17:53
понедельник,
20 мая 2024 г.
21.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 августа 2015

Очарованные гитарой

В этом году  исполнилось 55 лет с тех пор, как в Ярославле появился первый гитарный ансамбль. Своим шестиминутным выступлением на концерте художественной самодеятельности  он буквально взорвал зрительный зал. Тогда на сцене ДК «Гигант»   десять гитаристов исполнили  прелюдию ми минор композитора М. Джулиани. Это была культурная революция для Ярославля. Зарождение  гитарной школы в нашем городе  связано с Альбертом Федоровичем Москвиным. Сегодня,  5 августа, он отмечает 80-­летний юбилей.

Мещанский инструмент

В начале 60-х  годов прошлого века уделялось большое внимание пропаганде таких народных инструментов, как домра, балалайка, баян, а гитара считалась мещанским инструментом. В музыкальных школах классы гитары не открывались.
Наш земляк Альберт Москвин в то время учился на химическом факультете Ленинградского университета. Однажды студент Москвин услышал по радио концерт выдающегося музыканта и педагога  Петра Исакова. Он когда-то давал уроки игры на гитаре детям императора Николая II. Интересно, что жизнь Исакова была связана и с нашей областью. В годы войны Петра Ивановича эвакуировали из Ленинграда, и шесть лет он прожил в Ярославской  области. Сначала возглавлял Дом культуры в Данилове, а потом до 1950 года работал в Ярославской филармонии.
Игра мэтра потрясла Альберта. Через несколько дней Москвин, прогуливаясь по улице, увидел объявление о наборе в «Неаполитанский оркестр». Там указывалось, что обучать игре на гитаре будет сам Петр Исаков. Будущий химик рискнул и отправился  на прослушивание.
Альберт Федорович с седьмого класса «мучил» гитарные струны, пытаясь воспроизвести то один аккорд, то другой, подражая своим друзьям по двору.  Исаков послушал самоучку, и то ли тот не слишком отставал по уровню от других новобранцев, то ли у Петра Ивановича взыграли ностальгические ярославские нотки, но Москвина в оркестр взяли. И вот три года каждое воскресенье  с утра до позднего вечера Альберт учился музыкальному делу у мэтра. А в будни постигал химическую науку.   

Алло, мы ищем гитаристов!

После окончания университета Москвин вернулся в родной Ярославль,  работал в лаборатории молекулярной спектроскопии НИИМСК.  А в свободное от химических дел время искал людей, играющих на гитаре. Однажды на подоконнике одной из квартир дома напротив Волковского театра случайно увидел одиннадцатиструнную гитару. И сразу понял, что нашел человека умеющего.  
В те годы  любители гитары играли преимущественно на шести струнах, а  двухгрифная  одиннадцатиструнка была редкостью. Ее хозяином оказался Борис Лесников (сын известного ярославского гитариста   XIX века Константина Лесникова). До войны Борис играл в оркестре Стомпелева, а к моменту встречи с Альбертом уже служил в банке. Лесников и Москвин попробовали играть вместе, затем к их дуэту добавился студент мединститута Владимир Красовицкий. Года два трио гитаристов-любителей выступало друг у друга на работе, а потом Альберту Федоровичу пришла идея создать первый в Ярославле гитарный коллектив. Решение родилось, когда он прочитал в журнале «Художественная самодеятельность» статью гитариста Александра Иванова-Крамского о том,  как надо работать с ансамблем.
На Красной площади в те годы размещалась культбаза моторного завода, что-то вроде современного дома культуры. Москвин договорился с ее директором, и  им выделили помещение, разрешили дать объявление о наборе в ансамбль и обучении игре на гитаре. И народ пошел. Около 200 человек прошли прослушивание, в результате отобрали лишь двадцать. Большинство из них работали на моторном заводе.  
Гитаристы занимались три раза в неделю, на уроки ходили как на работу. А через полгода  Альберт Москвин решил обкатать  первый состав ансамбля на конкурсе художественной самодеятельности.  Они выступили всего с двумя песнями аргентинской актрисы Лолиты Торрес «Если ты полюбила» и «Девушка из Саламанки», и успех был потрясающий. Сразу десять гитаристов (а именно столько Альберт Москвин решил включить в ансамбль) Ярославль еще не видел.

Невиданный успех

И понеслось… Музыкантов приглашали в школы, библиотеки, на избирательные участки (тогда на выборы шли как на праздник), звали выступать на радио. Директор моторного завода Анатолий Добрынин очень любил гитару и ругал организаторов заводских мероприятий, если в программе концерта не было «шестиструнщиков». Ярославские гитаристы участвовали во многих конкурсах художественной самодеятельности и однажды, как победители, даже получили право выступать на открытии фонтанов в Петергофе.
Постепенно  ансамбль набрал репертуар на два отделения концерта.  Играли в основном классику – Моцарта, Баха, итальянскую музыку – Мозанни, Джулиани, латиноамериканские мелодии: кубинские, аргентинские, очень популярные в шестидесятых годах. Были в репертуаре цыганские и испанские напевы. Русских народных песен гитаристы включили в репертуар всего две, а популярных
советских, в том числе и патриотических, не было вовсе.  Не потому что ярославцы хотели прослыть эдакими музыкальными диссидентами, просто гитара в начале шестидесятых только «реабилитировалась» и нотные записи хитов для исполнения на этом инструменте еще не сделали. А самим начинающим музыкантам переложить популярные песни на гитару было не под силу.

Ученики превзошли учителя

Под очарование гитары попадало все больше людей. География  учеников расширилась, учиться мастерству игры на этом шестиструнном инструменте приходили не только работники моторного завода. Город охватила «гитарная лихорадка» – желающих было так много, что с их наплывом Москвин в одиночку уже не справлялся и поручал новичков лучшим ученикам первого набора. Если  дебютный созыв был исключительно мужским, то потом  появились и девушки. А одна из них – Людмила Пугачева – даже пробилась в основной состав ансамбля.
Был случай, когда в ансамбле чуть ли не тайком обучался  скрипач из Собиновского училища. Преподаватели не одобряли, если кто-то из студентов учился играть на «неблагородном» инструменте. Четверо из участников ансамбля  окончили Минское музыкальное училище по классу гитары. А двое из них  – Владимир Белышев и Валерий Громов – еще и  консерваторию. Владимир Горностаев организовал ансамбль гитаристов в подмосковной Электростали. Ярославцы Евгений Сачков и Анатолий Шелехов  достигли такого высокого уровня, что стали давать уже сольные концерты.

Второе дыхание

В 1970 году, после десяти лет руководства ансамблем, Альберт Федорович принял решение уйти из коллектива.
– Люди росли как музыканты, и мне без специального образования  руководить ими было трудно – знаний не хватало. Да и к тому времени я защитил диссертацию и с головой ушел в работу. На мое место пришел Олег Кожарский, – говорит Москвин. Конечно, сам Москвин играл на гитаре дома, но не более того. А когда в 1995-м вышел на пенсию,  решил снова окунуться в любимое дело, благо время и силы позволяли.
Однажды в гости к Альберту Федоровичу зашли Анатолий Шелехов и Евгений Крапивинский. Первый  был самым одаренным из ярославских гитаристов. Его, когда он играл в ансамбле, пригласили работать в филармонию, где Шелехов прослужил десять лет. С ансамблем «Волгари» музыкант объездил всю страну. Затем Анатолия приняли в ДК «Нефтяник» концертмейстером-аккомпаниатором. Но это не совсем та работа, которую заслуживал талантливый гитарист. И Москвин решил стать продюсером двух ярославских музыкантов. Десять лет гитаристы выступали  на разных площадках: в художественном и историко-архитектурном музеях, в концертном зале имени Собинова, в ДК  имени Добрынина и ДК «Нефтяник», школах, даже в Политехническом музее в Москве.
А в 2005 году  Альберт Федорович задумал новый проект – энциклопедию «Классическая гитара в Ярославской области. 1900 – 2010 гг.».   В нее вошли истории о пятидесяти известных ярославских гитаристах.  Одни сами рассказали о себе, о других написал Москвин. Материалами помогали  и родственники. В 2012-м труд был готов. Правда, тираж небольшой – всего 40 экземпляров.  Название энциклопедии, конечно, звучит громко, на самом деле это двести семьдесят шесть страниц текста, распечатанных на листах формата А4 и переплетенных в мастерской.
Энциклопедию использовали в качестве подарков гитаристам, презентовали  областной библиотеке им. Некрасова, музыкальному училищу им. Собинова, училищу культуры, коллегам-гитаристам из Москвы, Минска.  Кстати,  ярославское отделение Всероссийского музыкального общества планирует издать «Музыкальную антологию Ярославского края», куда могут включить  и энциклопедию «Классическая гитара в Ярославской области. 1900 – 2010 гг.».   

ФОТО из архива А. МОСКВИНА

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать