01:12
среда,
17 апреля 2024 г.
6.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 сентября 2008

«Битлз» среди валенок

Музеи, галереи, лекционные залы… Какая скука, не правда ли? Современное искусство подстерегает нас в самых неожиданных местах. В рамках фестиваля перформативного искусства «Корч», в переводе с древнерусского «представление», желающих поломать голову над расшифровкой художественных кодов пригласили на… фабрику валяной обуви в Тверицах.       Осваивать заповедные просторы, куда не ступала нога художника, собрались десять перформеров из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, а также Финляндии и Турции.      

– Прежде чем взять кисть, художник выходит на пленэр и подбирает натуру. Так же перформер ищет пространство, где он может открыть новые смыслы, –  рассказывает куратор фестиваля, научный сотрудник Ярославского художественного музея Ольга Волкова. – И визуально, и концептуально интересно устраивать перформансы на предприятиях, пребывающих в состоянии «междувременья». Например, мы проводили акцию на «Маяке», который прекратил работу как завод, но еще не перестроился в торговый центр. В прошлом году «сценой» для фестиваля стала фабрика «Красный Перекоп» – великолепный памятник промышленной архитектуры. Но по техническим причинам там удалось воплотить не все задумки. Например, столичному перформеру Лизе Морозовой не разрешили обнажиться и с завязанными глазами пройти по цеху. Это стало бы испытанием и для художника, и для окружающих, на которых легла бы ответственность за экспериментатора.
      

…Под открытым небом – корч со спецэффектами. Пять-шесть кучек подожженной листвы теплятся слабым дымком. Перформер московского театра «Плантация» Евгения Андрианова в черной телогрейке и трико протискивается через чащобу металлолома, водружает в импровизированную вазу букет из… репейника. Невесть откуда, как мираж, над кучами ржавой рухляди, над вековыми зданиями воспаряет «Битлз»: «I love you, I love you, I love you…» Эклектика шокирует и – окрыляет. Для тех, кто видит перформанс впервые, он не более чем эксперимент. Но даже новичка не покидает неизбывное удивление от ощущения себя участником этой игры.
      

– Перед выступлением я не видела фабрику – только ее фотографии. Поэтому смогла продумать лишь структуру перформанса. В остальном пришлось импровизировать. В этот перформанс я вложила много ассоциаций, даже аллюзий на библейские притчи. Но зрителю совершенно не обязательно их понимать, потому что перформанс – максимально субъективный вид искусства, – объясняет московский перформер Евгения Андрианова. – Мне интересно исследовать, как люди на фабрике, общаясь с механизмами, сами в эти механизмы не превращаются. Можно ли вообще оставаться женщиной, занимаясь тяжелым физическим трудом? Эта тема давно меня интересует. В Москве я участвовала в спектакле о жизни на фабрике «Лебединое озеро». Там есть эпизод, когда работницы набивают пухом подушки, а для поднятия духа звучит музыка Чайковского. Хочу даже снять фильм на эту тему.
      

Для воплощения самых невероятных фантазий территория фабрики – идеальная для перформера социо-культурная среда. Граница между жизнью и корчем здесь тускнеет, стирается. Вот в чесальном цехе то шипит, то тяжело вздыхает станок. Ну чем не арт-объект?! Вот, устало улыбаясь, копошится у кипы с шерстью полнолицая работница в платке цвета лазури. Напротив ржавой ванны – этажерка с… парой учебников по английскому. Бог знает, из какого сора рождаются цветы современного искусства.
      

– Проведение фестиваля на фабрике валяной обуви можно интерпретировать как попытку привлечь внимание к фрагменту города, который обделен вниманием. Учитывая, что  вся культурная жизнь теплится на «пятачках» в центре Ярославля, попытка сместить ее на периферию – важная культуротворческая акция. Так, в Москве произведениями актуального искусства стали обживать винный завод, который благодаря этому за короткое время стал известным, –  рассуждает доктор искусствоведения, профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Татьяна Злотникова. – Тенденция, связанная с эстетизацией внеэстетической действительности, появилась в искусстве в конце 60-х годов ХХ века. Великий английский режиссер Питер Брук назвал перформанс «бедным театром» – без помещения, декораций. К тому же зачастую перформансом занимаются люди, не имеющие ни актерского, ни режиссерского, ни музыкального образования. Поэтому появление такого феномена, как перформанс, связано с потребностью не в демонстрации художественного совершенства, а в эстетическом оформлении себя в мире и мира вокруг себя. Отсюда и стремление к поиску новых форм осмысления жизни, обживанию новых территорий.
      

В Ярославле топологическая «революция» только началась. Пока к альтернативам традиционных обителей искусства можно причислить только фабрику валяной обуви и Ярославскую мануфактуру, «приютившую» странствующих художников в прошлом году. Но в планах ярославских перформеров и дальше шествовать с корчами по промышленным предприятиям города. Сейчас они мечтают осчастливить своим искусством тружеников моторного завода.
      

Автор: Александра СМОЛЯР

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать