03:15
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 июня 2009

Ангелы-­хранители

 8 июня социальные работники  отметят свой профессиональный праздник, который был введен указом Президента РФ в 2000 году. Работа в сфере социального обслуживания – трудная, ответственная и малооплачиваемая. А потому здесь могут трудиться только люди с большой душой, которые не пройдут мимо чужой боли, беды. Социальный работник особенно нужен старикам. Без его помощи престарелым больным и зачастую одиноким людям не прожить. Жизнь по талонамТатьяна Владимировна Пинкова пришла в центр социального обслуживания Ленинского района в конце 80­х годов. Тяжелое было время. Все продукты продавали по талонам. С раннего утра у магазинов выстраивались длинные очереди. У Татьяны – 15 подопечных стариков. И каждому надо отоварить талоны. Приходилось бегать из одного магазина в другой, выстаивать в очередях. Отоваривая пачку талонов, Татьяна слышала за спиной ругань обозленных очередников. И у продавцов не находила понимания. Нагруженная продуктами, она развозила их по домам на тележке. В ту пору молоко продавали в стеклянных бутылках. Так их порой приходилось возить по два десятка и более. Хорошо, что на помощь приходили муж и старший сын.

Но вот начался обмен документов – паспортов, сберегательных книжек, пенсионных удостоверений, оформление медицинских полисов. И снова – бесконечные очереди. Если бы только они. А то ведь приходилось сталкиваться с бессмысленной суетой, волокитой, бюрократией.

А потом в жизни стариков начался страшный период – длительная задержка пенсий.

– Многие жить не хотели, – рассказывает Татьяна Владимировна. – Чтобы рассеять депрессию у пенсионеров, приходилось их убеждать, вселять надежду. Я им говорила, что мы и не такое переживали. И сейчас выстоим. У кого совсем не было денег, тому выдавали продовольственные наборы. Бабули, зная, что пенсию выплатят не скоро, заказывали минимум продуктов. Они учили меня, как из этой малости приготовить еду. В то время из Германии приходила гуманитарная помощь. Я опрашивала своих подопечных, что им нужно из одежды. А потом разносила халаты, рубашки. 

В баню на такси

Много обязанностей у социального работника: заплатить за квартиру, вызвать слесаря, выкупить или заказать лекарства в аптеке, оформить жилищную субсидию. И еще много других мелких и больших дел. Все обязанности прописаны на бумаге. Но на самом деле спектр услуг намного шире и зависит от щедрости души и сердца человека, взявшего на себя нелегкую миссию помогать слабым и одиноким. Одна бабуля, рассказывает Татьяна Владимировна, не хотела мыться в ванной. Так она возила старушку в баню на такси. Чтобы взять явку к врачу, приходилось к 6 часам утра идти в поликлинику. А рабочий день – с 8 часов. Лишь после долгих переговоров и объяснений с руководством лечебного учреждения социальным работникам стали выдавать явки по записи в регистратуре.

Неосторожное слово

Когда старость одинока и немощна, порой единственный, кто оказывается рядом, – это социальный работник. Он как ангел­хранитель для стариков.

– Пожилые люди требуют к себе повышенного внимания и заботы. С ними даже разговаривать нужно на особом языке: спокойно, не повышая голоса, все терпеливо растолковывать и объяснять, чтобы они как можно меньше волновались и нервничали, – рассказывает Татьяна Владимировна. – Был такой случай. У одного мужчины сын и внук жили в соседнем доме. Он – пенсионер и инвалид. Жена у него умерла. Мужчина хорошо играл на аккордеоне. Приду, бывало, к нему, мы посидим, поговорим, помузицируем. Прихожу однажды, а он плачет. Позвонил внуку, а тот сказал: «Дед, ты нас заколебал». Неосторожно сказанное слово так задело пожилого человека, что через неделю он умер. А ведь внук совсем не хотел обидеть дедушку. Я, прежде чем что­то сказать своему подопечному, сто раз подумаю. А если назревает конфликт или проблема, стараюсь это предвидеть, предчувствовать. Вывожу человека на откровенный разговор, узнаю, что его не устраивает, беспокоит. И мы вместе стараемся решить проблему спокойно и по­доброму. 

Раскалился телефон

Муж и двое сыновей Татьяны Владимировны с пониманием относятся к ее нелегкому, важному труду. Старший сын помогает осенью развозить мешки с картошкой для пожилых людей – зимой не придется таскать ее из магазина. Младшего сына Татьяна Владимировна иногда берет с собой, чтобы парнишка общался с бабушками. Она считает, что это хороший пример сыновьям. Они видят, как нужно помогать людям, делать добро, дарить теплоту и заботу. Тогда и у самих жизнь будет лучше и счастливее.

Когда однажды Татьяна Владимировна серьезно заболела, так телефон раскалился от звонков бабуль и дедуль. Как они тревожились о ее здоровье! И как были счастливы, когда их помощница и кормилица выздоровела и вновь поспешила к ним.

В нашем городе работают шесть комплексных центров социального обслуживания населения. В 2008 году в них получили помощь: в отделениях социального обслуживания на дому – 5000 пожилых людей,  в отделениях дневного пребывания – 32162 человека, в отделениях срочного социального обслуживания – 28441 человек. А услугой медицинского обслуживания на дому воспользовались 248 человек. Помощь пожилым и престарелым людям оказывали 730 социальных работников.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать