00:03 Вторник, 20 Апреля 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Сорок лет в вихре танца

22 Апреля 2009
Народному ансамблю танца «Чайка» в следующем, юбилейном для нашего города, году исполняется 80 лет. Его создали ярославские текстильщики. А космическое имя подарила Валентина Терешкова. Слава и гордость коллектива – его участники. Среди них есть настоящие живые легенды. Одна из них – Вячеслав Леонидович СЕЛЮТИН, отдавший «Чайке» более 40 лет. За преданность народному искусству ему присвоили звание заслуженного работника культуры РФ, которое самодеятельным артистам дают очень редко.Под церковным куполомТанцевать Вячеслав Селютин начал с 18 лет. Возраст весьма солидный для дебюта, ведь обычно хореографией занимаются с детства. Она требует хорошей физической подготовки, чувства ритма и постановки дыхания. Вячеслав к тому времени всем этим обладал, потому что увлекался классической борьбой. Тренировал мальчишек тогдашний студент медакадемии, а ныне ее президент и член Общественной палаты РФ Юрий Васильевич Новиков. Помимо борьбы парнишка занимался акробатикой. Его наставником стал ярославский журналист Виктор Храпченков.    

Спортивные секции работали в городском Доме физкультуры, что напротив ДК «Красный Перекоп», а он, в свою очередь, «квартировал» в здании бывшей церкви Андрея Критского. Там работала уборщицей мать Вячеслава. Жила она с сыном в небольшой комнатке, расположенной над спортивным залом прямо под самым куполом храма. Занятия проводились допоздна, и звуки, шедшие снизу, гулким эхом отдавались наверху. А когда все расходились по домам и шум в зале стихал, мать и сын оставались одни в этом огромном здании.

«Витязь» на распутье

Именно благодаря занятиям спортом Вячеслав стал выносливым, ловким, сильным. Но вот в знаменитый ансамбль «Чайка» он попал случайно. Однажды друзьятанцоры позвали его на репетицию. И то, что они делали у балетного станка, произвело впечатление на борца. Он стал все чаще захаживать в Дом культуры и, сам того не заметив, полюбил танцы. Наступил момент, когда парню нужно было выбирать между двумя домами – культуры и физкультуры. В тот момент юноша чувствовал себя этаким витязем на распутье: направо пойдешь – на сцену попадешь, налево повернешь – на боксерский ринг угодишь. В конце концов танцы победили. Уже после первых выступлений Вячеслав понял – он попал в свою стихию.

Рубашку – хоть выжимай

Самодеятельным артистам приходится труднее, чем профессиональным, в том смысле, что они идут на репетиции или концерты после рабочего дня. А трудился Вячеслав на фабрике «Красный Перекоп». Сначала ремонтировал ткацкие станки, но как стал танцевать, перешел на трепальные машины, чтобы работать только в дневную смену. И вот слесарь­ремонтник, отработав днем, вечером шел в репетиционный зал и до седьмого пота осваивал различные трюки, пируэты, туры, плясовые движения… После репетиций рубашку – хоть выжимай. Впрочем, Вячеслав этого и не замечал, для него танцы стали просто лучшей частью его жизни. Его любимые номера – «Калина красная», «Ярославские ребята», «Ползунец», «Русская плясовая» – захватывали целиком не только самого танцора, но и многочисленных зрителей, ведь зажигательные русские пляски требуют от исполнителя и природного дара, и неподдельного азарта. Впрочем, танцы народов мира Селютин исполнял с не меньшей страстью.

Индийцы хлопали от души

Первый раз Вячеслав побывал за границей с ансамблем в Монголии, на Фестивале советскомонгольской дружбы. Праздник проходил в городе СухэБатор. В ту пору в народе ходила поговорка: «Курица – не птица, Монголия – не заграница». И все же ярославцу, впервые очутившемуся за кордоном, все было в диковинку.

Творческие коллективы выступали на сцене, сколоченной из досок и установленной прямо посреди степи. Зрителей пришло видимоневидимо. Они сели на землю и после каждого номера бурно аплодировали артистам.

Коллектив «Чайки» в свои звездные годы объездил почти всю Европу, побывал в Северной Африке, в Индии, Шри-Ланке. Вячеславу, простому рабочему, чье детство прошло в церковной каморке, даже в мечтах не могло пригрезиться, что он своими глазами увидит сказочные египетские пирамиды и храмы Древней Эллады, искупается в Индийском океане и вдохнет запах пряностей на знаменитых восточных базарах.

Иногда случались приятные неожиданности: однажды ансамбль приехал на гастроли в Индию. Ребят предупредили, что здешние зрители никогда не аплодируют артистам. Однако, когда закончилось выступление «Чайки», в зале творилось что­то невообразимое: индийцы хлопали, не щадя ладоней.

Спустя несколько лет, в 1981 году, «Чайка» поехала на фестиваль в Венгрию. Завершилась концертная программа пышным банкетом, на который пригласили и ярославцев. Здесь им довелось познакомиться с Иосифом Кобзоном, Надеждой Бабкиной и Вячеславом Полуниным.

Плясунья Ирина

Однажды на совместном концерте «Чайки» и танцевального ансамбля ДК «Железнодорожник» Вячеслав увидел красивую плясунью Ирину. Девушка ему очень понравилась. Он добился ее внимания, а потом предложил ей руку и сердце. Ирина перешла в «Чайку». Но, увы, танцевать с женой Вячеславу не пришлось. Она уже ждала ребенка. Родилась первая дочь, через год – вторая. Ирина оставила сцену, чтобы быть поближе к детям, взяла на себя все заботы о хозяйстве и доме.

А Вячеслав продолжал танцевать. Все свободное время у него уходило на репетиции, концерты, гастроли. Жена и дочки редко видели его дома. Ирина, когда­то сама испытавшая волшебство и притягательность сцены, не стала отговаривать мужа от выступлений, она понимала: танцы – это его жизнь.

Ему до сих пор снится сцена

В 50 лет Вячеслав еще легко танцевал. Правда, начинали напоминать о себе полученные травмы. Однажды на репетиции он повредил мениск. Присев как­то перед выходом на сцену, почувствовал резкую боль. Прибывшая «скорая помощь» отвезла Вячеслава в больницу, где ему сделали операцию на коленном суставе.

В 1985 году на XII Московском Всемирном фестивале молодежи и студентов прямо на генеральной репетиции у него защемило поясничный нерв. И снова больничная койка. Но подлечился, отдохнул и вновь вернулся на сцену. К тому времени из «стариков» в «Чайке» уже никого не осталось. В 2001 году, когда Вячеславу исполнилось 60 лет, он покинул сцену.

Руководство ДК «Красный Перекоп» устроило ему бенефис, это был его прощальный концерт. Впрочем, до сих пор в своих снах каждую ночь он видит себя танцующим на сцене. В зале гаснет свет, и молодой парень начинает кружиться в зажигательном танце…
   

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама