03:55 Вторник, 22 Сентября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Фальсификат переходит в наступление

22 Апреля 2009
 Доля фальсифицированного алкоголя на местном рынке будет расти. Этот вывод стал одним из основных на «круглом столе», собравшем руководителей контролирующих органов, экспертов и главных игроков алкогольной индустрии. Суррогату – «зеленый свет»Уже сейчас доля фальсификата  в среднем по стране оценивается в 50%, а в различных регионах колеблется в диапазоне от 20% до 65%. Прогноз Союза производителей алкогольной продукции России, озвученный на «круглом столе», тревожен: две трети рынка в 2009 году захватит фальсификат. В этой сфере статистику вести невозможно, и потому ориентир один – анализ тенденций чиновниками и экспертами.   

В том, что экономический кризис вынуждает жителей области и города переходить на дешевый алкоголь, они единодушны. Это и зажигает «зеленый свет» перед вполне преуспевающими производителями фальшивых водок и вин.  

Дело в том, что «фальсификат» и «суррогат», как пояснила ведущий специалист управления Роспотребнадзора по Ярославской области Людмила РАТНИКОВА, – это две большие разницы. Суррогат – это напиток, не соответствующий ГОСТам и не предназначенный для употребления в пищу. Это и всевозможные «жидкости для розжига костров», и грубые подделки алкоголя. А фальсификат – это напитки, пригодные к употреблению, но информация о том, что входит в их состав, как и о том, кто сию продукцию производит, как правило, недостоверна или скрыта от потребителей. Иначе говоря, это подделки под известные марки алкоголя.

Деньги мимо казны

«Производители фальсификата работают качественно,  и распознать подделку очень трудно», – заметил директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области Николай НЕПРЯЕВ.

К тому же эти «теневые» структуры имеют огромное преимущество перед легальными производителями. Они не платят акцизов в бюджет и могут смело демпинговать, привлекая  покупателей. Сейчас акциз составляет 38,2 рубля  на каждую поллитровку водки. Эти деньги легальные компании перечисляют в казну, а производители фальсификата, разумеется, не обременены такими обязательствами. В итоге же акцизы включаются в стоимость легального алкоголя, а она уже «давит» на потребителя.

Учитывая долю фальсификата на рынке, можно оценить масштабы потерь государства. Так, единственный в регионе ликероводочный завод в прошлом году перечислил в региональный бюджет 200 миллионов рублей акцизных платежей и еще 43 миллиона рублей – в федеральный. Николай Непряев в этой связи заявил, что идея увеличивать ценовую нагрузку на законопослушных производителей неверна: «Ее нужно уменьшать, чтобы выбить табуретку у тех, кто наживается на фальсификате».

Секреты теневиков

Пока же приходится итожить: экономических рычагов воздействия на ситуацию нет. Такие попытки блокируются лоббистами теневиков. Можно вспомнить историю 2006 года, когда Росспиртпром намеревался выпускать «социальную водку» с условием, чтобы продавалась она не дороже 65 рублей за пол­литра. Намерение выбить фальсификат  с рынка таким способом, увы, провалилось, а внятного объяснения причин не последовало.

А хуже всего то, что и распознать фальшивку очень трудно. Как рассказал генеральный директор ЛВЗ «Ярославский» Владимир СКИДАН, в регионе имеют хождение подделки продукции завода – от «гаражного» уровня, которых немного, до ввозимых из южных регионов страны партий водки. «Боремся с фальсификатом мы не всегда успешно, – сообщил Владимир Скидан. – Его производители соблюдают требования ГОСТа, изготавливают водку в фабричных условиях, а проверки дают  ограниченный эффект». За 2008 год управление Роспотребнадзора проверило 481 торговую точку в регионе, но забракованными оказались лишь 20 тысяч литров алкоголя. За минувший год, по информации Николая Непряева, аннулированы три лицензии на продажу алкоголя. Всего же в области более 1400 предприятий имеют такие лицензии.

И, наконец, статистика смертности от отравления алкоголем также весьма лукава. За 2008 год зарегистрировано 506 таких случаев, это примерно 43 смерти на 100 тысяч жителей области. Однако нельзя утверждать, что это следствие отравления фальсификатами. Во­первых, как еще раз подчеркнули участники «круглого стола», граница между фальсификатом и легальным алкоголем все больше размывается. А, вовторых, вполне возможно, что отравления стали результатом передозировки качественным алкоголем.

Как распознать «паленую» водку
 
Чаще всего эксперты указывают четыре признака продающегося фальсификата.

1 Если на бутылке пробка легко прокручивается, не отделяется от контрольного кольца, имеет вмятины и дефекты объемного клейма – скорее всего перед вами «паленая» водка.

2 На бутылку должна быть наклеена этикетка, контрэтикетка и акцизная марка, причем все этикетки должны располагаться строго горизонтально и на одном уровне относительно дна бутылки. На этикетке указывают номер бригады и дату розлива, которую проставляют компостером или штампом на оборотной стороне или на самой бутылке. Фирменные этикетки на заводе наклеивает автомат, клей наносится мелкими, ровными и равноудаленными друг от друга полосами. Если мазки клея неравномерны – этикетка приклеена вручную. Бумага должна быть глянцевой, ровной  и гладкой на ощупь.

3 Классическая водка должна быть однородной, прозрачной, без осадка и посторонних частиц. Уровень жидкости обязан доходить до середины горлышка. Сама жидкость не должна пахнуть эфиром или ацетоном.

4 На бутылке качественной водки имеется лазерная маркировка в виде цифр и букв, нанесенных мелкими черными точками. Похожая маркировка может быть и на «паленой» водке, но она легко стирается, и на пальцах остается краска.

Компетентно

Владимир КРАСОВСКИЙ, заместитель начальника управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля:

– Все необходимые полномочия по расследованию случаев покупки некачественного алкоголя имеют две структуры. Это управление Роспотребнадзора по Ярославской области и отдел по правонарушениям в сфере потребительского рынка УВД области. Именно в них и должны обращаться люди, которые столкнулись с такими нарушениями прав потребителя.
Телефоны общественной приемной управления Роспотребнадзора: 75-52-97, 75-73-74.

Автор: Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама