02:46
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 августа 2008

Народное чудо

В четверг в Свято-Введенском монастыре отмечали обретение Толгской иконы Божией Матери и пятилетие ее возвращения из Митрополичьих палат. Праздник стал первым после передачи территории обители в собственность Церкви.Утром Толгиного дня теплоходы в обитель курсировали с интервалом в полчаса, но на каждый паломники спешили как на последний. Будто и не корабль всякий раз причаливал к речному вокзалу, а ковчег.

– Люблю я по святым местам ездить, – рассказывает паломница из Иванова Людмила Ивановна Грачева. – Во Владимирскую область езжу, в Костромскую, Ярославскую.  Свято-Введенский монастырь пять раз посещала. Это – удивительный сплав духовного и исторического. Там и икона чудотворная, и мощи святителя Игнатия Брянчанинова, и часовня монахов, погибших во время польского нашествия. А уж как его восстанавливали… Ведь почти из пыли благодетельные люди его воскресили. Правду говорят, что Господь попран не бывает.

Введенский собор, Святые ворота с церковью Николая Чудотворца, колокольня, башни и кельи. Отныне Толгскому монастырю только из объектов недвижимости принадлежат 26 построек. Свято-Введенская обитель стала первой в России переданной Церкви из федеральной собственности. Мало кто знает, что даже всемирно известная Троице-Сергиева лавра находится только в бессрочном пользовании.

– Раньше икона Божией Матери в музее хранилась, да и сам монастырь паломниками тоже как музей воспринимался. А теперь мы здесь хозяева полноправные, – рассказывает монахиня Еликонида. – В монастыре 12 лет живу. Ни одной свободной минуты нет. Утром и вечером молимся, а в остальное время – трудимся. У каждой монахини свое трудовое послушание. Например, я старшая на подворье. Там мы картошку сажаем, кормовую свеклу, помидоры, огурцы. За коровами, овцами ухаживаем. Творог делаем. Спать монахини ложатся заполночь, а встают в половине четвертого. Паломники в основном пожертвованиями помогают. А наемным работникам матушка Варвара большие деньги платит.

…У портала монастыря послушницы продают квас и березовый сок, пирожки по особому монастырскому рецепту. Всего их выпекли более 20 тысяч штук. Рядом – лоток с певучими латунными колокольчиками.

– Колокольчики мой брат делает, – рассказывает торговец Александр Маслеников. —Он живет в Великом Новгороде на Валдае. Окончил технологический институт в Петербурге, а традицию изготовления колокольчиков перенял от отца. Валдайские колокольчики издавна славились, и сейчас, когда их стали во многих городах изготовлять, по-прежнему считаются лучшими.

С помоста между Введенским собором и Крестовоздвиженским храмом возносят хвалу Всевышнему архиереи в бирюзовых ризах. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност...

Из распахнутых окон галереи наблюдают за Божественной литургией паломницы с детьми и крестятся, услышав имя Господне. Под окнами толпа страждущих благодати расступается перед престарелой слепой монахиней – в инвалидном кресле везет ее к помосту молодая послушница. А небо, к которому взывают молящиеся, живет своей жизнью. Пушистые облака обращают на себя взоры паствы. Встревоженное звуками литургии кружит вокруг куполов, налившихся жаром солнца, воронье.

– Светозарным сиянием наш град озаряй, теплым веры лучом нашу жизнь согревай, будь ты сердце страны Ярославския! Радуйся, радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая! – а это уже в продолжение литургии под открытым небом хоровая капелла «Ярославия» исполняет кантату Толгской иконе Божией Матери.

Преисполненные огня слова находят отклик в сердцах паломников. Тем более что написал кантату отец Василий Зиновьев, наш земляк. Впервые на Толге это произведение исполнил архиерейский хор Успенского кафедрального собора в 1314 году.

– В исполнении кантаты есть определенные сложности, – рассказывает хормейстер «Ярославии» Елена Вербицкая. – Произведение состоит из множества частей, и каждая абсолютно разная. Без внутреннего напряжения певцов произведение может рассыпаться. А сохранять этот особый настрой непросто, ведь длится кантата довольно долго. Необычность произведения состоит и в его былинном складе. Но вступает женский хор – и словно издалека раздается церковное пение. Да к тому же под открытым небом тяжело петь. Акустика плохая.

Для верующих кантата отца Василия стала откровением. На Ярославской земле ее не исполняли почти 80 лет. Но другие произведения Зиновьева каждый слышал.

– Многие его произведения стали народными, – рассказывает исследовательница творчества Василия Зиновьева, преподаватель церковного пения ярославской школы колокольного искусства Людмила Зуммер. – Например, песнопение «С нами Бог» исполняется в Рождество во всех православных храмах. Вероятно, именно Зиновьев написал «Вечерний звон» на стихи Томаса Мура в переводе ярославского поэта Ивана Козлова.

…В надежде очиститься от повседневности паломники принесли с собой в обитель мирскую кутерьму. Наряд милиции сдерживает желающих попасть в Крестовоздвиженский храм, в одностолпную палату, где хранится явленная почти семь столетий назад святыня. Пускают только по десять человек.

– Присутствие иконы, небом явленной, чувствуется в обители, – рассказывает мать Назария. – Раньше, когда после трехдневного пребывания в монастыре образ увозили в Митрополичьи палаты, сестры скорбели. Но наша Божия Матерь Толгская все скорби обращает в радость. Во всех мелочах приходим к ней за помощью. Не попросишь – проблемы возникают, острые углы. Каждый день на молебен ходим, а те, кто не успел со всеми, сами бегут к иконе приложиться.
В дышащем свежестью кедровнике выстроилась очередь к украшенному цветочными венками списку иконы. Страждущими благодати и список почитается как чудотворный.

Босые паломники вытаптывают заповедную зелень. Обнимают вековые кедры, садятся под лиственницы, прижимая к лицам колючие ветви. Вобрать в себя хотят священную силу священной рощи.

– Не правильно это, –  с улыбкой поясняет паломница из Ростова-на-Дону Мария. – После пожара в обители икону на ветвях нашли. Вот и думают люди, что если приложиться к деревьям, то благодать снизойдет.

Поклониться святыне наведываются сотни паломников со всех волостей. Каждый год приезжают сюда монахи из Троице-Сергиевого Варницкого монастыря в Ростове Великом. А с ними – воспитанники местной гимназии, где учатся ребята со всей России, Белоруссии, Украины, Казахстана. Для ростовцев празднование Толгиного дня особым смыслом наделено. Толгскую икону Божией Матери обрели в тот же год, когда родился основатель Троице-Сергиевой лавры преподобный Сергий Радонежский. А в 1392 году после смерти печальника земли русской впервые истекало от этой иконы миро.

– Над киотом Толгской иконы Божией Матери много ювелирных украшений. Издавна на Руси верующие в знак благодарности Пресвятой Деве за ее вспоможение приносят в дар колечко, серьгу, крестик или цепочку.

– Драгоценности эти – свидетельства реальной помощи Царицы Небесной, – рассказывает послушник Троице-Сергиевого Варницкого монастыря Владислав. – Толгский монастырь – чудо на земле. Чтобы ни случилось с человеком, он может прийти сюда. Здесь накормят, вылечат, помогут в трудной жизненной ситуации. Годами позволят жить, если трудиться, порядок соблюдать. При нашей меркантильной жизни, когда люди материальным оком смотрят на все, монастыри – воплощение высшего нравственного состояния народа. С них Святая Русь и будет возрождаться. Не станет монастырей, кто руку протянет, когда все отвернутся? Всем Толгский монастырь принадлежит. Каждому из нас.

 

Автор: Александра СМОЛЯР

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать