12:43
пятница,
17 мая 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 мая 2024

Приключения in English, или Потому что интересно

В апреле в нашем городе проходил фестиваль «Ярославская книга-2024». На нем были представлены книги, изданные на территории Ярославской области, – всего более 200 изданий. В их числе и новинки детской литературы, авторские учебники для дошкольников и младших школьников. «Почитайка» встретилась с автором книги «JoВаня. Приключения in English», преподавателем и основателем школы английского языка Валерией Федоровой (на фото) и поговорила о том, как становятся писателями и почему иностранный язык надо учить с интересом.
– Валерия, расскажите нашим читателям о себе.
– Я давно преподаю детям английский язык. Мой педагогический стаж более 20 лет, начинала в обычной школе, занималась репетиторством, потом открыла свою школу – там можно заниматься и онлайн, и офлайн.

– А почему учительство? Двадцать лет назад профессия педагога уже не была столь популярной.
– Думаю, другого пути у меня не было. Я преподаватель в четвертом поколении. Прабабушка со стороны мамы и мама тоже учили детей языкам – русскому и английскому. Папина мама тоже преподавала русский и даже работала в русской школе в Германии. Подростком я пыталась свернуть с этого пути, всерьез думала о профессии экономиста, но гены победили. Я очень люблю детей – мне интересно общаться с ними, отвечать на их вопросы, учить их чему-то новому и учиться у них самой.

– Английский тоже от мамы?
– Да. Мама со мной занималась, как только я начала говорить. Причем я никогда не воспринимала это как какие-то уроки. Первое знакомство с английским началось через игры, на прогулках. Конечно, мы говорили на русском, но мама могла рассказать стишок, допустим, про деревце в парке. Я очень хорошо помню наши походы в зоопарк. Мама про каждое животное, к клетке которого мы подходили, рассказывала стишок на английском, коротенький, веселый, – и про слона, и про тигра, и про обезьянку. И мое знакомство с языком было связано только с положительными эмоциями. Очень хочется, чтобы первые шаги в английском, да, пожалуй, и в любом другом языке, у каждого ребенка проходили именно так – радостно, через игру, через интерес. Ведь объяснить дошкольнику и ученику младших классов, для чего нужен английский, замотивировать его очень непросто.

– А для чего нужен английский?
– Чтобы путешествовать, находить новых друзей, с которыми не будет языковых барьеров. Чтобы выбрать ту работу, которая тебе по душе, иметь конкурентное преимущество перед другими людьми. Если вы спросите взрослых людей, как бы изменилась их жизнь, если бы они знали языки, то наверняка услышите, что у них была бы другая работа, другая зарплата, возможно, другое местожительство. В любом случае выбор всего этого был бы гораздо шире. Но это понимают взрослые. Детям все это кажется непонятным, абстрактным. «Я учу английский, потому что мама так сказала», – этот ответ можно услышать чаще всего. А хочется слышать: я учу английский, потому что это очень интересно.
– Наверное, это желание сделать изучение английского языка интересным и есть причина появления вашей книги?

– Конечно. В моей сказке мальчик Ваня отправляется в волшебную страну по просьбе гнома, попавшего в беду. Ему необходимо собрать звезды для короны английской королевы. А это целое приключение! Уверена, любому ребенку захочется в нем поучаствовать! Но для этого нужно начать говорить по-английски. Ребенок через эту книгу, которая по сути является пособием для обу-
чения английскому языку детей от 4 до 8 лет, погружается в сказку и незаметно для себя вместе с главным героем начинает учить слова, стишки – чтобы помочь Ване преодолеть препятствия. То есть создается такая сказочная мотивация, понятная ребенку. Глава за главой он проходит темы, близкие всем, изучает слова, которые нас окружают: предметы одежды, цвета, игрушки, животные, части тела человека…

– В вашей книге много текста на английском. Кто поможет малышу, который язык не знает?
– Взрослый. Допустим, текст на русском языке ему прочитает мама, а стихи и песни на английском прочитать поможет педагог либо родитель воспользуется ссылкой на телеграм-канал книги, где их озвучивает преподаватель английского, причем это носитель языка, тот, для кого этот язык родной. Я уверена, первые шаги здесь очень важны. Если мы говорим о произношении, то переучиваться сложнее, чем учиться.

– А как рождалась книга? Задумать – одно, а сделать совсем другое.
– У меня было много наработок, творческих и игровых заданий, подборка стихов и песенок. Но это были отдельные распечатки. Необходимо было все это объединить сюжетом. И здесь у меня оказалось много помощников. Мне помог курс «Репетитор пишет книгу» в академии профессиональных репетиторов-тьюторов, массу полезных советов я получила от редактора книги Елены Батуевой, и, конечно, главными помощниками были дети. У меня три дочери – Анфиса, Ульяна и Василиса, младшей 6 лет, средней 10, старшей 16, и мы вместе придумывали сюжет, обсуждали его. Возможно, и книга получилась интересная потому, что был интересен сам процесс написания.

– В книге «JoВаня. Приключения in English» отличные иллюстрации – яркие, добрые, веселые, живые. От художника много зависит?
– Безусловно. И здесь нам повезло. Алина Бушуева, с которой мы сотрудничали, – молодой художник, она еще учится. И это оказалось плюсом, она очень креативная, ей несложно поставить себя на место ребенка и представить, что тот хочет видеть в книге. При этом Алина всегда прислушивалась к нашему мнению. Мы и рисунки с дочками тоже обсуждали, сами рисовали так, как мы это представляем, иногда спорили, но всегда приходили к общему мнению. У меня это писательский дебют, и у Алины первый опыт в иллюстрации книг.

– Какие эмоции испытывает автор, который держит в руках свою первую книгу?
– Это совершенно необыкновенные чувства, эмоции меня просто переполняли. Мы тут же прочитали ее с дочками, а потом с моими учениками. Всем очень понравилось. И мне сразу захотелось создать что-то новое. Думаю, это будет настольная игра – с фишками или карточками по типу лото, с заданиями на английском языке и забавными рисунками. Допустим, если участник найдет правильный ответ на вопрос, он закроет его на поле. Выигрывает тот, кто быстрее закроет поле. Уверена, будет и интересно, и познавательно с точки зрения разговорного английского. Такая игра была и в моем детстве.

– Валерия, вы опытный педагог и опытная мама. Посоветуйте родителям, как приучить ребенка к чтению, ведь не секрет, что нынешние дети читают мало, с неохотой, иногда только то, что задают.
– Сегодня книге, даже самой красочной, самой интересной, трудно конкурировать с короткими, яркими видео. И взрослые зачастую лучше посидят в интернете, чем почитают. Что уж говорить о ребенке, который не может контролировать свое время. Я считаю, чем позже у сына или дочки появится личный гаджет, тем лучше. Моя средняя дочка учится в четвертом классе, и у нее пока обычный кнопочный телефон, он ей нужен для безопасности, чтобы быть на связи с родителями. Дома есть компьютер, если ей что-то надо сделать на урок, она может найти там информацию, распечатать, она все это умеет. Но телефон не должен заменять ребенку реальную жизнь – друзей, общение, книги. Ну и, конечно, личный пример родителей важен, читайте вместе, обсуждайте прочитанное, сделайте совместное чтение семейной традицией.


Комментарии

Читать