15:33
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 мая 2009

Городской транспорт: взгляд социолога

Среднестатистический ярославец ежедневно проводит в транспорте не менее 1 – 1,5 часов, отправляясь на работу, учебу, по делам.  Являясь важным элементом социальной инфраструктуры крупного города, транспортная сеть обеспечивает бесперебойную работу всех сфер деятельности. И одновременно является базовым параметром качества жизни населения.Настроение «на целый день» Для большинства жителей Ярославля ежедневные поездки на общественном транспорте – неотъемлемая составляющая жизненного расписания. Четкая работа транспортной инфраструктуры города является не только условием свободной территориальной мобильности населения в пределах города, но и играет роль фактора, создающего настроение «на весь день».

Можно с уверенностью сказать, что в Ярославле развитие системы городского пассажирского транспорта идет с учетом общественного мнения. Начиная с 1992 года по заказу органов местного самоуправления Ярославский городской центр изучения общественного мнения МУ «ЦИОМСИ» ведет системнооперативный социологический мониторинг по отработанной системе индикаторов:

 - уровень, интенсивность и характер востребованности услуг городского пассажирского транспорта;

 - потребительская оценка качества работы городского пассажирского транспорта;

 - характер замечаний, проблем, предложений;

 - на перспективу.

Три этапа перемен

Развитие системы городского пассажирского транспорта города Ярославля в период с 1992 по 2009 годы включило в себя следующие качественные этапы:

– с начала 1990х по начало 2000х годов городская транспортная система была представлена основными видами общественного транспорта: автобусами, трамваями, троллейбусами. Схема маршрутного движения
в общих чертах оставалась неизменной. К началу 2000х годов такая организация работы городского общественного транспорта перестала отвечать требованиям времени, проблемы городского общественного транспорта все чаще выходили на первый план в ходе проводимых социологических исследований;

– ответом на эти проблемы стало развитие альтернативных видов транспорта (маршрутных такси), рационализация существующих маршрутов городского общественного транспорта, появление многочисленных новых маршрутов. С начала 2000х по 2006 год маршрутное такси заняло позицию основного, наиболее социально востребованного вида транспорта. Кроме того, в Ярославле при разработке маршрутов движения всех видов городского общественного транспорта стали учитываться потребности и пожелания населения города; 

– начиная с 2006 года и по сегодняшний день налицо рост востребованности горожанами всех видов городского пассажирского транспорта. С одной стороны, это обусловлено ростом цен на бензин: для некоторых горожан личный автотранспорт перестает быть неотъемлемой частью повседневной жизни и используется в основном для поездок на дачу, садовый участок, за город. С другой стороны, с течением времени расширяются маршруты движения общественного транспорта, становясь более удобными и доступными. На улицах города появляются более современные и комфортабельные машины.

Приметы нового времени – масштабное обновление всего парка подвижного состава – автобусов, троллейбусов, трамваев, дальнейшая рационализация маршрутной схемы, установка новых остановочных комплексов. В результате при сохранении высокой популярности маршрутных такси все более востребованными становятся основные, традиционные, виды городского общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, трамваи.

Красноречивая цифра

Результаты социологического мониторинга свидетельствуют о росте популярности городских маршрутных такси и автобусов за последние четыре года. Маршрутные такси в настоящий момент продолжают оставаться наиболее востребованным видом транспорта в системе пассажирских перевозок Ярославля, существенно разгружая пассажиропоток в городе. Ежедневно «маршрутками» пользуются 37,4% ярославцев.

За последнее десятилетие в Ярославле достигнута убедительная позитивная динамика уровня удовлетворенности населения качеством транспортного обслуживания. Так, если в 2001 году ситуация с транспортом в Ярославле была достаточно острой (оставляло желать лучшего удобство маршрутов, значителен был интервал между рейсами, трудно было выехать из некоторых районов города), то уже к 2002 году такое положение удалось переломить к лучшему, о чем свидетельствует динамика социальных оценок. В 2001 году подавляющее большинство ярославцев было абсолютно не удовлетворено организацией и качеством работы городского пассажирского транспорта, в 2002 г. вектор общественной оценки сместился в сторону относительной удовлетворенности, а к 2009 году в структуре общественной оценки устойчиво доминировала удовлетворенность качеством транспортного обслуживания.

Оценивая комфортность и рациональность маршрутов движения городского общественного транспорта, ярославцы прежде всего обращают внимание на интервалы движения машин, временные рамки начала и окончания движения транспортных единиц на том или ином маршруте, траекторию маршрута, комфортабельность салона.

В целом большинство горожан в той или иной мере удовлетворены качеством работы городского пассажирского транспорта – 78,4% респондентов оценили комфортность и удобство маршрутов движения общественного транспорта на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Несмотря на то что ситуацию в транспортной сфере города его жители характеризуют как благополучную, здесь присутствуют отдельные пока не решенные проблемы, на которые ярославцы также указывают в ходе социологических опросов, одновременно предлагая социально приемлемые способы их решения.

Результаты системного социологического мониторинга – проблемы, пожелания, предложения горожан – используются при разработке городских целевых программ по развитию системы городского общественного транспорта. Итогом работы последних лет стала комплексная целевая программа «Развитие электрического транспорта в городе Ярославле на 2005 – 2008 годы».

КОММЕНТАРИЙ

Александр Болтовнин, – председатель комитета по транспорту и связи мэрии города Ярославля:

– В целом городу удается выдерживать баланс между социальным и коммерческим секторами пассажирских перевозок. Организация коммерческих перевозок в Ярославле направлена не на полное замещение муниципального пассажирского транспорта, а на создание новой маршрутной сети, связывающей прямым сообщением районы города, которые ранее такого сообщения не имели. Минтрансом РФ неоднократно отмечалось, что в Ярославле, в отличие от некоторых городов страны, где таксомоторные перевозки осуществляются по мере заполнения салона, маршрутные таксомоторы работают по утвержденным маршрутам и графикам движения с диспетчерским сопровождением МУП ГПТ «Яргортранс». Опыт Ярославля по организации таксомоторных перевозок одобрен Минтрансом РФ и изучается представителями других крупных городов.

Автор: Татьяна РУМЯНЦЕВА,

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать