03:00
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 августа 2008

Путин в сетевой деревне

С появлением в Ярославле компьютерных сетей – FIDO, а потом Интернета – возникло феноменальное общественное явление: сетевого имени – ника и сетевого двойника – виртуала. В совокупности они дают ключ к пониманию новой формы существования социума – мировой деревни, рождение которой происходит на наших глазах.        – Избушка какай-та... – с этих слов Путин начал свое электоральное возвышение на территории ярославских форумов. Путин – довольно известная на популярном городском форуме «Ярпортал» личность. Что можно узнать из его дела – «профиля учетной записи», который есть у каждого зарегистрированного на форуме человека? Статус Путина – «эксперт по всем вопросам». Но наиболее активен он как эксперт гендерных стратегий. В теме «межполового трепа» ему принадлежит пятая часть всех сообщений участников диалога. Всего за ярославским Путиным замечено более шести с половиной тысяч выступлений. За три года своей жизни на форуме он держал речь едва ли не чаще, чем его властительный прототип за аналогичный период президентства.       

Всего же сетевых двойников у премьера несколько сотен. В «Живом журнале» можно найти несколько десятков дневников с фабулами: «Я – Путин», «Пресидентчег», «Фан-клуб». Одни пользователи дублируют интересы и стиль общения первого лица, другие – пародируют. Исходная личность известна нам как человек в словах конкретный, способный к эмоции только в кризисные моменты, занятый до закрытости. А его сетевые дневники…
      

– Они дают реферальную систему имиджевого присутствия, где статус исходного, реального человека дополняется имитациями до многопланового образа живого человека, – обобщает свои наблюдения доктор культурологи, профессор педуниверситета Евгений Ермолин.
      

Рефералы Путина – те, кто использует его имя как собственное, получая взамен часть имиджевого капитала бывшего президента – политический или карикатурный. Называться вождем, конечно, лестно. Но его имидж может использоваться и для получения собственной выгоды. Например, для социальной инженерии: для дискредитации прототипа, корректировок общественных мнения и сознания, работы с сетевым образом или мифом.
      

Сетевая личность рождается в момент регистрации на сайте учетной записи – закреплением за ником пароля доступа и адреса электронной почты. Человек, зарегистрировавшейся в сети, как правило, берет другое имя, отличающееся от реального. Аватара – картинка под именем – также может не совпадать с реальной фотографией. Манера речи порой изобилует знаками и звукосочетаниями, не воспроизводимыми буквально. Среди хобби может затесаться, например, охота за шушпанчиками. Этот вымышленный зверь, впрочем, сам может объявить вендетту своим преследователям. Скажем, разрушить их компьютеры с помощью вируса, изменяющего параметры работы оборудования.
      

Если герои девяностых – бандиты и «новые русские» – получали прозвища за личные качества и действовали в рамках неписанного закона жестокой реальности, то персонажи Сети сами выбирают себе и имя, и закон, и реальность. Они существуют в сказочном, мифологическом мире. Сетевое имя – ник – защищено только паролем, который его обладатель использует при входе в сеть. Но пароль можно легко добыть хитростью. А можно просто имитировать чью-то сетевую личность, использовать похожий ник, копировать аватару и манеру речи. Как и в случае с Путиным, авторитет имени в Интернете дороже денег.
      

Например, на том же «Ярпортале» распространение получила система двойников. Украден был однажды пароль к учетной записи журналиста, известного в Сети под ником Вопрошун. В итоге два человека выходили в Сеть под его ником. Впрочем, коллеги Вопрошуна к сетевому вандализму отнеслись с присущей журналистам проницательностью.
      

– А мне нравится, что появился второй Вопрошун, – рассуждал Mr. Fludogon, завсегдатай профессионального форума журналистов. – Быть может, между ними начнется конкуренция, в результате которой мы получим предложение, оптимально отвечающее соотношению цена – качество. Иными словами, даешь Вопрошунов – хороших и разных!
      

Такая позиция – следствие своего рода игры, где имя определяет и жизненную позицию, и модель поведения. Реальная личность, как правило, довольно далека от сетевой. За регистрацией в Мировой паутине стоят акт самоутверждения и попытка преодолеть себя. Здесь главенствует принцип: сменив одно, приобретаешь другое. Чтобы уже, например, Путиным жить в Сети.
      

Почему же в Сети человек создает искусственную личность?
      

– Вне Интернета у человека есть имя и фамилия. Человеческое имя в современном мире удобно для инвентаризации людей, для создания модели паспорта. Но имя человека – универсально. Оно не указывает на уникальные характеристики личности его носителя. Вот и появляются клички, прозвища. А в связи с глобализацией возникает ник, – объясняет природу сетевого имени кандидат философии, преподаватель технического университета Леонид Петряков. – Сейчас время особое. Чтобы выжить, человек стремительно развивается, меняет свои личностные качества. Отсюда – желание оторваться от паспортного имени. Ведь характеристики, которое оно несет с рождения, уже не соответствуют поведенческой линии человека. А поскольку вариация личностных свойств, подразумеваемая паспортным именем, ограничена, с помощью ника, называя себя сам, человек и добирает необходимые ему характеристики. Так он позиционирует себя. Человек, выбирая себе ник, закладывает в нем круг своих интересов, уникальных для общества свойств. Как бы говорит: «Я – такой. Я отвечаю за эту сферу. Я в ней компетентен». Назовется херувимом – значит, должен быть либо ангельски терпелив, либо свободен духом, либо разбираться в богословии. Своим ником человек как бы очерчивает круг будущих друзей, приглашая к общению или отвергая его.
      

По нику, по тому как человек в Сети привык изъясняться, можно понять к какой группе он принадлежит, чем увлекается, с кем хочет дружить. Глобализация информационного пространства приводит ведь не к формированию однородной массы унифицированных людей. Наоборот, она позволяет людям, не связанным ни географией, ни возрастом, ни образом жизни, взаимодействовать друг с другом. Человека, вошедшего в Сеть под ником, воспринимают по упрощенной схеме: ты тот, кем ты хочешь казаться. Поэтому найти единомышленников облаченному ником становится гораздо проще. В результате на том же «Ярпортале» формируется множество профессиональных сообществ, не ограниченных по количеству участников и объему обсуждаемых тем. Как правило, члены форумного сообщества заинтересованы в профессиональном росте и эффективности общего труда.
      

Поэтому на форумах выстраиваются свои системы иерархии, специализации, авторитета и доверия. Ведь один человек не может единовременно поддерживать контакт с тысячью, доказывать собственную нужность и уникальность, постоянно концентрироваться на проблеме. Но в случае неудачи он может сменить ник и сетевой образ, попробовав себя в новом качестве. В конце концов, он найдет себе новых друзей.
      

В Сети все довольно просто – минимум характеристик: аватар, ник, подпись к нику и упрощенный язык. Вы можете сдружиться с человеком, живущим от вас за тысячи миль. А можете наладить отношения с соседом, которого почему-то считали снобом. Такой мир без границ канадский философ Маршалл Маклюэн обозначил понятием «мировая деревня». В ней виртуальный статус может легко стать реальным. Друзья по форуму могут помочь в настоящей беде, а подружка из Интернета стать женой.
      

…На первых порах Путина в ярославских форумах занимала тема досуга и электронных коммуникаций. Впрочем, довольно скоро он открыл себя как виртуальный специалист сферы гендерных отношений. Провозвестником его сетевой карьеры стала фраза:
      

– Эх... нашла свинья свое счастье....
      

Что было повторено дважды по итогу в «Теме не про секс», созданной двойником немецкого философа Вебера. Контакт с виртуальным двойником социолога XIX века позволил электронному двойнику президента надолго прописаться в сетевой деревне «Ярпортала» в качестве личности востребованной. Неизвестно, обладает ли этот Путин своей политической платформой. Сомнительно, что ярпортальский Вебер разделяет взгляды своего прототипа по поводу Маркса. Зато с первым можно посоветоваться относительно покупки сотового. А второй – талантливый популяризатор общественных наук. И пока им подобные функционируют в сетевом пространстве, прошлое – ближе, а будущее – ярче. Ведь прежде, чем создавать мировую сетевую деревню, надо свой город хотя бы по никам знать.
      

Автор: Алексей КАЛЮГИН

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать