3 июля 2019
Самая наболевшая льгота
Как устроено обеспечение граждан льготными лекарствами, из-за чего случаются сбои и что делается для того, чтобы тяжелобольные получали жизненно необходимые препараты? Об этом мы беседуем с заместителем директора департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Надеждой КОРЗИНОЙ
Не будь оптимистом, думай о будущем!
- Надежда Сергеевна, льготное обеспечение лекарствами идет из федерального и регионального бюджетов. Федеральная льгота определяется Законом «О государственной социальной помощи» и предоставляется гражданам девяти категорий от ветеранов и инвалидов до детей до 18 лет. Региональная льгота устроена иначе и предоставляется в зависимости от заболевания. Сколько бюджетных средств выделено на обеспечение обеих льгот в этом году?
– Из федерального бюджета выделено 270 миллионов рублей. За полгода отпущено ровно половина лекарственных препаратов – на 135 миллионов рублей. Из регионального выделен 1 миллиард рублей, лекарств выдано на 539 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году за этот же период федеральным льготникам предоставлено лекарств на 130 миллионов рублей, региональным — на 400 миллионов.
– В то же время в прошлом году было на 500 человек больше федеральных льготников и на 20 тысяч – региональных. Что произошло?
– По региональным сократилось число заболеваний, по которым предоставляется льгота. По федеральным идет процесс замены соцпакета на денежную компенсацию. В области проживают около 150 тысяч человек, имеющих право на федеральную льготу. 98 процентов из них от лекарств отказались.
– С чем связан отказ?
– Кто-то не принимает процесса импортозамещения. Кому-то физически трудно прийти в больницу и нет родственников.
– В чем вы видите опасность монетизации федеральной льготы (региональную льготу заменить деньгами нельзя)?
– Денежная компенсация в этом году составляет 860 рублей (в прошлом – 832 рубля). А средняя стоимость рецепта – все деньги делим на все обслуженные рецепты – составляет полторы тысячи рублей. На самом деле ущерб может быть больше. Если у «отказника» обостряется заболевание, региональный бюджет сразу обязан закупить на него лекарства. Но в бюджете он не запланирован! Надо срочно найти на это деньги, объявить аукцион на лекарства. Это месяц-полтора. Чтобы избежать этого, мы порой в ущерб другим больным перераспределяем уже имеющиеся лекарства. Все это создает большое напряжение.
- Сколько составляют неожиданные затраты регионального бюджета из-за такого поведения?
– Более 200 миллионов рублей в год. Потому мы постоянно разъясняем, что нужно сохранять федеральную льготу. Это страховка от задержки в получении лекарств. И от того, чтобы больной со своими 860 рублями не остался один на один с аптекой.
– Откуда аптека? Подключается же региональный бюджет!
– Речь о кардиологических заболеваниях. Они обеспечиваются федеральной льготой, но не региональной. В итоге «кардиологический отказник» будет приобретать лекарства сам. А средняя стоимость 5 препаратов «золотого стандарта» в кардиологии 5 – 7 тысяч рублей в месяц. Подчеркну, что 860 рублей гражданина и государства – разные деньги. Департамент здравоохранения покупает лекарства большими партиями, и их стоимость может доходить буквально до рубля.
Российское не значит некачественное
– К 2024 году объем отечественных лекарственных препаратов в «льготе» должен составлять 90 процентов, сейчас около 86. Пациенты говорят, что наши препараты хуже зарубежных. Это так?
– Нет. Качество российских препаратов, как правило, не отличается от импортных. Но они в разы дешевле. Почему? Чтобы вывести препарат на рынок, нужно его не только создать, но и провести клинические исследования и рекламную кампанию. Все это закладывается в стоимость. Однако через 10 лет после вывода препарата на рынок патентная защита на него заканчивается. В этот момент любые компании, в том числе и российские, могут этот патент купить. Препарат будет производиться по той же технологии, но его цена будет «очищена» от рекламы и апробации. Однако пациенты считают, что дешевый препарат хуже дорогого. Эта позиция, кстати, влияет на эффективность лечения.
– То есть работают психологические факторы?
– Конечно! Препараты, в которые не верят, помогают хуже. Сначала это фиксировалось в психиатрии. Там был сверхсложный переход на отечественные препараты. Пациенты отказывались от таблеток, даже если цвет оболочки отличался от привычного. Сейчас неприятие отечественных препаратов распространяется и на соматические заболевания.
– То есть эпидемия непатриотичного отторжения отечественного имеет место?
– Да. Хотя и департамент ведет разъяснительную работу, и врачи объясняют, что разница между импортным и отечественном препаратом может быть только в упаковке.
– И все же есть случаи, когда отечественный препарат действует хуже импортного?
– Случаются нежелательные побочные эффекты. Все побочные эффекты врач заносит в специальную карту фиксации побочных эффектов. Она есть у каждого льготника. Если у пациента появляются нежелательные эффекты, ему лекарства закупаются индивидуально. На это тратится примерно 14 миллионов рублей в год.
– Бывает ли, что врач по какому-нибудь негласному распоряжению закрывает глаза на побочные эффекты?
– Если он это сделает, то для пациента это плохо кончится. Врачи не возьмут на себя такую ответственность. Наоборот, они стараются фиксировать как можно больше побочных эффектов.
На что жалуются люди
– Процитирую письмо нашего читателя Александра Киселева: «Моя мама 82 лет болеет сахарным диабетом. 26 февраля она пошла получить инсулин в поликлинику № 2 на ул. Ньютона. Там четыре часа простояла в очереди к врачу и услышала: лекарств больше нет. Записаться на следующий прием к терапевту мама не смогла. В регистратуре ей предложили прийти 11 апреля за «талончиком». Та же ситуация была в январе этого года». «Городские новости» сделали запрос в департамент здравоохранения и получили официальный ответ. Он сводился к тому, что инсулины по льготам закуплены полностью и рецепты на них выписывают. Однако из-за нехватки в поликлинике 5 участковых терапевтов «доступность плановой терапевтической помощи составляет 4 дня ожидания». Департамент утверждал, что если бы бабушка брала явку не в регистратуре, а на сайте «Мединфо», то попала бы к терапевту через два дня. Что же делать старикам, если они не умеют пользоваться Интернетом?
– Записаться к терапевту можно несколькими способами. При очередном визите можно запланировать явку на следующий месяц, можно записаться в регистратуре очно или по телефону, можно через инфомат в больнице или по сети Интернет. Для записи по Интернету пожилым людям лучше попросить помощи у родственников, соседей. Если таких нет, то помогут «Волонтеры-медики»: Корнева Мария Ивановна, тел. 8(915) 998-75-28, Кулибина Ольга Валерьевна, тел. 8(961) 022-28-14, https://vk.com/vod_vm_yar.
– Из этого примера видно, что большое число жалоб поступает на очереди за льготными лекарствами. Где возникают проблемы в логистике их получения?
– Сложности бывают в тех поликлиниках, где еще не внедрено «бережливое производство». Там льготники действительно тратят много сил и времени. Раз в месяц им нужно прийти к терапевту для заполнения карты, затем в этой же поликлинике обратиться в единое окно выписки рецептов. Если выписывается 5 и более рецептов, а таких пациентов в льготе большинство, нужно встать в третье окно для получения заключения врачебной комиссии о том, что выписанные препараты будут сочетаться между собой. Дальше пойти в пункт выдачи препаратов либо здесь же в больнице, либо в специально аккредитованной аптеке. И так каждый месяц.
– Что делается для того, чтобы очередей не было?
– К 2024 году все поликлиники будут модернизированы, и рецепты сможет выписывать участковый терапевт. Сейчас многие льготники уже имеют право выписки рецептов на три месяца. Минздрав готовит законопроект, по которому рецепты можно будет выписывать на полгода.
– Люди жалуются, что имеют право выписывать рецепт на три месяца, а им выписывают на месяц. Почему?
– Не для того, чтобы измучить пациента частыми визитами, а чтобы постоянно наблюдать за его состоянием и не допускать ухудшения.
– Наш читатель Владимир Константинович К. несколько месяцев не может выкупить льготные кардиологические препараты и вынужден приобретать их сам. Почему идет необеспечение препаратами и может ли наш читатель вернуть потраченные на них деньги?
– Причины необеспечения могут быть разными. Например, срываются аукционы на поставку, препарат или его субстанция находятся под санкциями. Бывает, препарат уже закуплен, но еще не произошла его разгрузка. В любом случае, если лекарства в аптеке сейчас нет, фармацевт должен записать рецепт в журнал отсроченного ожидания. Когда лекарство появится, льготнику позвонят. Информацию по отсроченным рецептам еженедельно контролирует Росздравнадзор. Но если звонка нет более 30 дней, нужно звонить на «горячую линию» департамента здравоохранения 40-04-77. Мы примем срочные меры.
СПРАВКА
На июнь 2019 года получателями льготных лекарств являются 179213 жителей Ярославской области.
Из них 19544 имеют федеральную льготу и 159669 – региональную. Среди них в обеих льготах детей младше 18 лет – 76862 человека. Наибольшее количество льготополучателей больны сахарным диабетом – 47337 человек. 23185 человек имеют онкологические заболевания, 8317 – бронхиальную астму.
- Надежда Сергеевна, льготное обеспечение лекарствами идет из федерального и регионального бюджетов. Федеральная льгота определяется Законом «О государственной социальной помощи» и предоставляется гражданам девяти категорий от ветеранов и инвалидов до детей до 18 лет. Региональная льгота устроена иначе и предоставляется в зависимости от заболевания. Сколько бюджетных средств выделено на обеспечение обеих льгот в этом году?
– Из федерального бюджета выделено 270 миллионов рублей. За полгода отпущено ровно половина лекарственных препаратов – на 135 миллионов рублей. Из регионального выделен 1 миллиард рублей, лекарств выдано на 539 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году за этот же период федеральным льготникам предоставлено лекарств на 130 миллионов рублей, региональным — на 400 миллионов.
– В то же время в прошлом году было на 500 человек больше федеральных льготников и на 20 тысяч – региональных. Что произошло?
– По региональным сократилось число заболеваний, по которым предоставляется льгота. По федеральным идет процесс замены соцпакета на денежную компенсацию. В области проживают около 150 тысяч человек, имеющих право на федеральную льготу. 98 процентов из них от лекарств отказались.
– С чем связан отказ?
– Кто-то не принимает процесса импортозамещения. Кому-то физически трудно прийти в больницу и нет родственников.
– В чем вы видите опасность монетизации федеральной льготы (региональную льготу заменить деньгами нельзя)?
– Денежная компенсация в этом году составляет 860 рублей (в прошлом – 832 рубля). А средняя стоимость рецепта – все деньги делим на все обслуженные рецепты – составляет полторы тысячи рублей. На самом деле ущерб может быть больше. Если у «отказника» обостряется заболевание, региональный бюджет сразу обязан закупить на него лекарства. Но в бюджете он не запланирован! Надо срочно найти на это деньги, объявить аукцион на лекарства. Это месяц-полтора. Чтобы избежать этого, мы порой в ущерб другим больным перераспределяем уже имеющиеся лекарства. Все это создает большое напряжение.
- Сколько составляют неожиданные затраты регионального бюджета из-за такого поведения?
– Более 200 миллионов рублей в год. Потому мы постоянно разъясняем, что нужно сохранять федеральную льготу. Это страховка от задержки в получении лекарств. И от того, чтобы больной со своими 860 рублями не остался один на один с аптекой.
– Откуда аптека? Подключается же региональный бюджет!
– Речь о кардиологических заболеваниях. Они обеспечиваются федеральной льготой, но не региональной. В итоге «кардиологический отказник» будет приобретать лекарства сам. А средняя стоимость 5 препаратов «золотого стандарта» в кардиологии 5 – 7 тысяч рублей в месяц. Подчеркну, что 860 рублей гражданина и государства – разные деньги. Департамент здравоохранения покупает лекарства большими партиями, и их стоимость может доходить буквально до рубля.
Российское не значит некачественное
– К 2024 году объем отечественных лекарственных препаратов в «льготе» должен составлять 90 процентов, сейчас около 86. Пациенты говорят, что наши препараты хуже зарубежных. Это так?
– Нет. Качество российских препаратов, как правило, не отличается от импортных. Но они в разы дешевле. Почему? Чтобы вывести препарат на рынок, нужно его не только создать, но и провести клинические исследования и рекламную кампанию. Все это закладывается в стоимость. Однако через 10 лет после вывода препарата на рынок патентная защита на него заканчивается. В этот момент любые компании, в том числе и российские, могут этот патент купить. Препарат будет производиться по той же технологии, но его цена будет «очищена» от рекламы и апробации. Однако пациенты считают, что дешевый препарат хуже дорогого. Эта позиция, кстати, влияет на эффективность лечения.
– То есть работают психологические факторы?
– Конечно! Препараты, в которые не верят, помогают хуже. Сначала это фиксировалось в психиатрии. Там был сверхсложный переход на отечественные препараты. Пациенты отказывались от таблеток, даже если цвет оболочки отличался от привычного. Сейчас неприятие отечественных препаратов распространяется и на соматические заболевания.
– То есть эпидемия непатриотичного отторжения отечественного имеет место?
– Да. Хотя и департамент ведет разъяснительную работу, и врачи объясняют, что разница между импортным и отечественном препаратом может быть только в упаковке.
– И все же есть случаи, когда отечественный препарат действует хуже импортного?
– Случаются нежелательные побочные эффекты. Все побочные эффекты врач заносит в специальную карту фиксации побочных эффектов. Она есть у каждого льготника. Если у пациента появляются нежелательные эффекты, ему лекарства закупаются индивидуально. На это тратится примерно 14 миллионов рублей в год.
– Бывает ли, что врач по какому-нибудь негласному распоряжению закрывает глаза на побочные эффекты?
– Если он это сделает, то для пациента это плохо кончится. Врачи не возьмут на себя такую ответственность. Наоборот, они стараются фиксировать как можно больше побочных эффектов.
На что жалуются люди
– Процитирую письмо нашего читателя Александра Киселева: «Моя мама 82 лет болеет сахарным диабетом. 26 февраля она пошла получить инсулин в поликлинику № 2 на ул. Ньютона. Там четыре часа простояла в очереди к врачу и услышала: лекарств больше нет. Записаться на следующий прием к терапевту мама не смогла. В регистратуре ей предложили прийти 11 апреля за «талончиком». Та же ситуация была в январе этого года». «Городские новости» сделали запрос в департамент здравоохранения и получили официальный ответ. Он сводился к тому, что инсулины по льготам закуплены полностью и рецепты на них выписывают. Однако из-за нехватки в поликлинике 5 участковых терапевтов «доступность плановой терапевтической помощи составляет 4 дня ожидания». Департамент утверждал, что если бы бабушка брала явку не в регистратуре, а на сайте «Мединфо», то попала бы к терапевту через два дня. Что же делать старикам, если они не умеют пользоваться Интернетом?
– Записаться к терапевту можно несколькими способами. При очередном визите можно запланировать явку на следующий месяц, можно записаться в регистратуре очно или по телефону, можно через инфомат в больнице или по сети Интернет. Для записи по Интернету пожилым людям лучше попросить помощи у родственников, соседей. Если таких нет, то помогут «Волонтеры-медики»: Корнева Мария Ивановна, тел. 8(915) 998-75-28, Кулибина Ольга Валерьевна, тел. 8(961) 022-28-14, https://vk.com/vod_vm_yar.
– Из этого примера видно, что большое число жалоб поступает на очереди за льготными лекарствами. Где возникают проблемы в логистике их получения?
– Сложности бывают в тех поликлиниках, где еще не внедрено «бережливое производство». Там льготники действительно тратят много сил и времени. Раз в месяц им нужно прийти к терапевту для заполнения карты, затем в этой же поликлинике обратиться в единое окно выписки рецептов. Если выписывается 5 и более рецептов, а таких пациентов в льготе большинство, нужно встать в третье окно для получения заключения врачебной комиссии о том, что выписанные препараты будут сочетаться между собой. Дальше пойти в пункт выдачи препаратов либо здесь же в больнице, либо в специально аккредитованной аптеке. И так каждый месяц.
– Что делается для того, чтобы очередей не было?
– К 2024 году все поликлиники будут модернизированы, и рецепты сможет выписывать участковый терапевт. Сейчас многие льготники уже имеют право выписки рецептов на три месяца. Минздрав готовит законопроект, по которому рецепты можно будет выписывать на полгода.
– Люди жалуются, что имеют право выписывать рецепт на три месяца, а им выписывают на месяц. Почему?
– Не для того, чтобы измучить пациента частыми визитами, а чтобы постоянно наблюдать за его состоянием и не допускать ухудшения.
– Наш читатель Владимир Константинович К. несколько месяцев не может выкупить льготные кардиологические препараты и вынужден приобретать их сам. Почему идет необеспечение препаратами и может ли наш читатель вернуть потраченные на них деньги?
– Причины необеспечения могут быть разными. Например, срываются аукционы на поставку, препарат или его субстанция находятся под санкциями. Бывает, препарат уже закуплен, но еще не произошла его разгрузка. В любом случае, если лекарства в аптеке сейчас нет, фармацевт должен записать рецепт в журнал отсроченного ожидания. Когда лекарство появится, льготнику позвонят. Информацию по отсроченным рецептам еженедельно контролирует Росздравнадзор. Но если звонка нет более 30 дней, нужно звонить на «горячую линию» департамента здравоохранения 40-04-77. Мы примем срочные меры.
СПРАВКА
На июнь 2019 года получателями льготных лекарств являются 179213 жителей Ярославской области.
Из них 19544 имеют федеральную льготу и 159669 – региональную. Среди них в обеих льготах детей младше 18 лет – 76862 человека. Наибольшее количество льготополучателей больны сахарным диабетом – 47337 человек. 23185 человек имеют онкологические заболевания, 8317 – бронхиальную астму.
Автор: Елена Солондаева
Фото из соцсетей
Фото из соцсетей
Другие новости раздела «Здоровье»
Здоровье
15 декабря 2020
Еще четверо жителей Ярославской области умерли от коронавируса
Здоровье
06 августа 2014
Без очередей и явочек
Здоровье
23 апреля 2015
Предупрежден – значит вооружен
Здоровье
27 июня 2019
Ярославский департамент здравоохранения взялся за решение проблемы очередей за льготными лекарствами в аптеке на Угличской
Здоровье
19 октября 2018
В Ярославле проходит день борьбы с остеопорозом
Здоровье
07 мая 2020
Части ярославских медиков установят дополнительные выплаты
Комментарии