08:31
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
16 июня 2014

Местное самоуправление: перезагрузка

Уже нынешней осенью депутаты областной думы решат, будут ли ярославцы по­прежнему напрямую выбирать градоначальника или его сменит сити­менеджер. Именно народным избранникам это право делегирует новый вариант закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В конце мая Президент РФ Владимир Путин поставил под ним свою подпись.

 

Власть  советам?
   Согласно изменениям в 131-ФЗ депутаты областной думы должны выбрать, как и кем будет осуществляться управление Ярославлем. Федеральный закон предполагает выбор фактически из двух вариантов. Главу муниципального образования можно избрать из состава представительного органа власти или традиционно – путем прямого волеизъявления населения.
   Первый сценарий может быть реализован следующим образом. Жители Ярославля, который, как известно, разделен на шесть районов, в каждом сначала изберут своих депутатов. То есть заволжане сформируют свой районный совет, ленинцы – свой и так далее. Затем эти депутаты из своего состава выберут депутатов городской думы. И уже новый представительный орган решит, кому же доверить управление городом. Кандидата на эту должность в этом случае предложит губернатор, а специально сформированная конкурсная комиссия оценит преимущества и недостатки каждого претендента на высокий пост.
Что касается территориальных районных администраций, то они тоже будут управляться главами, выбранными местными депутатами. Более того, у каждого района будет сформирован свой бюджет, а значит, на этот уровень также делегируют ряд полномочий. Заметим, что как с районным, так и с городским сити-управленцем  подпишут контракт. Если кто-то из них с работой не справится, от занимаемой должности он будет освобожден.

   Сегодня главы районных администраций считают вопрос формирования бюджета при реализации этого сценария самым главным. Пока им даже непонятно, какой объем полномочий им делегируют. Одно дело взять на баланс учреждения культуры и спорта, другое – всю социальную сферу, включая имущественный комплекс и земельные участки. Кстати, вполне возможно, что территориальные администрации получат право вести новое строительство. Формирование бюджета может быть тоже разным. Он может быть сформирован как за счет налоговых отчислений предприятий, находящихся на его территории, так и за счет дотаций и субвенций из городского бюджета.
   Что касается возрождающегося института районных Советов народных депутатов, то ведь, чтобы совет полноценно работал, депутатский корпус надо где-то разместить, обеспечить народных избранников кабинетами, бумагой… Не забудем о расходах на транспорт, официальную публикацию нормативных актов.

Народ голосует за выборы
   Второй вариант упомянутого федерального закона предлагает оставить прямые выборы мэров населением. Надо сказать, что за реализацию подобного сценария выступают, по данным социологов «Левада-центра», более семидесяти процентов жителей крупных российских городов.
   Ярославцы также голосуют за то, чтобы сохранить за собой это право.
   – Наш звонковый центр Аналитического центра Leancor провел телефонный опрос взрослых жителей города, – рассказывает кандидат социологических наук Евгений Голубев. – Мы задали 500 респондентам следующий вопрос: «Скажите, Вы лично выступаете за избрание мэров крупных городов населением?» Как видно из приведенной диаграммы, подавляющее большинство на этот вопрос ответили утвердительно, так что, как говорится, комментарии излишни.

   – Какой из двух сценариев будет выбран для Ярославля – решать губернатору и областной думе. Я лично думаю, что выборы мэра в Ярославле останутся. Когда у человека есть выбор, он лучше понимает, кого и для чего он выбирает, и за свой выбор отвечает. Хотя варианты есть, во многих городах успешно работают сити-менеджеры, и хаять эту схему неправильно, –считает первый заместитель мэра города Ярославля Александр Нечаев. – Что касается создания районных Советов депутатов, на мой взгляд, эта схема не будет оптимальной для Ярославля. В свое время это все было, формировались бюджеты в каждом районе, а районы были наделены определенными полномочиями в области образования, спорта, культуры. И когда принималось решение по объединению полномочий и финансирования на уровень города, просчитывалась целесообразность такого шага – и финансовая, и собственно управления. Все районы имеют разную налогооблагаемую базу. Где-то есть сильные предприятия, которые способны стать налоговой базой района, а где-то средств будет не хватать. В любом случае такой вариант станет «раздиранием» существующей системы, город будет лихорадить. Кроме того, считаю, что создание советов в районах ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет. Пока непонятны функции и, соответственно, будущие финансовые нормативы на районы, но, вероятно, возникнет необходимость усиливать аппарат, что увеличит финансовое бремя. Пока очень много непонятного. Когда появятся подзаконные акты, можно будет более четко оценить ситуацию.

   По словам Андрея Крутикова, председателя комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления облдумы, региональные депутаты рассмотрение вопроса о принятии поправок в упомянутый закон отодвинули на осень. По мнению Андрея Геннадьевича, несмотря на то что большинство его коллег выступают за прямые выборы мэров, лично он считает, что вариант с сити-менеджером для Ярославля наиболее предпочтителен, поскольку «практически исключает приход во власть случайных и некомпетентных людей». Народный избранник ссылается на примеры Белгорода и Калуги. В этих городах работают назначенные люди и, как считает г-н Крутиков, работают хорошо. Впрочем, справедливости ради надо признать, что далеко не все жители этих городов с ним согласны, более того, люди говорят, что сама процедура назначения на должность главы муниципального образования носит непрозрачный характер. Однако как бы там ни было, а социально-экономические показатели развития этих городов остаются очень даже неплохими.
   – Безусловно, для власти удобнее назначать мэров, – считает Татьяна Акопова, доцент ЯрГУ, кандидат социологических наук. – Это удобнее, потому что таким образом проще обеспечить их подконтрольность и выстроить властную вертикаль. Когда вопрос решается в пользу прямых выборов,  возникает масса сложностей. Например, проштрафившегося мэра весьма непросто освободить от занимаемой должности. Так, в Уставе города Ярославля написано, что только получившего два года подряд  «неуд» мэра можно отстранить от должности. Оценку градоначальнику ставят сами депутаты, но выходит, что им надо два года ждать, прежде чем поставить окончательную точку в споре.
   Не секрет, что довольно часто между губернаторами российских регионов и мэрами областных центров возникают противоречия, которые дестабилизируют ситуацию на местах. Если губернатор будет активно участвовать в подборе кандидатуры на пост градоначальника, подобных разногласий всегда можно избежать.
   В Конституции РФ записано: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Как решится вопрос в Ярославле, покажет осенняя сессия Ярославской областной думы.
Людмила ДИСКОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать