4 апреля 2024
Читайте вместе с ребенком
Каждому родителю хочется, чтобы его малыш побыстрее заговорил, чтобы его речь была понятна не только маме и папе. Но, к сожалению, сегодня более половины детей имеют те или иные речевые нарушения. О том, как помочь ребенку правильно говорить и почему так важно это сделать вовремя, мы беседуем с детским нейропсихологом и логопедом Анастасией Худовой.Если сын молчун
– Анастасия, все дети начинают говорить по-разному. Кто-то к двум годам уже строит простые предложения, а другой малыш и после трех лет остается молчуном. К тому же считается, что мальчики разговариваются позднее девочек. Как же родителям понять, что пора обращаться к специалисту?– В каждом возрасте существуют нормы речевого развития ребенка, и они одинаковы для мальчиков и девочек. В 2 – 3 месяца это гуление (начинает издавать звуки, используя мимику); в 6 – 8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма…); в год малыш произносит самые простые слова (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к полутора – двум годам может словами выразить свои желания, говорит словосочетаниями, например, хочу пить, мой мишка, осваивает простые предложения. Ну и в три – четыре года ребенок, как правило, способен рассказать и пересказать небольшую историю. Конечно, это очень средние нормы и не всегда ребенок может в них попадать. Что касается мальчиков, то определенная правда в том, что их речевые навыки формируются чуть позднее, есть. Могу сказать, что 80 процентов маленьких пациентов, которых я учу правильно говорить, – мальчики.
В любом случае надо смотреть на общее развитие ребенка, побывать на приеме у невролога, проверить слух, проконсультироваться у ортодонта. Не всегда родителям надо срочно вести малыша к логопеду, чтобы запускать речь.
– А что значит запускать речь?
– Существуют разные методики запуска речи, но в любом случае все основано на эмоциональной составляющей. У ребенка должна возникнуть потребность подражать взрослому. Просить его повторять за тобой бесполезно. Ему неинтересно, и это не работает. Нужно так увлечь малыша, чтобы он захотел подражать тебе. Начать можно с действий, поиграть с ним в мяч, вместе постоять на одной ноге, полетать, как птички, махая руками. И вот у него уже все получается, как у взрослого. Потом работаем со слогами. Здесь выручают и игрушки – необычные, которые он видит впервые. У меня есть труба из гофры. Она то растягивается до огромных размеров, то сужается. Малышам это очень нравится. И вот когда она растягивается, я громко и медленно говорю: «Уу-у-х». И он на эмоциях за тобой начинает повторять. Когда слоги произносятся без труда, принимаемся за глаголы: иди, беги, кати… И опять никаких «повтори». Все только через эмоции. Берем машинку, запускаем ее и медленно, протяжно, почти по слогам говорим: ка-ти. Здесь важна полная вовлеченность специалиста в процесс. И, конечно, очень многое зависит от интереса ребенка и от желания родителей.
Без родителей никуда
– Помощь родителей в вашей работе важна?– Безусловно. Сейчас я занимаюсь с детками, которые не выговаривают какие-то звуки, теряют окончания. Обычно занятия с каждым ребенком проходят два раза в неделю, но нарабатывать навык правильной речи, делать артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Я приветствую, когда на первых занятиях присутствует кто-то из родителей, но в любом случае снимаю видео наших занятий и отсылаю родителям с домашними рекомендациями. Отлично, когда в семье держат этот вопрос на контроле, тогда все получается гораздо быстрее.
– А бывает так, что родители сознательно отказываются от помощи логопеда, не считая проблемой, когда ребенок, например, не выговаривает «р»?
– Бывает и так. Кто-то считает, что произношение со временем исправится, ничего страшного не происходит, кто-то приводит ребенка уже в школьном возрасте, случается, что сам человек, став взрослым, идет к логопеду. Чаще потому, что этого требует профессия, связанная с публичными выступлениями.
А в школе картавит
– Детские комплексы и проблемы с речью как-то связаны?– Когда ребенок в чем-то не похож на остальных, допустим, ходит в очках, картавит или заикается, он может стать объектом для насмешек, особенно в школьном возрасте. Хотя я сталкивалась и с обратными ситуациями. Родители приводят десятилетнего сына к логопеду, мы ставим звук, все отлично получается… у логопеда и дома. Но в школе мальчик говорит по-прежнему. К нему уже привыкли одноклассники, и подсознательно он боится новых насмешек, боится показать, что изменился. В этом случае требуется работа с психологом. Бывает и так, что школьник вообще не хочет заниматься, ведь это достаточно большой труд. Мышечные ткани речевого аппарата требуют кропотливой ежедневной тренировки, и если для ребенка 5 – 7 лет родители достаточный авторитет и способны его заставить заниматься, то 11-летний школьник на многое имеет свое мнение и переубедить его достаточно сложно.
– Какие еще трудности могут быть в школе у ребенка, имеющего проблемы с речью?
– Трудным может быть все, что касается правописания. Если есть проблемы со звукопроизношением, с фонематическим слухом, это все отразится на письме. Даже сообразительный малыш, который легко решает задачи, скорее всего, будет писать с ошибками, так как он и говорит с ошибками. Поэтому все логопедические проблемы лучше решать до школы. Тогда и учиться будет проще, и самооценка выше, и удовольствия от процесса обучения больше.
И книги помогают
– Знаю, что вы написали книгу для своих маленьких пациентов – логопедическую сказку. Почему именно сказка?– Как психологу мне очень нравится такой метод работы с детками, как сказкотерапия. В сказках добро всегда побеждает, и можно прожить какую-то непростую ситуацию на примере сказочных героев, это вселяет в ребенка уверенность. Сказка развивает и воображение, и речь у малыша, язык там всегда очень образный. Ну а моя сказка «Приключения Сушечки и Шунечки» к тому же помогает детям решать речевые проблемы без помощи логопеда. Помимо приключений двух сестренок, которых заколдовал злой волшебник и они перестали произносить звук «ш», там есть логопедические задания на произношение этого звука. Их можно выполнять вместе с героями в игре. Под каждым заданием – QR-код с игровым видеоуроком. И это работает. Ко мне на прием приходил мальчуган, которому наши занятия были не слишком интересны, ведь сама артикуляционная гимнастика – вещь обязательная, но совсем не увлекательная. А тут ребенок сам, по словам мамы, читал книжку и с удовольствием выполнял задания. Я уже продумываю продолжение сказки с заданиями, которые помогут правильно произносить звук «р»».
– Анастасия, а какие общие советы можно дать родителям, чтобы их малыш начал вовремя разговаривать?
– Быть в контакте с ребенком с самых первых дней жизни. Читать ему сказки и петь песенки даже тогда, когда, как вам кажется, он вас не понимает. И не забывать те стишки с пальчиковой гимнастикой, что читали еще наши бабушки. Про сороку-белобоку, допустим, которая кашку варила и деток кормила. Ну а когда малыш подрастет, учите и рассказывайте вместе с ним небольшие стихи, мне очень нравится Агния Барто. И пусть вас не смущает, что ребенок не очень хорошо их повторяет. Результат обязательно будет!
Комментарии