30 сентября 2020
В кино интересен лишь талант
В Ярославской области завершила работу лаборатория DocTrain под руководством ведущих документалистов России и Германии Марины Разбежкиной и Арне Биркенштока. Участники – непрофессиональные режиссеры документального кино со всей России – постигали азы мастерства монтажа, технологии для продвижения фильмов на международном рынке. Об особенностях документального кино беседуем с Мариной Разбежкиной.
– Марина Александровна, жанр документального кино был популярен в советские годы. Сейчас у широкого зрителя он востребован меньше. Но само документальное кино как-то отличается от того, каким оно было раньше, по темам, по стилю?
– Если сравнивать документальное кино с тем, каким оно было в конце XX века, то в первую очередь серьезно изменилась техника. Сегодня мы можем подойти к человеку очень близко. Раньше техника это сделать не позволяла. Благодаря этому мы работаем в совершенно другом фокусе.
– То есть вы можете себе позволить использовать крупные и сверхкрупные планы?
– Необязательно. Раньше аппаратура тоже позволяла делать крупные планы, но издалека. А сейчас мы работаем в очень близком для человека пространстве. Есть такое понятие – «зона змеи». У каждого человека существует своя личная зона, свое личное пространство.
У одного оно может быть полтора метра, у другого – метр. И второй человек не сможет подойти к первому на расстояние ближе полутора метров. А с появлением современной техники у нас есть возможность преодолеть это пространство и «вползти» в личную зону. Теперь мы можем рассмотреть человека с более близкого расстояния. И от того, рассматриваете вы человека издалека или вблизи, совершенно меняется формат фильма.
Последние 15 – 20 лет никак не сохранились в документальном кино. И не только в нашей стране, это проблема всего мира. Связано это с резким технологическим переходом от пленки к цифре. У нас богатый архив фильмов XX века, сейчас формируется архив современного документального кино. А где фильмы конца 90-х и нулевых? Их нет! И не потому, что не снимали, над фильмами работали. Только не был решен вопрос их сохранности. Первые цифровые носители были ненадежные, из-за чего многие работы утрачены. А значит, потеряно важное свидетельство совсем недавней эпохи.
– Насколько это доступно – снимать документальное кино?
– Практически любой человек может снять документальное кино. Современная техника позволяет:
берешь мобильный телефон и снимаешь. Обычный блогер может снять документальный фильм – грань между любителями и профессионалами стирается. Весь вопрос в том, насколько человек, который берет в руки гаджет, талантлив. Сегодня в Голливуде на айфон снимаются большие фильмы. Не имеет значения, что держат в руках, главное – кто держит.
– А играет какую-то роль специальное образование? Наверное, важно владеть техническими моментами…
– Технические моменты не столь важны, в конце концов, их освоить не так уж трудно. Главное – обнаружить в себе способность рассказать о человеке или о другом пространстве. Для этого кому-то нужно получать образование, кому-то – нет. У меня, например, нет кинематографического образования, но это мне не помешало снимать документальное кино.
Вот, например, мы в нашу школу документального кино абитуриентов обязательно тестируем, насколько они обладают способностями к работе в нашем жанре. Парадоксально, но лучшие результаты тестирования показывают те дети, которые прочитали меньше книг. У них взгляд на жизнь чистый, не искривлен грузом прочитанного.
– Сейчас на слуху документальные фильмы, которые делают Юрий Дудь, Ксения Собчак, например, про Колыму, про Чечню. Как вам их подход?
– Их фильмы нельзя в полной мере назвать документальным кино в привычном понимании. Это очень хорошая журналистская работа, но к самому понятию «документальное кино» не имеет никакого отношения. Мы не очень любим, когда такие работы называют документальными фильмами, просто потому, что от этого происходит путаница в определениях. Я очень люблю Дудя, мне кажется, его работы – очень хорошая журналистика.
– А что тогда имеет значение? Что делает снятые фильмы документальным кино?
– Так с ходу сложно объяснить… Все имеет значение. И в первую очередь, кто на кого смотрит. Режиссер должен быть абсолютной личностью, у которой есть собственный взгляд. Мы все видим не одно и то же, все видим не одинаково.
В современном документальном кино на первый план выходит личность человека, героя картины. И уже через него выходим на какие-то обобщения, смотрим на социум в целом.
– И этот взгляд надо как-то донести до людей…
– Надо, и для этого тоже надо как-то напрягаться.
– Существует множество ресурсов, платформ – таких, как ютуб. Вам они облегчают путь к зрителю?
– На самом деле мы практически не пользуемся ютубом. Свое кино мы показываем на фестивалях, в клубах. Зрителей очень много, они все разные, смотрят по-разному. Если же кто-то захочет выложить свой фильм на ютуб – ради Бога, но только если у него есть права на музыку, на видеоряд, иначе ютуб его забанит. Но есть платформы, созданные специально для документалистов. Это, например, платформа фестиваля «Артдокфест». В принципе достаточно много специальных платформ, куда режиссер-документалист может отдать свой фильм для показа.
– А зрители о них знают?
– Те, кто любит жанр документального кино, знают. Какие-то платформы платные, какие-то бесплатные. Много и заграничных платформ, где можно посмотреть документальное кино. И, знаете, все больше людей хотят смотреть документальное кино.
– Почему?
– Потому что реальности сейчас не хватает. Не случайно девиз нашей школы звучит так: «реальность не нае**шь». Этим все сказано.
– Не так давно американская киноакадемия Оскара выдвинула ряд критериев, которому должны соответствовать фильмы, претендующие на премию. Как эти критерии повлияют на документальное кино?
– Вопрос, что называется, точно по адресу. Летом этого года меня пригласили в состав киноакадемии. Думаю, мне бы точно прислали перечень требований, хоть по-английски, хоть в переводе на русский. Но никаких новых требований я не получала. Надеюсь, и не получу. Но если все-таки те критерии, о которых писали СМИ, вступят в силу, это будет означать гибель кинематографа. Ведь в кино интерес вызывает только талант тех, кто его сделал. А все остальное, даже то, что прописано в тех критериях, неважно.
– Если сравнивать документальное кино с тем, каким оно было в конце XX века, то в первую очередь серьезно изменилась техника. Сегодня мы можем подойти к человеку очень близко. Раньше техника это сделать не позволяла. Благодаря этому мы работаем в совершенно другом фокусе.
– То есть вы можете себе позволить использовать крупные и сверхкрупные планы?
– Необязательно. Раньше аппаратура тоже позволяла делать крупные планы, но издалека. А сейчас мы работаем в очень близком для человека пространстве. Есть такое понятие – «зона змеи». У каждого человека существует своя личная зона, свое личное пространство.
У одного оно может быть полтора метра, у другого – метр. И второй человек не сможет подойти к первому на расстояние ближе полутора метров. А с появлением современной техники у нас есть возможность преодолеть это пространство и «вползти» в личную зону. Теперь мы можем рассмотреть человека с более близкого расстояния. И от того, рассматриваете вы человека издалека или вблизи, совершенно меняется формат фильма.
Последние 15 – 20 лет никак не сохранились в документальном кино. И не только в нашей стране, это проблема всего мира. Связано это с резким технологическим переходом от пленки к цифре. У нас богатый архив фильмов XX века, сейчас формируется архив современного документального кино. А где фильмы конца 90-х и нулевых? Их нет! И не потому, что не снимали, над фильмами работали. Только не был решен вопрос их сохранности. Первые цифровые носители были ненадежные, из-за чего многие работы утрачены. А значит, потеряно важное свидетельство совсем недавней эпохи.
– Насколько это доступно – снимать документальное кино?
– Практически любой человек может снять документальное кино. Современная техника позволяет:
берешь мобильный телефон и снимаешь. Обычный блогер может снять документальный фильм – грань между любителями и профессионалами стирается. Весь вопрос в том, насколько человек, который берет в руки гаджет, талантлив. Сегодня в Голливуде на айфон снимаются большие фильмы. Не имеет значения, что держат в руках, главное – кто держит.
– А играет какую-то роль специальное образование? Наверное, важно владеть техническими моментами…
– Технические моменты не столь важны, в конце концов, их освоить не так уж трудно. Главное – обнаружить в себе способность рассказать о человеке или о другом пространстве. Для этого кому-то нужно получать образование, кому-то – нет. У меня, например, нет кинематографического образования, но это мне не помешало снимать документальное кино.
Вот, например, мы в нашу школу документального кино абитуриентов обязательно тестируем, насколько они обладают способностями к работе в нашем жанре. Парадоксально, но лучшие результаты тестирования показывают те дети, которые прочитали меньше книг. У них взгляд на жизнь чистый, не искривлен грузом прочитанного.
– Сейчас на слуху документальные фильмы, которые делают Юрий Дудь, Ксения Собчак, например, про Колыму, про Чечню. Как вам их подход?
– Их фильмы нельзя в полной мере назвать документальным кино в привычном понимании. Это очень хорошая журналистская работа, но к самому понятию «документальное кино» не имеет никакого отношения. Мы не очень любим, когда такие работы называют документальными фильмами, просто потому, что от этого происходит путаница в определениях. Я очень люблю Дудя, мне кажется, его работы – очень хорошая журналистика.
– А что тогда имеет значение? Что делает снятые фильмы документальным кино?
– Так с ходу сложно объяснить… Все имеет значение. И в первую очередь, кто на кого смотрит. Режиссер должен быть абсолютной личностью, у которой есть собственный взгляд. Мы все видим не одно и то же, все видим не одинаково.
В современном документальном кино на первый план выходит личность человека, героя картины. И уже через него выходим на какие-то обобщения, смотрим на социум в целом.
– И этот взгляд надо как-то донести до людей…
– Надо, и для этого тоже надо как-то напрягаться.
– Существует множество ресурсов, платформ – таких, как ютуб. Вам они облегчают путь к зрителю?
– На самом деле мы практически не пользуемся ютубом. Свое кино мы показываем на фестивалях, в клубах. Зрителей очень много, они все разные, смотрят по-разному. Если же кто-то захочет выложить свой фильм на ютуб – ради Бога, но только если у него есть права на музыку, на видеоряд, иначе ютуб его забанит. Но есть платформы, созданные специально для документалистов. Это, например, платформа фестиваля «Артдокфест». В принципе достаточно много специальных платформ, куда режиссер-документалист может отдать свой фильм для показа.
– А зрители о них знают?
– Те, кто любит жанр документального кино, знают. Какие-то платформы платные, какие-то бесплатные. Много и заграничных платформ, где можно посмотреть документальное кино. И, знаете, все больше людей хотят смотреть документальное кино.
– Почему?
– Потому что реальности сейчас не хватает. Не случайно девиз нашей школы звучит так: «реальность не нае**шь». Этим все сказано.
– Не так давно американская киноакадемия Оскара выдвинула ряд критериев, которому должны соответствовать фильмы, претендующие на премию. Как эти критерии повлияют на документальное кино?
– Вопрос, что называется, точно по адресу. Летом этого года меня пригласили в состав киноакадемии. Думаю, мне бы точно прислали перечень требований, хоть по-английски, хоть в переводе на русский. Но никаких новых требований я не получала. Надеюсь, и не получу. Но если все-таки те критерии, о которых писали СМИ, вступят в силу, это будет означать гибель кинематографа. Ведь в кино интерес вызывает только талант тех, кто его сделал. А все остальное, даже то, что прописано в тех критериях, неважно.
Автор: Ольга Скробина
Городские новости, №83
Городские новости, №83
Другие новости раздела «Культура»
Культура
11 ноября 2013
Ну, ты и кадр!
Культура
15 октября 2018
В Ярославле прошел Лермонтовский бал
Культура
03 февраля 2023
Ярославль передал титул столицы Тотального диктанта
Культура
25 февраля 2019
4,6 миллиона рублей направят на ремонт домов культуры Ярославской области
Культура
28 марта 2023
Руби капусту: фестиваль постной кухни в Ярославле вернулся в офлайн
Культура
30 марта 2020
В Ярославле открылась выставка о Героях России
Комментарии