05:33
вторник,
22 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 октября 2008

Троллейбусом № 5 до Ярославля-Главного и другие перемены

«Я всегда стараюсь поставить себя на место пассажира. Что важнее всего при выборе общественного транспорта? Прихожу к выводу: главное, чтобы было комфортно, быстро, безопасно – вот обязательные условия. Остальное не столь существенно» – говорит председатель комитета по транспорту и связи мэрии Александр БОЛТОВНИН.        Это по поводу муссирующихся слухов о грядущей замене старейшины пассажирских перевозок – трамвая. Сегодняшний Ярославль живет подготовкой к 1000-летию. Есть тут и сугубо практическая сторона, неизбежно связанная с разъездами. Она интересует наших читателей едва ли не в первую очередь. Меняется внешний вид улиц – корректируется транспортная схема города. Какие-то маршруты закрываются, взамен появляются новые. Обо всем – самые подробные сведения от главы транспортного ведомства Ярославля.       

Трамвай всем хорош, но хорошо от него – не всем
      

– Мы сейчас плотно занимаемся трамваем, – подтверждает Александр Болтовнин. И называет причины: У нас много жалоб от людей, которые проживают в непосредственной близости от трамвайных путей. Особенно это касается улиц Победы, Большой Октябрьской и Чкалова. Там людям с пяти утра и до часу ночи нет покоя. Приближается вагон, и земля трясется, грохот возникает неимоверный… Это первая проблема.
      

Вторая проблема связана с потерями времени из-за различного рода аварий. Простои трамваев составляют иногда несколько часов за раз: пока подъедет инспектор, пока нарисует схему ДТП, составит акт, оформит документы… Представьте: вы спешите и воспользовались трамваем рассчитываете, что доедете быстро, а быстро не получается. Поездка затягивается, в результате, может быть, какие-нибудь мероприятия срываются. В итоге доверие к этому виду транспорта теряется.
      

Третье. У нас есть несколько улиц, находящихся в, мягко говоря, не очень хорошем состоянии. Это, например, улица Большая Октябрьская, где из-за трамвайных путей движение только в один ряд. И там – сплошные ямы. Или улица Чкалова – то же самое: разбитое покрытие, узкая проезжая часть. Если какая-нибудь машина остановилась или автобус встал на остановку, их уже не объехать.
      

Трамвай отличный вид транспорта. Но там, где движение происходит по выделенному пути, где он не идет по проезжей части. Иное, когда трамвай перемещается аккурат по дороге (в названных случаях практически по самой середине). Получается, площадка для посадки-высадки также размещается на проезжей части (что, кстати, опасно с точки зрения защищенности участников дорожного движения). Она в свою очередь еще и ограничивает проезжую часть. Другое следствие: когда трамвай встает на посадку-высадку, весь попутный транспорт согласно правилам дорожного движения должен остановиться. И пока не закроется дверь трамвая, машинам двигаться нельзя. Мы думали: автомобильные пробки могут быть только в Москве. А сегодня по факту имеем, что и в Ярославле они не редкое, а очень даже частое явление.
      

Наконец, четвертое. У нас есть историческая часть города, она охраняется ЮНЕСКО. Мы там не можем убирать здания, вносить изменения в планировку, чтобы соорудить разворотную площадку для трамвая или расширить улицу. Закон обязывает нас исходить из существующих реалий. Однако необходимость увеличения пропускной способности транспортных магистралей в этой части города остается, поток машин стремительно растет. Как быть?.. Плюс – экология. Если видели последние модели автобусов, то, конечно, обратили внимание: за ними уже не вьется шлейф дыма. Там специальные устройства, которые дожигают отработанные газы и выбрасывают в атмосферу несравнимо меньше вредных веществ, чем было раньше. Проблема серьезная, над ней работают. И с этой точки зрения электрический транспорт наиболее экологически чистый.
      

Подарок без запчастей уже не подарок
      

– Мы очень долго думали, что можно использовать на замену трамваю? Рассматривали вариант монорельсового трамвая. Красивая идея. Достоинства: вместимость (длина состава достигает 40 метров) и большая скорость. Он был у нас запроектирован на Большой Октябрьской. Но прикинули: в этом варианте не удастся реализовать ни одно из его преимуществ. Скорость ему там не набрать: помешает большое количество перекрестков и остановок. А повышенная вместимость не потребуется ввиду отсутствия интенсивного пассажиропотока. Он бы мог эффективно работать на брагинском направлении: там есть выделенная линия на участке от «Гиганта». Но мы недавно закончили ремонт путей обычного трамвая. Отказываться от всего этого хозяйства? Нас не поймут.
      

Хотя министр транспорта хотел сделать такой подарок к 1000-летию. Минтранс оплатил бы 50 процентов стоимости проекта; соответственно, 50 процентов готов взять на себя частный бизнес. То есть бюджеты города и области не понесли бы никаких затрат. Вроде, кто откажется?! Но, с другой стороны, если вам подарят слона, это уже не радость, а сплошная головная боль. Появятся вопросы, где его содержать, чем кормить, за счет чего? Примерно то же самое получилось вот с этим трамваем. Во-первых, нет опыта эксплуатации его в России. А предварительные расчеты показывают, что затраты на специальное депо, на специальную технику для строительства путей, на специальную технику для эвакуации и проч. соизмеримы с покупкой около 1000 новых троллейбусов. И это против всего-навсего 8 поездов на монорельсовом ходу, которые получил бы город?!
      

Да и стоит ли овчинка выделки?.. Подобные проекты реализованы во Франции, в Италии и в Китае – в странах, где практически не бывает снега. Нам показали рекламный ролик: монорельсовый трамвай движется по тонкому рыхлому снегу. Он же его днищем задевает. Теперь представьте наши условия… Да ни один вагон не сможет выйти из депо!
      

Кстати, в пределах Российской Федерации и в ближайшем окружении нет предприятий, которые располагали бы запасными частями к нему. Все надо заказывать во Франции. Отсюда любая поломка обернется месячными простоями: пока привезут нужную деталь, пока растаможат и т.д. Взвесив «за» и «против», мы пришли к выводу, что на данном этапе от монорельсового трамвая придется отказаться. Что, разумеется, не скажется на перспективах развития этого вида транспорта в Ярославле. Есть, в частности, задумки, связанные с микрорайоном «Сокол». Но тут еще много неясного…
      

Трамваи покидают центр и «пятерку»
      

– В общем, на целом ряде маршрутов решено трамвай все-таки убрать. Положительные примеры у нас есть. Мы убрали трамвай на улице Большая Федоровская, на проспекте Толбухина (в частности, на Толбухинском мосту). Провели реконструкцию дорожной части, и сегодня видно, что улицы ожили. По ним пошел транспорт, они получили второе дыхание, там проблема пробок снята.
      

Представляете остановку «Гигант»? Там есть поворот на улицу Володарского. Прекрасная улица не работает по той простой причине, что там ходят трамваи. Вот если трамвай убрать вплоть до улицы Победы, то открывается перспектива использования улицы Володарского. Тогда транспорт, который движется в сторону центральной части города или в сторону Москвы, сможет, не доходя до улицы Победы, выезжать на Володарского, спускаться до улицы Свободы или до Большой Октябрьской, или даже до Которосльной набережной. И там уже выходить на мосты. Транспортная нагрузка на центр города резко уменьшится.
      

Улица Победы широкая, красивая улица. Сбоку находятся пути. Если вот эти трамвайные пути убираем и туда запускаем троллейбус, то ширина проезжей части увеличивается почти в два раза. Получается широчайший проспект. Кроме того, с завершением строительства торгового центра на улицу Победы будет выведена улица Пушкина. У нас появляются дополнительные дороги, которые позволят немножко разгрузить центральную часть города. Троллейбус – транспорт малошумный, транспорт экологически чистый, и принадлежит он тому же предприятию, что и трамвай – «Яргорэлектротрансу».
      

Мы собирались у мэра по этому вопросу не меньше десятка раз. Было выслушано мнение всех заинтересованных сторон. Общий и однозначный вывод: в этом варианте трамвай нужно поменять на троллейбус. Уже проведен конкурс на закупку троллейбусов, и с ноября месяца начнется поставка. Будет поставлено 40 единиц. Из них 30 – обычных, только модернизированных; 5 – низкопольных «мегаполисов» и 5 «гармошек». Кроме того, сейчас приступаем к испытаниям новых троллейбусов Ликинского завода, они были представлены на автофоруме на площади Труда, жители могли с ними ознакомиться. Хорошая, перспективная модель.
      

А в Брагине им станет вольготнее
      

При всем при том есть места в Ярославле, где работы трамваю в ближайшем будущем, пожалуй, что прибавится.
      

– Мы по-прежнему будем заниматься ремонтом и содержанием трамвайного путевого хозяйства, – четко заявил Александр Иванович. – Недавно закончили опытный участок около дома № 7 по улице Труфанова – первый в нашем городе, где рельсы не имеют стыков. Трамвай там проходит не шумя, а так – только шурша. Правда, стоит все значительно дороже. Если убедимся в эффективности новшества – при этом обязательно учтем отзывы и мнение жителей,– пересмотрим всю маршрутную сеть трамвая. И на участках рядом с жилыми домами, выложим рельсы в бесшумном, бесстыковом варианте.
      

Что еще изменится? У нас в Брагине есть больница № 9 и конечный пункт трамвая № 6 на улице Блюхера. Эти два участка будут соединены, и появится кольцо вокруг Дзержинского района. Планируем пустить навстречу два трамвайных маршрута – вероятно, «шестерку» и «девятку».
      

Трамвайный маршрут из Брагина в направлении деловых кварталов Ярославля будет заканчиваться у ТЦ «Садко». Потому что дальше он пролегает по центру улично-дорожной сети, и, как я говорил, трамвай становится помехой транспорту. Там, на пятачке возле парка моторостроителей, запланирован транспортный узел. Принцип работы – как в Московском метрополитене, где с кольцевой линии пассажиры пересаживаются на радиальную и т.д. То есть надо будет пройти по переходу. Различие в том, что конструкция проектируется наземная и расстояние, конечно, не такое как в столице. Не сотни, а всего лишь несколько метров. Люди, которые поедут из Брагина в центральную часть города, а на отрезке до «Садко» трамвай – преимущество неоспоримое, он здесь не пересекается с проезжей частью, и идет быстрее, – смогут, не покидая территорию остановочного комплекса, пересесть на троллейбус. При пересадке дополнительная плата за проезд взиматься не будет.
      

Не электротранспортом единым жив Ярославль!
      

– С переориентацией транспортного парка вроде закончили. В следующем году намечаем достроить троллейбусное депо № 5 в Брагине. Сегодня у нас в центре города на Горвалу находится депо № 1. Занятая им территория будет использоваться под жилищное строительство. Вы знаете, там земля дорогая, и мы надеемся на вырученные деньги без привлечения средств города достроить 5-е депо. В городе останется два троллейбусных и одно трамвайное депо, – продолжает Александр Болтовнин транспортную тему.
      

– Плюс, мы в следующем году планируем построить в Брагине автостанцию двойного назначения. У нас много жалоб от жителей 15-го микрорайона. Там конечная станция, скапливается много автобусов. Отсюда шум, мусор и всякие другие неудобства. Принято решение построить диспетчерский пункт чуть дальше, в сторону Рыбинска. Туда будет доведена троллейбусная линия от улицы Волгоградской.
      

Такие вот проекты… У нас, у транспортников, главный принцип как у врачей: «Не навреди!» Мы считаем, что сегодня каждый район имеет хорошее сообщение с другими районами города. Если посмотреть на транспортную схему Ярославля, замечаешь, что сеть достаточно развитая. По большому счету она во многом отражает, скажем так, желания ярославцев и соответствует пассажиропотоку. А небольшие корректировки мы делали, делаем и будем делать.
      

Продолжается пополнение автобусного парка. На 2009 год запланировано приобретение порядка 14 новых автобусов. В нынешнем году уже купили 12 для ПАТП-1. Привлекаем и частного инвестора. Навигационная спутниковая система позволяет точно знать, как работает транспорт именно в данное конкретное время. У диспетчеров «Яргортранса» на карте города виден каждый автобус. Кроме того, мы закончили монтаж примерно 10 видеокамер. Диспетчеру подается изображение всех проблемных участков. Если образуются пробки, диспетчер может вовремя среагировать.
      

Считаю, что сложилось оптимальное соотношение муниципального транспорта и частного. Муниципальный транспорт наиболее затратный, потому что мы вынуждены содержать производственную базу. Но в то же время – наиболее надежный. Он уж никуда от нас не денется. Он выполняет социальную функцию, он ее и будет выполнять. И частные автобусы работают на условиях транспорта общего пользования. Это не маленькие «пазики», это – большие ЛиАЗы, которые также возят всех льготников в городе.
      

Мы планируем чуть-чуть увеличить количество частных автобусов. Сейчас рассматриваем возможность продления маршрута № 17. Это Красный Перекоп получит выход на железнодорожный вокзал, и там потребуются 3 машины дополнительно. Мы рассматриваем вариант продления 82-го маршрута от Московского вокзала до улицы Светлой – в порядке помощи развивающемуся району «Сокол», оттуда будет больше машин. В работе продление маршрутов №№ 42 и 39 до поселка имени Куйбышева.
      

Но в целом, какого-то революционного изменения в работе транспорта не ожидается. Единственное: принято решение, и мы маршрутные такси «газель» из города убираем. У нас их было 189 единиц. Мы активно работаем с частными инвесторами по вопросу вывода этих автобусов. Они, во-первых, очень неудобные: держаться не за что и пробираешься к выходу «на полусогнутых». Если машина тормозит, то травмы неизбежны. Будем полностью заменять их на более комфортные «Форды», «Мерседесы», «Фундаи». Сегодня таких уже более 30. Думаю, к середине следующего года эту работу завершим.
      

Второе: убираем из города «пазики». «ПАЗ» – в том варианте, который у нас представлен, – сельский автобус: город он не украшает. Поэтому вместе с перевозчиками подобрали новую модификацию машин – более комфортную, современную, с удобным салоном. Первые такие машины появятся буквально на этой неделе. Ну и продолжим, я уже об этом упомянул, закупать новые троллейбусы, трамваи.
      

К тысячелетию мы придем с хорошим транспортом.
      

Что ожидает

...Московский проспект
      

– Самое ближайшее, что нас здесь ждет, – в следующем году в районе Московского вокзала начнется строительство Триумфальной арки. Это подарок мэра Москвы Юрия Лужкова к 1000-летию нашего города. Арка будет выполнять функции наземного перехода. Очень необходимая вещь – там ежедневно проходит большое количество народа. Сооружение включает в себя крытые галереи и эскалаторы. Я видел предварительный проект – красиво!
      

Правда, пока арку будут строить, нас ожидают небольшие проблемы. Но мы их решим. Рабочие варианты есть – с использованием для движения транспорта площади Подвойского и Суздальского шоссе.
      

… «пятерку»
      

– Разрабатывается проект реконструкции улицы Чкалова. В самое ближайшее время снимем всю сетку трамвайных путей. Трамвая, как я уже сказал, здесь не будет. Рассчитываем все завершить в течение следующего года. Начнем весной и к зиме, я считаю, управимся.
      

Там параллельно идет улица Карла Либкнехта, чуть дальше улицы Автозаводская и Угличская. Мы подготовим несколько вариантов маршрутов по ним, которые будут задействованы на период реконструкции. Перевозками займутся автобусы и маршрутные такси, которых здесь добавится; они свяжут различные уголки микрорайона с центром. Проблем там не возникнет.
      

… Большую Октябрьскую
      

– Улицу полностью закрываем на реконструкцию. Передел затронет и улицу Ухтомского, которая тянется от Горвала до Ярославля-Главного, где тоже нет нормальной проезжей части. Соответственно, трамвайные пути снимем и там. Взамен появится настоящая полноценная дорога, по которой будет пущен троллейбус. Он будет доходить до разворотного кольца у ж/д вокзала, где сейчас разворачиваются трамваи. И это будет троллейбус № 5…
      

В результате 5-й маршрут троллейбуса свяжет улицу Гагарина и автовокзал с Ярославлем-Главным. От Нефтестроя до площади Богоявления он не изменится, а уже здесь троллейбус будет заворачивать на Большую Октябрьскую и двигаться по маршруту трамвая № 3.
      

На время строительных работ, может быть, часть маршруток пустим по Которосльной набережной – это для студентов и преподавателей вузов, которые там располагаются. Но основная часть транспорта пойдет по улицам Толбухина и Горвал.
      

О транспортной карте
      

– Это электронный проездной билет. Планируется запустить карту в начале следующего года. Всего будет четыре вида, самый массовый – единая транспортная карта. Представляет собой не что иное, как электронную банковскую карту или по-простому электронный кошелек. Главное условие, чтобы денег на счете было больше, чем на одну поездку. Верхний предел, естественно, не органичен. В транспорте вы прикладываете ее к терминалу банка, с карты снимается сумма и вам выдается билет – чек. Другие варианты это школьный и студенческий билеты (кстати, школьный будет отличаться наличием фотографии, чтобы возможность прокатиться на дармовщинку не смущала юных граждан). И самое важное – социальная карта. Ее будут выдавать нашим льготникам – федеральным, областным, городским. Ставится задача улучшить качество их обслуживания; безусловно, карта в этом поможет. Планируется ли какое-то ограничение на количество поездок льготников? Пока точно нет. Хотя, если человек в пределах фиксированной суммы будет делать больше 60 поездок в месяц, нагрузка на бюджет, определенно, увеличится. С другой стороны, владелец льготной карты ни в чем не должен чувствовать ущемление своих интересов.
      

О мостах
      

– Вчера проезжал по Толбухинскому мосту и удивился изменениям к лучшему. Когда там были трамвайные пути – надо учесть их состояние! – они чуть не разрушили сам мост. Получилось, что динамические удары при движении трамвая сказывались на прочности конструкции. Своевременно прекратили это дело. Теперь даже близлежащие улицы не узнаешь. К примеру, на въезде со стороны Красного Перекопа транспорт движется широким потоком – три ряда в обоих направлениях. Но пока рядом нет развязки, кое-какие сложности остаются. Миновав мост, транспорт выезжает на Московский проспект в районе Выемки и попадает в «бутылочное» горлышко.
      

Мэр сейчас занимается различными вариантами решения проблемы – до того момента, как появится развязка.
      

О третьем автомобильном мосте через Волгу ничего добавить не могу. Губернатор Сергей Алексеевич Вахруков сказал: вопрос сейчас рассматривается и будет решаться.
      

В 2009 году приступят к сооружению четвертого моста через Которосль – на минимальном расстоянии от так называемого «американского» моста. Он даст транспорту возможность следовать через город, не заезжая на Богоявленскую площадь. Благодаря нему, появится выезд с Московского проспекта на Которосльную набережную и на Мукомольный переулок. Что несомненная польза для города. Богоявленская площадь – достаточно загруженный участок. Кстати, и 5-й троллейбус на обратном пути нам будет выгоднее пустить именно через этот мост.
      

Автор: Владимир КИРИЛЛОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать