История про гения и злодея началась в половине десятого вечера. Столь позднее начало – мера вынужденная. Организаторы фестиваля ждали, когда на город опустится тьма. Полумраку городского выставочного зала не должен мешать уличный свет – иначе весь эффект пропадет. Красные и синие лучи прожекторов высвечивали оркестр московского театра «Новая опера». Зазвучала музыка Антонио Сальери – бравурный фрагмент одной из опер. Музыку этого композитора знают лишь профессионалы-меломаны. Широкой публике вряд ли доводилось слышать произведения человека, более известного как «отравитель Моцарта».
Справедливости ради спектакль должен был именоваться «Антонио» – ведь он не о том, каким Моцарт был гением, а про то, почему Сальери стал злодеем. Спиваковский-Сальери проникновенно произносит знакомые любому школьнику монологи про то, что «нет правды на земле…», что он «алгеброй гармонию поверил…», он убедителен, когда говорит, что завидует. «Амадей» вполне мог бы стать моноспектаклем Спиваковского на тему «Как Сальери отравил Моцарта». С ролью Моцарта вполне бы справилась музыка и хор. Но… оба героя предстали перед публикой. Моцарт-Стычкин вначале глупо похихикивает, как и полагается праздному гуляке. Потом патетично произносит речь про несовместимость гения и злодейства. Но можно ли сыграть гения? Тем более если постоянно звучит его музыка…
Актеры метались по микроскопической сценке, разыгрывая бурю страсти. Единственная декорация – портал с малиновыми кулисами и золотистыми шторками – выглядела как ироничная дань театральной традиции.
Отравление произошло просто и без лишних движений. Сальери просто рассказал об этом. Ни тебе бокалов, ни подсыпания яда. Ни предсмертных мук Моцарта.
Проект венчал, как и полагается по сюжету, «Реквием» Моцарта. После спектакля зрители выходили с мокрыми глазами.
– Эта музыка! Музыка! – восторгались они.
Комментарии