04:03
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 июня 2010

150 лет – церковной прессе

На чествование газеты «Ярославские епархиальные ведомости», старейшей церковной газеты России, приехали гости из разных городов, в том числе Москвы.Знаменательно, что в этот же день, 27 мая, Русская Православная церковь празднует Ярославско­-Печерскую икону Божией Матери. Ее образ был написан на стене храма под звонницей в Спасо-Преображенском монастыре. Этот храм очень любил архиепископ Нил, основатель газеты.

После молебна состоялась встреча общественности и СМИ с ответственным редактором «Журнала Московской патриархии» Сергеем Чапниным. Тема разговора была определена широко – «Основные вопросы церковно-общественных отношений сегодняшнего дня». Сергей Чапнин поздравил газету со знаменательной датой, подчеркнув, что «этот опыт коммуникаций был очень важен и для церкви, и для общества». Он напомнил, что в 1856 году святитель Иннокентий Херсонский разработал концепцию губернской епархиальной газеты, но первыми ее сумели реализовать на Ярославской земле.

По завершении встречи московский гость побеседовал с корреспондентом «Городских новостей».
– Как вы оцениваете роль «Ярославских епархиальных ведомостей» в истории церковной прессы?
– Роль, безусловно, выдающаяся. Это день рождения всей церковной прессы. Была заложена традиция, которая развивается до сих пор. С тех пор церковная пресса сочетает в себе два блока: официальный и неофициальный. Причем уже в девятнадцатом веке было четкое понимание того, что если неофициальная часть представлена слабыми публикациями, то побеждает скука и газета не выполняет свою роль. Стоит отметить, что с началом выпуска газеты стал создаваться очень качественный корпус церковных редакторов – это были выпускники духовных академий. Они сформировали лицо церковных газет, которые в девятнадцатом веке появились в большинстве из 69 тогдашних епархий. Можно провести параллель: вряд ли бы христианство так быстро распространилось и стало мощной религией, если бы проповедовалось только в устной форме. И вот православная пресса уже полтора века выполняет коммуникационную функцию в новом формате.
– А затем, после 1917 года, наступил вакуум в развитии этого направления СМИ.
– Да, после революции церковная пресса была полностью уничтожена, поскольку новые власти отняли у нее все материальные и финансовые ресурсы. И лишь в 1931 году открылся «Журнал Московской патриархии», который я сейчас представляю. Его первым главным редактором был будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Но годом начала подлинного возрождения церковной журналистики в России надо считать 1989й, когда было решено выпускать «Церковный вестник» без санкции коммунистических властей. Это было связано с духом свободы, который очень остро тогда ощущался.
– Существует много корпоративных изданий, и они в большинстве своем неинтересны. Церковную прессу также можно отнести к этому разряду, но с поправкой на ее миссионерскую деятельность. А как ее вести успешно, если церковная журналистика порой откровенно скучна?
– Ошибка многих церковных изданий позапрошлого века как раз и была, говоря современным языком, в их корпоративной направленности. Потом началось выправление этого перекоса, но наступили годы безвременья и не было возможности вести проповедь посредством церковной печати почти весь двадцатый век. А постсоветских лет оказалось мало, чтобы восстановить то, что было полностью уничтожено. Я признаю то, что в церковной прессе немало скучных материалов, но наши журналисты понимают это и стремятся делать качественный продукт. Повторюсь, используя концепцию того, что неофициальная часть издания должна быть максимально интересной. Кроме того, сейчас в Русской Православной церкви самое большое количество интернет-сайтов среди всех конфессий. Мы перенимаем самые современные технологии работы. И это говорит о том, что мы можем быть конкурентоспособными изданиями ХХI века.

Автор: Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать