22:42
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 февраля 2021

Дмитрий Петровский: «Рак такая же болезнь, как и все остальные»

Ярославская область остается регионом с традиционно высоким уровнем заболеваемости раком различной локализации. У женщин лидирует рак груди. Насколько успешно сейчас лечится эта болезнь? Можно ли ее победить? Эти и другие вопросы мы задали врачу-онкологу, доктору медицинских наук, профессору Дмитрию Петровскому.
– Дмитрий Александрович, как возникает рак?

– К сожалению, рак непредсказуем. Хотя для определенных видов механизм появления более или менее понятен. Но чаще всего это причины многокомпонентные. Поэтому нельзя сказать «у тебя нет плохой наследственности – рака не будет» или «ты ведешь здоровый образ жизни – рака не будет». Возникновение онкологии – сочетание многих причин, одна из которых основная.

– Я много раз читала, что рождение детей позволяет снизить вероятность рака груди у женщин. Это правда?

– В целом вероятность действительно несколько ниже. Но это не значит, что рожавшие не болеют. Если взять популяцию рожавших женщин, то в ней заболеют из 100 порядка 30 человек, а среди нерожавших из 100
– 34. Цифры очень приблизительные, я их привожу просто для того, чтобы вы поняли – разница несущественная.

– Если раньше люди смертельно боялись этой болезни, то сейчас бытует мнение, что рак – не так уж и страшно, все можно вылечить. В конце концов от сердечно-сосудистых заболеваний умирают гораздо больше людей. Как вы к этому относитесь?

– Злокачественная опухоль – это обычная болезнь. И, как и любая другая, она может убить человека. Люди умирают и от гриппа, и даже от кариеса. А бывает, человек успешно побеждает не одну, а несколько злокачественных опухолей за свою жизнь. Я, например, знаю пациента, у которого за время его долгой жизни выявили 5 (!) разных злокачественных опухолей. И он благополучно продолжает жить! Но почему-то рака до сих пор многие очень боятся. По сути, если речь идет о любой болезни, то дело не в ее названии. Нужно учитывать распространенность, тяжесть, сопутствующие заболевания, качество и своевременность лечения. На сегодняшний день большинство злокачественных опухолей считаются хроническими заболеваниями, при которых возможен длительный период ремиссии, часто превышающий период всей жизни человека.

– Можно ли распознать рак груди на ранней стадии? Всегда ли УЗИ, маммография и пункция, которые назначают пациентам для диагностики, показывают достоверный результат?

– Рак молочной железы, как и любой другой, можно и нужно распознавать на начальной стадии. Но только примерно 60 – 70% женщин в РФ приходят на лечение на относительно ранней стадии. Меж тем ведущим методом выявления рака молочной железы остается самодиагностика. То есть женщина сама обнаруживает новообразование и обращается к специалисту. Хотя в идеале каждая начиная с 25 лет должна ежегодно посещать врача-онколога, а он уже должен формировать пациентке диагностический алгоритм. Потому что кому-то будет достаточно УЗИ молочных желез, а кому-то назначены маммография и другие диагностические процедуры. Онколог, посмотрев на результаты, решит, нуждается ли женщина в дальнейшем обследовании и лечении.

– Не проще ли пойти и сразу сделать УЗИ?

– К сожалению, большинство женщин, обнаружив у себя какую-то проблему, поступают именно так. Идут и делают УЗИ молочных желез, а затем, не увидев в заключении врача-узиста «страшных слов», успокаиваются. Хотя в каждом заключении УЗИ написано «данное заключение не является диагнозом, требуется консультация врача-специалиста». К онкологу нужно идти обязательно! Только он может исключить наличие или отсутствие патологии.

– Является ли распространенная у женщин мастопатия предраковым заболеванием?

– Давайте начнем с того, что термин «мастопатия» сам по себе не является диагнозом. Если перевести его на русский язык, это патология молочной железы. Рак тоже в определенном смысле мастопатия. Часто устанавливаемый диазноз фиброзно-кистозная мастопатия по большому счету не что иное, как нормальное состояние молочной железы, в которой в норме могут быть и кисты, и фиброз. То, что называют фиброзно-кистозной мастопатией (врачи УЗИ или так называемые маммологи), предраковым заболеванием не является и никакой угрозы жизни не несет. Поэтому лучше не забивать себе голову, а раз в год профилактически посещать онколога.

– Как вы объясните феномен Дарьи Донцовой? Неужели реально вылечить рак груди на четвертой стадии?

– Я не совсем в курсе ее истории болезни, но, думаю, речь идет все же не о 4-й стадии заболевания, а о размере опухоли. Под 4-й стадией подразумевается наличие отдаленных метастазов. Видимо, у Донцовой была большая опухоль, которая уже начала распадаться. Но это совсем не значит, что у нее была 4-я стадия болезни. Человека редко убивает первичная опухоль. Это надо совсем на себя плюнуть и не ходить к врачу до тех пор, пока опухоль не врастет в крупный сосуд и человек не погибнет от массивного кровотечения. И у меня на памяти есть подобные случаи. Но это все же редкость. Тем не менее случаи, когда даже умные и интеллигентные вроде люди не идут к врачу, даже когда опухоль у них начинает кровить и, извините, пахнуть, известны. Что касается Дарьи Донцовой, то, вероятно, несмотря на большой размер опухоли, значительного отдаленного метастазирования не произошло. И ее лечение было хотя и достаточно долгим, но достаточно простым. Повторюсь: смерть при злокачественной опухоли чаще всего вызывают отдаленные метастазы. Вот при их наличии прогноз заболевания всегда сомнителен.

– А у вас были пациенты, которые чудесным образом выздоровели?

– Чудес не бывает. Все чудеса оказываются непониманием полной картины болезни. У меня был пациент, который при установленном раке желудка 4-й стадии в течение двух лет становился все упитаннее и здоровее. И когда стали досконально разбираться, оказалось, у него случайно так называемую пенетрирующую язву желудка, возникшую на фоне приема алкоголя, приняли за рак! Посадили его на обезболивающие наркотические анальгетики, он перестал выпивать, стал хорошо кушать. И язва закрылась. Вот так «излечился от рака».

– Какие оперативные методы лечения рака груди используются сегодня?

– При раке молочной железы есть несколько видов радикальных операций, часть из них с сохранением молочной железы или реконструкцией. У всех радикальных операций при раке молочной железы есть свои плюсы, но и есть и минусы. Грамотный доктор всегда расскажет о них своей пациентке и пояснит, почему он собирается выполнить именно такую операцию, а не иную.

– Какой шанс у женщины прожить долгую жизнь после проведения лечения? От чего это зависит? Можно ли сказать, что если пятилетний порог пройден, рак не вернется?

– Шанс прожить долгую и счастливую жизнь зависит от того, до метастазирования началось лечение или после. Если лечение начато своевременно, прожить долгую и счастливую жизнь в ремиссии и без возврата болезни практически 100 процентов. Но злокачественная опухоль – это хроническая болезнь, и она может вернуться и через 5, и через 25, и даже через 35 лет. Однако с каждым годом, следующим после окончания радикального лечения, при соблюдении всех рекомендаций врача шанс на рецидив заболевания становится все ниже.
Автор: Екатерина Ласточкина
Городские новости, №7

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать