14:09
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 мая 2017

Под покровительством альта

Критики называют его Паганини альта. Гордый, импозантный, с длинными волосами (такие были в моде, когда он мальчишкой играл на гитаре песни «Битлз») Юрий Башмет притягивает, очаровывает. На пресс­конференции накануне открытия Международного музыкального фестиваля Мистер альт рассуждал обо всем понемногу.

О молодых талантах и иностранцах

С ностальгией – о том, как в его жизни появилась скрипка. О том, какой переворот в его душе произвела знаменитая симфония номер 6 Петра Ильича Чайковского. С грустью – о потерянных молодых талантах, которые, получив образование в России, приезжают на тот же конкурс Чайковского как иностранцы и забирают премии. Самому Башмету в свое время предлагали стать главным дирижером Токийского филармонического оркестра. Такая же история была во Франции, Германии. Он отказался.

Рассказывал Башмет и о кулинарных предпочтениях. Но прежде всего о своем детище.

Фестиваль нашел свой дом в Ярославле 9 лет назад. Все начиналось с четырех концертов, теперь их гораздо больше, в том числе в области. В этом году концерты с участием маэстро прошли в Рыбинске, Угличе, поселке Борисоглебский, а с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы» – в Гаврилов-Яме, селе Вятском, поселках Борок и Некрасовское.

Впервые в рамках фестиваля состоялись две научные конференции. Одна посвящена немецкой романтической музыке XIX века Брамса – Шумана, другая – искусству игры на медных духовых инструментах. Ею прекрасно владеет британский ансамбль «London Brass» с 40-летней историей, входящий в десятку самых востребованных ансамблей в мире.

Произвели фурор на фестивале «Солисты Тронхейма». Норвежский камерный ансамбль уже имеет одну «Грэмми» и четыре номинации на эту же премию. «Норвежские мелодии» Грига звучали на диво современно.

Не покидай свою планету

Открыл фестиваль музыкально-драматический спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Жанр определить трудно: это и драма, и цирк, и концерт, и перформанс одновременно. Очень неожиданная сценография режиссера Виктора Крамера. На подиуме расположен оркестр, за дирижерским пультом – Юрий Башмет. Над ними возвышается скала, на которой пламенеют видеозакаты и плещутся видеоволны. Пустыня Сахара – квадратная песочница. Планеты представлены в виде воздушных шариков с видеопроекциями, цветы в виде гаечных ключей…

По словам Башмета, поначалу это был эксперимент. Но Константин Хабенский, который здесь и Маленький принц, и Летчик в одном лице, примерив на себя все персонажи Экзюпери, оказался человеком, не только способным сыграть несколько ролей, но и музыкальным. Хабенский не стесняется в присутствии самого Башмета управлять оркестром – просить его замолчать или, наоборот, вступить. Он играет честно, растрачивая себя без остатка. Летчик не по-сказочному, а по-настоящему умирает в пустыне Сахара и, как может, старается починить самолет. Но жажда, песок и жара делают свое дело – сам того не осознавая, он начинает грезить. В бреду он видит Маленького принца и ведет с ним философские беседы о дружбе и любви…

Получилась очень серьезная, трагичная, взрослая вещь, в которой нет ничего детского, морализаторского. Это история о силе, которая дается тому, кто смотрит сердцем, о том, что «самое прекрасное то, чего не увидишь глазами». О времени, которое убегает сквозь пальцы как песок.

Заключительный аккорд

Заключительным аккордом фестиваля стал гала-концерт «золотых» лауреатов международного конкурса имени Чайковского разных лет. Подлинным открытием стал обладатель шикарнейшего баритонального баса Ариунбаатар Ганбаатар. Солист Бурятского театра оперы и балета и Мариинского театра, участник престижного международного конкурса «Певец мира» в английском Уэльсе. А в Америке ему рукоплескали в музыкальном театре Метрополитен-опера и приглашали остаться там работать. В Ярославле певец из Монголии первый раз, и его искренне огорчило отсутствие в таком большом городе оперного театра. Зато Волковский привел в полный восторг.

– Это первый театр в России, он мне дает силу и энергию! – воскликнул Ариунбаатар, по-шамански воздев руки к небу. Русским языком он пока владеет плохо, но слово «драматический» произнес четко и без ошибок.

Судьба не сразу стала благосклонной к выросшему в степи артисту: во времена студенчества он подрабатывал на стройке и в такси. А потом в его жизни произошла судьбоносная встреча с концертмейстером и педагогом Даримой Линховоин, которую Ариунбаатар уважительно называет Багша (Учитель). В концерте в исполнении Ганбаатара прозвучала ария Елецкого из оперы «Пиковая дама», сочиненная Чайковским на собственные слова. Именно ее Ариунбаатар исполнял в Англии для королевы Елизаветы II. Также в его исполнении прозвучал вокальный хит классической эпохи – бравурная ария Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник».
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать