В советское время существовал художественный фонд, принимавший заказы. Чтобы подзаработать, художники брались за заказные портреты вождей, но никогда не оставляли творчества. Когда закончилась эпоха строек коммунизма, социального заказа и искусство перестало быть идеологическим оружием, художники оказались в условиях рынка. И сегодня каждый из них выживает, как может.
Но новое время подарило свободу творчества, возможность воплощать на полотнах свои фантазии и концепции. В недрах союза одно за другим стали возникать творческие объединения – «Аллея», «Коло», «Эмалис», «Изографы», «Провинция». Возрождается и развивается храмовое искусство. Группа художников во главе с академиком Николаем Мухиным расписала немало православных храмов не только в Ярославской области, но и в России, и за рубежом. Многое сделал для развития искусства горячих эмалей Александр Карих.
Заслуги наших художников отметили на юбилейном собрании в филармонии представители Союза художников России и Академии художеств. А областные и городские власти обещали активнее поддерживать художников. Их подарки пришлись очень кстати: от губернатора Сергея Вахрукова – грузовая «Газель» для передвижных выставок, от мэрии – материальная помощь.
В рамках юбилейных торжеств открылась ретроспективная выставка в Центральном выставочном зале. Для участия в ней каждый член Союза принес три своих творения. В результате тщательного отбора сформировалась экспозиция из более двухсот произведений. Самое старое из них по времени – рисунок «Петербургская старушка» Василия Кортовича, сделанный в 1939 году.
Как выглядели берега Которосли в 40-е годы прошлого века, можно увидеть на картинах Андрея Чурина и Александра Шиндыкова. Сегодня эти полотна имеют не только художественную, но и историческую ценность. Как и написанный в 1963 году Амиром Мазитовым портрет матери Валентины Терешковой. А из военной тематики – картина «Кладбище немецких танков» участника Великой Отечественной войны Николая Кирсанова.
У Геннадия Дарьина – приверженца «левитановских пейзажей» – картины природы полны поэтического очарования. Кстати, работы этого патриарха живописи вошли в престижное издание «1000 русских художников».
Спартак Глушков воспел и увековечил наш город в гравюрах. В них есть настроение, чувство – то, что отличает искусство от просто фиксации. Лирическое настроение навевает цветная линогравюра «Площадь Волкова», выполненная в 50-е годы.
Выставка выстроена так, что рядом с творчеством мастеров старшего поколения соседствуют работы молодых художников. Одни продолжают традиции русской реалистической школы, другие пошли по пути авангарда, кому-то по душе пришлась салонная живопись. Выставка-ретроспектива дала уникальную возможность увидеть разные грани развития художественного процесса в Ярославле.
Комментарии