Автор: Ольга Скробина
Фото из архива Ирины Даниловой

Комментарии

Другие новости раздела «Знакомьтесь, Ярославцы»

Читать