27 ноября 2019
Человеческая история
30 ноября на сцене Волковского театра состоится премьера – комедия «Неаполитанские каникулы» в постановке итальянского режиссера Паоло Ланди. Нашему корреспонденту удалось встретиться с известным режиссером после репетиции спектакля.«Пощупать» аудиторию
Когда зритель впервые видит спектакль? Странный, казалось бы, вопрос – естественно, на премьере. Есть, конечно, некоторые счастливчики из числа друзей и родственников актеров, которых приглашают посмотреть прогон за день-два до премьеры. Но чтобы на спектакль пригласили за полторы недели «до официального старта» обычных зрителей…Волковский театр пошел и на этот смелый эксперимент. В соцсетях бросили клич – расскажите небольшую историю о том, как вы проводите каникулы. В качестве награды за литературное творчество – приглашение на репетицию «Неаполитанских каникул».
Это веселая история про шалопая-племянника, который весело проводит время в Неаполе на денежки богатого дядюшки, уверяя почтенного родственника, что прилежно учится на врача. Но вот неожиданность – дядюшка решает лично посмотреть, какую психиатрическую клинику с пятнадцатью пациентами открыл племянник в Неаполе. За сумасшедший дом племянник выдает обычный пансион, а клиентов – за пациентов дурдома. Надо сказать, поведение клиентов весьма похоже на безумное, и они чуть не доводят дядюшку до сумасшествия…
Веселая история сопровождается ариями из итальянской оперы, песнями, а для высоких интеллектуалов – цитатами из классики итальянского кино – фильмов Федерико Феллини.
Итальянская жизнь, итальянский юмор, итальянский режиссер… Как воспримет эту темпераментную южную историю ярославский зритель? Над чем он будет смеяться, а над чем призадумается?
– В любом спектакле зритель – это важная составляющая, мы работаем именно для него, – поясняет режиссер Паоло Ланди. – Но нам надо четко понимать, каким образом зритель будет реагировать на ту или иную часть постановки, как актерам выводить зал на нужную эмоцию. В этом смысле нам полезно «пощупать» аудиторию.
Спектакль как торт
– Приглашать зрителя на репетиции – это ваша постоянная практика?– Да, я стараюсь приглашать именно обычного зрителя, того, который потом купит билет и придет на спектакль. Нам в своей театральной среде не всегда просто предугадать, что вызовет эмоцию у публики. Существуют особые актерские шутки, которые понятны нам, работающим над спектаклем, но они порой не находят отклика у зрителей. Чтобы их убрать, а оставить то, что интересно публике, я и практикую приглашения на репетиции. Я обычно отмечаю те точки, которые вызывают у зрителя смех, где ожидаются аплодисменты, – актерам очень полезно прочувствовать эти моменты. К тому же это отличный способ привлечь внимание к постановке еще до ее премьеры.
– Это связано с тем, что вы работаете именно с русской публикой, которой предстоит смотреть итальянскую историю в постановке итальянца?
– У меня очень большой опыт работы в театрах России, так что особенности русского зрителя мне знакомы. В Европе театр – это культурное занятие: публика надевает красивые наряды и совершает «выход в свет». Такое, знаете ли, достаточно высокопарное и скучное мероприятие. В России же к театру иное отношение. Зритель ближе, театр доступнее. Я это вижу не только на спектаклях. Например, в Волковский приходят на экскурсию школьники, я смотрю за ними, за их интересом к театру. И стараюсь делать спектакль, как торт, в несколько слоев. Первый – понятный всем, второй – для более интеллектуальной публики, третий – для элитарного восприятия. Конечно, второй и третий слои «считают» не все, поэтому первый слой, который для всех, должен быть интересен и понятен.
Утром в банке, вечером на сцене
– А если сравнивать актеров в России и за ее пределами?– Разница огромная. В России есть репертуарный театр, и благодаря этому здесь много отличных профессиональных актеров. Артисты к 25 годам уже имеют колоссальный опыт актерских работ, они сыграли множество ролей, они универсальны. В Европе и Америке репертуарного театра практически нет. Там система другая – собирается группа, делает один спектакль, его играют, пока на него продаются билеты, потом делают новый спектакль. В результате актеры играют меньше ролей. А меньше актерский опыт – хуже их подготовка. Вот я ставил спектакль «Венецианские близнецы» в Делавэре (США). Там один актер играет две роли – близнецов. Ему приходится быть на сцене то в одной роли, то в другой, постоянно перевоплощаться, менять характеры. И вот мы репетируем, репетируем, репетируем… Смотрю, а он какой-то уставший. Ну, думаю, роль сложная. Но решил поговорить с ним. А он сказал, что полдня работает в банке, во второй половине дня еще где-то, а вечером приходит играть в театр. Он вынужден так делать, иначе ему жить просто не на что будет. Не могу представить, чтобы в России актеры полдня работали в банке, а вечером выходили на сцену. Да, это происходит потому, что у театров есть государственное содержание. И вы даже не представляете, насколько важно его сохранить.
– По этой причине вам нравится работать в России? У вас ведь большое количество постановок в театрах Омска, Саратова, Самары, Москвы…
– В России я действительно работаю много, мне здесь нравится. Впервые меня пригласили в 1991 году в театр Омска, которым тогда руководил Борис Мездрич. Ярославцам он хорошо известен, какое-то время он был директором Волковского театра. Так вот в 1991 году в России после падения «железного занавеса» был бум на работу с иностранцами, приглашали многих режиссеров. Я был одним из тех, кто получил приглашение. Время для России было очень непростое, но я все-таки рискнул и согласился поехать в Сибирь… Мы с Мездричем долго обсуждали, что бы хотелось поставить. В итоге появился спектакль «Лысая певица», он шел в Омске в течение восьми лет. Я стал получать приглашения в другие российские театры. И оказался одним из немногих режиссеров-иностранцев, закрепившихся в России. Но при этом я много ставлю и в других странах – в Европе, США.
– А в Ярославль как попали?
– Меня приглашал еще предыдущий художественный руководитель Евгений Марчелли. Он сказал, что в репертуаре не хватает комедий. Решили ставить «Неаполитанские каникулы». Комедия хороша тем, что при определенном успехе она остается в репертуаре на много лет. С таким прицелом и делаем спектакль. Оригинальное название пьесы – «Врач для психов», потом она стала называться «Дом для сумасшедших». Мы же решили назвать спектакль «Неаполитанские каникулы». Это название более универсальное, оно сохраняет суть произведения – надо быть немножечко сумасшедшим в этой жизни.
– Вы известны не только театральными постановками, но и документальными фильмами. Как вам удается сочетать эти ипостаси?
– Да, я снимаю и документальное кино. Но театральная режиссура и документалистика не противоречат друг другу. Ведь и тут, и там я рассказываю историю про то, что думает и чувствует человек, и это самое важное. Ну а форма – будь то театральная постановка или телефильм – это уже вторично. Главное – человеческая история.
Автор: Ольга Скробина
Фото Ирины Штольба
Фото Ирины Штольба
Другие новости раздела «Культура»
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели, как учились, работали и отдыхали в ХХ веке
Культура
24 апреля 2024
Ярославцы увидели пермских богов
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели батики Елены Ширяевой
Культура
22 апреля 2024
Ярославцы узнали истории земляков времен Первой мировой войны
Культура
26 апреля 2024
Наброски Божественной комедии показали ярославцам
Комментарии