
4 апреля 2018
Виталий АБДУЛОВ: Играть на голых нервах
В Ярославле побывал актер Виталий Абдулов, знакомый многим по популярным сериалам «Солдаты», «Кадетство», «Ранетки», «Молодежка». Виталий Зинурович возглавил жюри II открытого фестиваляконкурса «Театральный саквояж», а заодно провел мастеркласс. «Я не Тарковский, не Станиславский, но чем могу, помогу», – с предельной откровенностью обратился он к залу. Хорошее благородное лицо с русской грустинкой располагало.
– Виталий Зинурович, за два дня вы посмотрели большое количество работ. Их уровень?
– Увы, половина спектаклей были забракованы. С режиссерским замыслом, с воплощением все в порядке, но речь актеров оставляет желать лучшего. Зрители не слышат, о чем разговор, мысль до них не доходит. Тараторят без чувства, без толка. Внутренней наполненности нет, не верят в то, что говорят. Голос не идет, энергетика не идет. В итоге спектакль не рождает никаких эмоций. Люди начинают ходить туда-сюда, разговаривать, читать эсэмэски. Микрофон дает поблажки, и актер думает: «Что я буду с голосом париться?». В итоге выходит халтура. А ты попробуй без микрофона, чтобы с залом один на один, чтобы зрителя, как говорится, накрыло.
– Может быть, какой-то спектакль стал для вас приятным открытием?
– Пожалуй, «Сказка сказок» Московского драмтеатра имени Штейна. Впервые услышал «Чайник» Андерсена. У меня в телефоне не список фильмов, как сейчас модно, а список литературы, и теперь он пополнится этой сказкой.
– Окончив Иркутское театральное училище, вы поступили в школу-студию МХАТ. Как вам это удалось?
– В 2000 году в Иркутске на выпускных экзаменах меня заметила педагог из ГИТИСа Ольга Васильевна Фирсова и порекомендовала продолжить карьеру в Москве. Я играл тогда Мизгиря в «Снегурочке», Ильина в «Пяти вечерах» и Ивана Коломийцева в «Последних» Горького. Чем я ее так поразил? Умолчу, а то получится самовосхваление. Я и Олегу Табакову показывался, но он как раз в то время уехал в Америку, и Марку Захарову, но у него уже 4-й курс был. И Петру Фоменко, у которого был 3-й курс. Было бы сложно войти в отрывки и начать работать, как в театре. В итоге попал к ученику Фоменко Евгению Каменьковичу, который набирал 1-й курс.
– Прежде чем стать актером, вы долгое время искали свое место в жизни, сменив много профессий.
– И строителем-монтажником работал, я по первой профессии техник-строитель, и бетонщиком, и администратором кафе, и телохранителем, и даже санитаром в психбольнице.
– Вы и в Голливуде снимались?
– Громко сказано! Одну-единственную эпизодическую роль русского таксиста в фильме «Превосходство Борна». 3 или 4 пробы прошел. На маленький эпизодик американцы потратили целый день, так скрупулезно они относятся к работе в отличие от наших режиссеров, которые нет-нет да и позволят себе расслабиться. Герой фильма угонял мой автомобиль. Мы с мужиками-таксистами стоим, разговариваем, и подбегает этот с криками: «Мне нужна твоя одежда и твой автомобиль!». Поскольку он был очень матерым на вид, я даже драться с ним не стал, сказал, мол, забирай мою тачку и уезжай. Это было специально подготовленное каскадерское такси для трюков. Мне в него даже сесть не пришлось.
– Вряд ли эта роль пришлась вам по сердцу. А есть такая, что легла на душу?
– Театральная. Это шофер Саша Ильин из «Пяти вечеров». У нас с героем на тот момент совпали проблемы, жизненная ситуация. Я тогда тоже особо не сопротивлялся жизни, плыл по течению.
– Приходилось ли учиться чему-то новому для роли? В «Шукшинских рассказах» вы вот лесоруба сыграли.
– Что-что, а эта роль далась легко. Я очень хорошо тайгу знаю, очень много там исходил. Сначала с 50-килограммовым рюкзаком, а закончил тем, что с одним топором туда уходил и жил. Так что тайга – мой второй дом.
– И роль тренера Степнова в «Ранетках» вам, высокому, широкоплечему, пришлась весьма кстати.
– Да. Но там была сложность: любовная линия со школьницей. Запретная тема, щекотливая ситуация, которую надо было как-то прожить на экране. К тому же моему герою и музыкой пришлось заниматься, быть ответственным за ансамбль, а он человек, как бы это мягко сказать, не артистичный.
– А вы на каких-нибудь инструментах играете?
– На гитаре. Очень люблю русский рок, особенно группу «Чайф».
– Учитывая ваше спортивное прошлое, вы и в «Физруке» смогли бы сыграть Фому. Того самого принца на черном «гелике», живущего по понятиям.
– А мне предлагали эту роль! Я отказался. И безумно рад этому, потому что когда увидел в этой роли Диму Нагиева, понял: в этой режиссерской концепции Фому может сыграть только он. Степнов громкая роль, ее все знали. И вдруг перейти в следующий сериал?! Это нечестно по отношению к зрителю. Многие актеры любят перескакивать: сегодня он служит в морфлоте, а тут уже танкист, пехотинец. Я так не могу.
– В школьные годы вы серьезно занимались баскетболом. Играли за молодежную сборную Иркутска. Продолжаете играть на досуге?
– Было дело. Все-таки рост 192 сантиметра. Был разводящим. Играю периодически. Но в футбол больше играю. Тренирую женскую любительскую футбольную команду «Львицы».
– Как все успеваете?
– Сам удивляюсь. Недавно закончил съемки в мелодраме «Обратная сторона любви», где играю мужа одной из героинь. А так езжу по стране, провожу тренинги по личностному росту, мастер-классы по ораторскому мастерству.
– Что вы пожелаете тем, кто только начинает свой путь в этой профессии?
– Сто раз подумать. Хорошая актерская игра предполагает подвижную психику. То есть человек должен быть немножко психически неуравновешенным. Играть на голых нервах. Реагировать моментально на боль, обиду, любовь. А спокойному, одухотворенному человеку, относящемуся ко всему со смирением и любовью, это ремесло противопоказано. Я не видел таких людей, кроме, пожалуй, Георгия Вицина. Но и тот стал таким в зрелом возрасте, когда увлекся йогой и почти перестал играть. Я и сам медитацией занимался. Выходил на сцену, и мне все было фиолетово, хоть плюйте в меня. Это глубоко неправильно.
– Ваша дочка Алиса хочет стать актрисой? Сколько ей?
– В апреле будет 16. Она периодически задается таким вопросом. Но пока я не вижу азарта, блеска в ее глазах. Если увижу, я ей помогу.
– Ваша жена как-то связана со сценой?
– Я холост. Работаешь с утра до ночи – какая уж тут семья!
– Увы, половина спектаклей были забракованы. С режиссерским замыслом, с воплощением все в порядке, но речь актеров оставляет желать лучшего. Зрители не слышат, о чем разговор, мысль до них не доходит. Тараторят без чувства, без толка. Внутренней наполненности нет, не верят в то, что говорят. Голос не идет, энергетика не идет. В итоге спектакль не рождает никаких эмоций. Люди начинают ходить туда-сюда, разговаривать, читать эсэмэски. Микрофон дает поблажки, и актер думает: «Что я буду с голосом париться?». В итоге выходит халтура. А ты попробуй без микрофона, чтобы с залом один на один, чтобы зрителя, как говорится, накрыло.
– Может быть, какой-то спектакль стал для вас приятным открытием?
– Пожалуй, «Сказка сказок» Московского драмтеатра имени Штейна. Впервые услышал «Чайник» Андерсена. У меня в телефоне не список фильмов, как сейчас модно, а список литературы, и теперь он пополнится этой сказкой.
– Окончив Иркутское театральное училище, вы поступили в школу-студию МХАТ. Как вам это удалось?
– В 2000 году в Иркутске на выпускных экзаменах меня заметила педагог из ГИТИСа Ольга Васильевна Фирсова и порекомендовала продолжить карьеру в Москве. Я играл тогда Мизгиря в «Снегурочке», Ильина в «Пяти вечерах» и Ивана Коломийцева в «Последних» Горького. Чем я ее так поразил? Умолчу, а то получится самовосхваление. Я и Олегу Табакову показывался, но он как раз в то время уехал в Америку, и Марку Захарову, но у него уже 4-й курс был. И Петру Фоменко, у которого был 3-й курс. Было бы сложно войти в отрывки и начать работать, как в театре. В итоге попал к ученику Фоменко Евгению Каменьковичу, который набирал 1-й курс.
– Прежде чем стать актером, вы долгое время искали свое место в жизни, сменив много профессий.
– И строителем-монтажником работал, я по первой профессии техник-строитель, и бетонщиком, и администратором кафе, и телохранителем, и даже санитаром в психбольнице.
– Вы и в Голливуде снимались?
– Громко сказано! Одну-единственную эпизодическую роль русского таксиста в фильме «Превосходство Борна». 3 или 4 пробы прошел. На маленький эпизодик американцы потратили целый день, так скрупулезно они относятся к работе в отличие от наших режиссеров, которые нет-нет да и позволят себе расслабиться. Герой фильма угонял мой автомобиль. Мы с мужиками-таксистами стоим, разговариваем, и подбегает этот с криками: «Мне нужна твоя одежда и твой автомобиль!». Поскольку он был очень матерым на вид, я даже драться с ним не стал, сказал, мол, забирай мою тачку и уезжай. Это было специально подготовленное каскадерское такси для трюков. Мне в него даже сесть не пришлось.
– Вряд ли эта роль пришлась вам по сердцу. А есть такая, что легла на душу?
– Театральная. Это шофер Саша Ильин из «Пяти вечеров». У нас с героем на тот момент совпали проблемы, жизненная ситуация. Я тогда тоже особо не сопротивлялся жизни, плыл по течению.
– Приходилось ли учиться чему-то новому для роли? В «Шукшинских рассказах» вы вот лесоруба сыграли.
– Что-что, а эта роль далась легко. Я очень хорошо тайгу знаю, очень много там исходил. Сначала с 50-килограммовым рюкзаком, а закончил тем, что с одним топором туда уходил и жил. Так что тайга – мой второй дом.
– И роль тренера Степнова в «Ранетках» вам, высокому, широкоплечему, пришлась весьма кстати.
– Да. Но там была сложность: любовная линия со школьницей. Запретная тема, щекотливая ситуация, которую надо было как-то прожить на экране. К тому же моему герою и музыкой пришлось заниматься, быть ответственным за ансамбль, а он человек, как бы это мягко сказать, не артистичный.
– А вы на каких-нибудь инструментах играете?
– На гитаре. Очень люблю русский рок, особенно группу «Чайф».
– Учитывая ваше спортивное прошлое, вы и в «Физруке» смогли бы сыграть Фому. Того самого принца на черном «гелике», живущего по понятиям.
– А мне предлагали эту роль! Я отказался. И безумно рад этому, потому что когда увидел в этой роли Диму Нагиева, понял: в этой режиссерской концепции Фому может сыграть только он. Степнов громкая роль, ее все знали. И вдруг перейти в следующий сериал?! Это нечестно по отношению к зрителю. Многие актеры любят перескакивать: сегодня он служит в морфлоте, а тут уже танкист, пехотинец. Я так не могу.
– В школьные годы вы серьезно занимались баскетболом. Играли за молодежную сборную Иркутска. Продолжаете играть на досуге?
– Было дело. Все-таки рост 192 сантиметра. Был разводящим. Играю периодически. Но в футбол больше играю. Тренирую женскую любительскую футбольную команду «Львицы».
– Как все успеваете?
– Сам удивляюсь. Недавно закончил съемки в мелодраме «Обратная сторона любви», где играю мужа одной из героинь. А так езжу по стране, провожу тренинги по личностному росту, мастер-классы по ораторскому мастерству.
– Что вы пожелаете тем, кто только начинает свой путь в этой профессии?
– Сто раз подумать. Хорошая актерская игра предполагает подвижную психику. То есть человек должен быть немножко психически неуравновешенным. Играть на голых нервах. Реагировать моментально на боль, обиду, любовь. А спокойному, одухотворенному человеку, относящемуся ко всему со смирением и любовью, это ремесло противопоказано. Я не видел таких людей, кроме, пожалуй, Георгия Вицина. Но и тот стал таким в зрелом возрасте, когда увлекся йогой и почти перестал играть. Я и сам медитацией занимался. Выходил на сцену, и мне все было фиолетово, хоть плюйте в меня. Это глубоко неправильно.
– Ваша дочка Алиса хочет стать актрисой? Сколько ей?
– В апреле будет 16. Она периодически задается таким вопросом. Но пока я не вижу азарта, блеска в ее глазах. Если увижу, я ей помогу.
– Ваша жена как-то связана со сценой?
– Я холост. Работаешь с утра до ночи – какая уж тут семья!
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба
Фото Ирины Штольба
Другие новости раздела «Культура»
Культура
20 марта 2025
Ярославцы увидели акварели Ивана Бухарова
Культура
21 марта 2025
В Ярославле открылась Академия смеха

Культура
21 марта 2025
Министр культуры России Ольга Любимова оценила развитие учреждений культуры Ярославской области
Культура
21 марта 2025
Ярославцы увидели коллекцию Гусариных
Культура
20 марта 2025
В Ярославле открылась выставка «Змеи и лестницы»
Комментарии